google-site-verification: google21d08411ff346180.html Житие святого пророка Захарии | Алчевск Православный

Житие святого пророка Захарии

Сентябрь 17th 2010 -

Считается что дом, где жил Захария и где родился его сын Иоанн Креститель был расположен в предместье Иерусалима Эйн-Кареме. На этом месте в настоящее время построен францисканский монастырь «Святой Иоанн на го́рах»

О местонахождении мощей Захарии существуют различные мнения:

  • в православной традиции их в 415 году перенесли из Иерусалима в Константинополь и поместили в храме Богородицы рядом со Святой Софией (о нахождении их там сообщает «Аноним Меркати» — латинское описание Константинополя XII века). При этом паломник Иоанн Фока в 1185 году видел гробницы с мощами Захарии и Елисаветы в севастийской церкви Иоанна Предтечи, построенной на месте его темницы. В настоящее время мощи (или их часть) находятся в афонском монастыре Констамонит;
  • в католической традиции местом нахождения мощей Захарии является Латеранская базилика в Риме.

Захария изображается старцем с седыми, длинными, мягко вьющимися волосами, со слегка вьющейся средней длины бородой, сужающейся книзу. Его отличительной чертой являются одежды первосвященника, которые изображали с достаточной степенью подробности: ефод, нагрудник с закрепленными на нем 12 драгоценными камнями по числу колен Израилевых, верхняя одежда в виде плаща, украшенная по подолу, длинная рубаха и пояс. Одежды довершает тканый головной убор с золотым щитком, с вырезанными на нем словами: «Святыня Яхве». В руках кадило и ладанница. В изображениях Захарии, как пророка, сохраняются священнические одежды, но в руках у него свиток с текстом из Евангелия от Луки (Лк 1. 68-69), напр., в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода (1363, не сохр.) на свитке приведен текст полностью: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (см.: Вздорнов. 1989. Док. № 76).

Единоличные изображения

В мозаике апсиды базилики св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553), в левом простенке между алтарными окнами представлено наиболее раннее единоличное изображение З. -первосвященника. В декорации храмов изображение Захарии всегда встречается в купольной росписи среди изображений пророков (напр., в Палатинской капелле (ок. 1143—1146) и в ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) (1143—1148) в Палермо, Сицилия; в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199)) и в алтарной зоне (напр., в каппадокийских храмах в ряду 10 святых рядом со св. Иоанном Предтечей (между 945 и 1025) в Тавшанлы-килисе (св. Евстафия) и в сев. апсиде Баллы-килисе; в сев. апсиде Дирекли-килисе (976-1025); предположительно в ц. Св. Креста и св. Георгия в Ачиксарае (1060/61 или 1100). В русской традиции Захария изображается преимущественно на восточных столпах или склонах алтарных арок: в Спасо-Преображенском соборе Мирожского (40-е гг. XII в.) и в соборе Рождества Богородицы Снетогорского (1313) мон-рей в Пскове, в новгородских церквах Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле, Рождества Христова на Красном поле (90-е гг. XIV в.), арх. Михаила Сковородского монастыря (нач. XV в.?, не сохр.), прп. Сергия Радонежского в Новгородском кремле (между 1453 и 1463). В каппадокийской ц. Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи и св. Георгия (Гёреме 9; нач. или 1-я пол. X в.) в алтарной нише деисусной композиции по сторонам Иисуса Христа изображены св. Иоанн Предтеча и З. (что объясняется посвящением престола в юж. апсиде св. Иоанну Предтече).

На миниатюре из Христианской топографии Космы Индикоплова (посл. четв. IX в.) Захария представлен в уникальной композиции «Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча, Захария, Елисавета, Анна и Симеон» (Vat. gr. 699. Fol. 76; см.: Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 68. Табл. 97).

Изображение пророкаЗахарии включалось в пророческий ряд иконостасов (икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции. [СПб.], 1997. С. 36). Как пророк со свитком в руке Захария изображен на 2-сторонней иконе-таблетке «Избранные святые — Симеон Столпник, прор. Захария, свт. Иоанн Новгородский. Благовещение» (кон. XV — нач. XVI в., ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь. 2000. С. 266).

Единоличные изображения Захарии входят в состав минейных циклов на сент.: в настенных минологиях (в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория, 1717—1718), на миниатюрах (в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 245v, К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 48 об., 79)), в иконописи (на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ)).

Житийные сцены

Основу изображения житийного цикла Захарии составили тексты канонических Евангелий, гл. обр. Евангелия от Луки, дополненные сюжетами из «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II в.): «Введение Богородицы во храм» (Протоевангелие. Гл. 7. 2-3), «Обручение (вручение) Марии Иосифу» и «Моление о жезлах» («Чудо о процветшем жезле») (Мф 1. 18; Лк 1. 27; Протоевангелие. Гл. 8, 9), «Благовестие Захарии» (Лк 1. 8-20), «Немой Захария перед народом» (Лк 1. 21-22), «Встреча (целование) Захарии и Елисаветы» (Зачатие св. Иоанна Предтечи) (Лк 1. 23-24), «Рождество Иоанна Предтечи» и «Захария называет имя Иоанна» (Лк 1. 57, 62-63), «Убиение Захарии на пороге храма» (Мф 23. 35).

Сцены с изображением З., как правило, появляются в связи с историей св. Иоанна Предтечи, образуя составную часть его житийного цикла, или входят в состав протоевангельского Богородичного цикла. Самые ранние известные сюжеты Жития З. представлены в росписи ранневизант. периода в церкви бывшего мон-ря св. Иоанна Предтечи (Дейр-Абу-Хиннис) близ Маллави (Египет). Живописный фриз, датированный VII в., включает 5 изложенных в порядке исторического следования житийных сцен праведных Захарии и Елисаветы, среди них «Благовестие прав. Захарии», «Захария перед народом» (кисть левой руки касается губ, указывая на немоту); «Убиение Захарии» показано в цикле изображений, посвященных детству Иисуса Христа, между сценами «Бегство в пустыню» и «Сон Иосифа». Единичные сцены сохранились также в каппадокийских храмах, освященных во имя св. Иоанна Предтечи. Так, «Убиение Захарии» представлено в росписи ц. Бахаттин-Саманлыгы в долине Ихлара (2-я пол. X или 1-я пол. XI в.) в цикле сюжетов земной жизни Христа; в росписи XI-XII вв. алтарного придела во имя св. Иоанна Предтечи (св. Марка) ц. св. Макария Великого одноименного мон-ря (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун в тромпах килевидных ниш под куполом помещены сцена «Благовестие Захарии» и парная ей композиция «Благовещение Богородицы». Сцена «Убиение Захарии» сохранилась в росписи жертвенника ц. Карагедик (св. Георгия); очевидно, она входила в цикл св. Иоанна Предтечи (кон. X-XI в.).

Традиция посвящения на Руси св. Иоанну Предтече расположенного в сев. апсиде жертвенника обусловила программу его декорации в XII в. — размещение там житийного цикла пророка. Развернутые циклы, включавшие эпизоды детства с обязательными сценами «Благовестие прав. Захарии», «Захария называет имя Иоанна», известны в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря, реконструируются во фрагментарно сохранившейся росписи новгородской ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах) (1189), в соборе Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове и др. В рус. иконописи самые ранние житийные циклы с подробным изложением истории рождения родителей пророка относятся ко времени не ранее 1-й пол. XVI в.: иконы 1-й пол. XVI в., АМИИ; сер. XVI в., ЯХМ, ЯИАМЗ; сер. XVI в. из с. Павлова, близ Ростова (ГТГ); 2-й пол. XVI в. из Сольвычегодска (СИХМ) (об этом см.: Устинова. 2005. С. 197-212).

Самая ранняя композиция «Благовестие Захарии» представлена на миниатюре в Эчмиадзинском Евангелии (Матен. 2374. Л. 228. Армения, VI в.) (см.: Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979. Ил. 92). Как иллюстрация, предваряющая Евангелие от Луки, эта композиция включена в Псалтирь и Евангелиарий (Lond. Brit. Lib. Harl. 2788, ок. 800 г.) — на развороте миниатюра с изображением ап. Луки (Fol. 108v) и «Благовестие Захарии» (Fol. 109r) — перед алтарем в скинии завета напротив друг друга стоят указующий перстом правой руки арх. Гавриил и З. с кадилом; по сторонам в медальонах — погрудные изображения Пресв. Богородицы (слева) и прав. Елисаветы (справа). В Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. К-поль, 976-1025 гг.) включены миниатюры «Убиение Захарии» (P. 14), «Благовестие прав. Захарии» (P. 61), «Обретение мощей» (P. 391). Отдельная миниатюра «Захария перед народом» иллюстрирует рукопись «De Virginitate Beatae Mariae» (Palat. lat. 1650. Fol. 38, Клюни, ок. 1090—1100 гг.) свт. Ильдефонса, архиеп. г. Толет (ныне Толедо).

Протоевангельские Богородичные циклы, включающие сюжеты с изображением З., разной полноты и сохранности, известны в росписях мн. храмов: собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.) (в этот цикл входит сцена «Вручение Марии багрянца и пурпура», однако «Протоевангелие Иакова» содержит оговорку, что в связи с немотой драгоценные материалы для церковной завесы Деве Марии вручал не З., а первосвященник с именем Симеон (гл. 9. 9)); новгородского храма Рождества Богородицы Антониева мон-ря (1125); собора Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове; мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316—1321, и др. Первая по последовательности изложения композиция с изображением Захарии — это «Введение Богородицы во храм»: первосвященник, склонившись к маленькой Марии, встречает Ее перед (или под) киворием храма. В иллюминированных рукописях один из ранних примеров представлен миниатюрой в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613, К-поль, 976-1025 гг.). Однако развитая схема этой композиции, предваряющей сцены детства Христа, встречается уже в росписи каппадокийских храмов, напр. в ц. Кызылчукур в Гёреме (рубеж IX и X вв.). Эта сцена широко представлена в ряде памятников монументальной живописи XI-XII вв., напр. на сев. стене ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199, фрески не сохр.) в паре со сценой «Сретение Господне»; в кипрских церквах Асину (Панагии Форвиотиссы), близ Никитари (1105/06), Панагии Аракос, близ Лагудеры (1192).

В настенных минологиях наряду с единоличными изображениями есть сцены «Благовестие Захарии» (ц. св. Апостолов в Пече, Косово и Метохия, 1561) и «Убиение Захарии» (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320; ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1348—1350); на рус. минейной иконе на июнь из комплекса миней московского происхождения (кон. XVI в., КГОИАМЗ) в день празднования Рождества св. Иоанна Предтечи З. изображен сидящим на ступенях у ложа Елисаветы и пишущим на табличке имя Иоанн (см.: Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат. М., 2004. Кат. 27).

В рус. иконописи как отдельное изображение встречается «Зачатие св. Иоанна Предтечи», где Захария и Елисавета приникают друг к дугу (напр., храмовая икона из церкви дер. Новокотово Тверской обл. (Новгород, 2-я пол. — кон. XV в., ЦМиАР, см.: Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 14. С. 102-105); 2-сторонняя выносная икона «Знамение. Зачатие св. Иоанна Предтечи», Новгород, 2-я пол. XVI в., ГТГ). Как отдельная сцена на новгородской 2-сторонней иконе-таблетке «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и вмц. Евфимия Всехвальная» (1-я пол. XVI в., ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие...»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 54-58) представлено явление арх. Гавриила Захарии: на фоне белокаменного храма, увенчанного 4 куполами с крестами в навершиях, у престола слева стоит склонившись Захария, в епитрахили; справа у престола — арх. Гавриил; позади Захарии. — 3 жреца. Именование этой композиции «Зачатие св. Иоанна Предтечи», несмотря на то что ее изображение как «Встреча Захарии и Елисаветы» известно с XV в. (см.: Смирнова, Лаурина, Гордиенко. 1982. С. 298), возможно, продиктовано традицией восприятия благовестия как образа зачатия пророка (Устинова. 2005. С. 197; см. подобный пример на иконе «Св. Иоанн Предтеча, с житием», 2-я четв. — сер. XVI в., ГВСМЗ). На пелене «Рождество Богоматери, с житием Богоматери» из Воскресенского собора Волоколамска (мастерская кнг. Анны Шуйской, 1510, ГТГ), в сцене, редкой по сюжету, «Моление Захарии о будущей участи двенадцатилетней Марии» (клеймо 10) первосвященник изображен перед престолом коленопреклоненным (см.: Дионисий «живописец пресловущий». М., 2002. Кат. 58. С. 222-223).

В расширенных композициях «Рождество Христово» на рус. иконах показано клеймо «Убиение Захарии», напр. на иконе из собрания И. С. Остроухова (кон. XVI в., ГТГ), на иконе круга Гурия Никитина (Кострома, ок. 1687, КГОИАМЗ; см.: Костромская икона XIII-XIX вв., 2004. Кат. 200), и др.

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730—1733) описание облика Захарии приведено в разд. «Святые пророки...», о нем сказано: «...старец с длинною бородою в священнической одежде» (Ч. 2. § 132. № 24). В сборнике изображения Захарии упоминаются также в сюжетах, входящих в циклы «Как изображаются праздники Богородичные» и «Чудеса Предтечи»: «Введение Богородицы во храм» — «В глубине храма в дверях с тремя ступенями стоит пророк Захария в иерейской одежде, протянув руки к Пресв. Марии...», «Благовестие Захарии» (Ч. 3. § 5. № 4); «Иосиф принимает Богородицу из храма» — «Внутри храма стоит пророк Захария благословляющия. Позади его некоторые иереи указывают друг другу на Пресв. Марию, а пред ним Иосиф...» (Ч. 3. § 5. № 5); «Благовестие Захарии» — «В храме пред жертвенником стоит Захария и держит в правой руке кадильницу, а левую поднял кверху и смотрит на небо. Выше жертвенника парит архангел Гавриил, держа хартию со словами: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя. Вне храма молятся многие евреи — мужи и жены» (Ч. 3. § 21. № 1); «Рождество Предтечи» — о З. сказано, что он при постели прав. Елисаветы «сидит и пишет на хартии: Иоанн будет имя ему» (Там же. № 2).

В рус. сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) по списку Г. Д. Филимонова под 5 сент. облик З. описан подробно: «Подобием стар, сед, власы главныя долги, а косы по плечам, аки авраамовы, брада до пояса длина, на конце мало раздвоилася, узка, на главе шапка червлена, заломы белые, риза верхняя киноварь, а по ней плащи златые, в двунадесяти местах, средняя риза лазорь, трития риза исподняя бакан светлый. Инде пишется: риза на нем греческая, на главе митра двоерогая по Ветхому закону...» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 145); под 23 сент., в празднование Зачатия св. Иоанна Предтечи, сказано: «...во святилище Захария... с кадилом у престола, служит святую службу, против его стоит архангел Гавриил смиренно, в руке держит скипетр, а Захария молебно к престолу держит руки, над ними по херувиму киноварь, за Захарию стоят старцы по ветхому закону...» (Там же. С. 157-158); под 24 июня, в празднование Рождества св. Иоанна Предтечи, Захария упоминается так: «...сидит мало поодаль одра [Елисаветы], подобием стар, брада долга, в руках дщица, а на ней пишет «Иоанн да будет имя ему»» (Там же. С. 372-373).

Литература: Ерминия ДФ. С. 83, 146-147, 183; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 371. С. 29; Кат. 543. С. 149; Миjовић. Менолог. С. 286, 316, 344, 362, 376; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода XV в. М., 1982; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 110, 181, 224, 256, 301, 314, 320, 326; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.,] 2000. С. 266. Кат. R-15a; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 49-50, 138. Кат. 238-239. Ил. 146, 182, 208; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI — 1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 616-621, 742-744, 754; Устинова Ю. В. «Зачатьевский цикл» в составе жития св. Иоанна Крестителя в древнерус. искусстве XVI — 1-й пол. XVII в. // ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 197-212.

Тропарь святому Захарии, глас 4:

Священства одеждею обложен премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно всемудре: и мечем убиен быв в храме Божии, Христов пророче с Предтечею моли, спастися душам нашым.

Кондак, глас 3:

Пророк днесь и священник Вышняго, Захария предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив: сего ради скончавается, яко божественный таинник Божия благодати.

Кондак святей Елисавете, глас 4:

Яко лука полна, свет правды от мысленнаго солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси боговозлюбленная Елисавето: достойными убо тя песньми ублажающе, всещедраго света просвещающаго всех Господа величаем.

________________________________________________________

1 Ирод, называемый в истории Великим, сын Антипатра, царя иудеев, сначала был правителем Галилеи, но при первом римском императоре Октавие Августе, еще до воцарения его, в 40 г. до Р.Х., получил титул иудейского царя и управлял всей Иудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.
2 Слово «Иоанн» с греч. означает «благодать Божия»; (греч. ф-ма [Иоаннес] евр. имени Иоханан, «Яхве милостив»).
3 Т.е. с тою же несокрушимою ревностью и нравственным могуществом, с какими некогда действовал великий ревнитель по Боге пророк Илия.
4 Иис.Нав.21:13; 1Пар.6:65. Хеврон был одним из древнейших городов земли ханаанской. Он существует и доселе и имеет до десяти тысяч жителей, которые занимаются торговлею, хлебопашеством, разведением фруктовых садов и виноделием. город лежит на тысячу футов выше Иерусалима в глубокой и узкой долине, с обеих сторон окруженной горами, в богато возделанной и плодоносной местности. Все окрестности города покрыты масличными, гранатовыми, фиговыми, фисташковыми деревьями; особенно же славится Хеврон большими и превосходными виноградниками.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.