Святой пророк Исаия

Май 22nd 2011 -


Пророк Исаия предстоящий Богоматери с младенцем Христом (Кириотисса)
Местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; XIIв.

В минуту крайней опасности для страны, когда Иерусалиму угрожали войска Сирии и Самарии, пророк Исаия успокаивал Ахаза тем, что род Давида сохранится до пришествия Мессии, и изрек знаменитое пророчество о рождении Спасителя от Девы: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил».

Исаия весьма склонен к совершению чудес в духе пророчества времен Илии и Элиши: он предлагает Ахазу просить знака у Бога (7, 11), подает Хизкии знак движением солнечных часов (38, 8). И. занимался также, подобно древним пророкам, врачеванием болезней; когда царь Хизкия смертельно заболел (по-видимому, чумою), он советовал прикладывать к воспаленным местам мякоть из смоквы (там же, 21). Из употребляемых им поэтических метафраз (Ис., 1, 6) также видно, что он был знаком с древними правилами лечения. Подобно Иеремии и Иезекиилу, он совершает символические действия: ходит нагим и босым во время осады города Ашдода в знак предстоящего пленения египтян и эфиопян (20). — Время его пророчествования обозначено в заголовке его книги 1, 1) словами: «Во дни Уззии, Иотама, Ахаза, Хизкии, царей Иудеи».

При царе Езекии, отличавшемся глубоким и искренним благочестием, пророк Исаия стал советником и близким другом царя. Под его руководством образовалась пророческая школа, призванная служить делу духовно-нравственного просвещения народа.

Благодаря влиянию пророка Исаии, Езекия восстановил храмовое богослужение и уничтожил остатки идолопоклонства.

Больше чем кто-либо из его предшественников, Исаия восстает против идолопоклонства. Об идолах он говорит с особенным презрением: когда человек поклоняется «творению его рук», «тому, что сделали пальцы его», его человеческое достоинство понижается. Свои золотые и серебряные идолы он, вместо того, чтобы поклоняться им, должен бросить кротам и летучим мышам, т. е. твари, чуждающейся света. Стыдно должно быть человеку боготворить священные дубравы и священные сады, ибо все это так ничтожно пред величием Бога и пред святостью Его! — Это понятие о величии Бога и, в особенности, о «святости Божьей» И. первый из пророков вводит в круг представлений о Боге. Уже в первом его видении серафимы славословят Бога: «Свят, Свят, Свят Бог Господь воинств, вся земля полна Его величия». Здесь святость чередуется с величием. И человек должен питать к этому величественному и трижды-святому Богу благоговение, исключающее всякую гордыню и делающее человека смиренным. Господь настолько выше всей природы, что Он некогда будет судить самое высокое в природе: и кедры Ливанские, и дубы Башанские, и самые высокие горы, и высочайшие башни; но Он будет судить и самое низменное. То, что И. изображает Бога окруженным серафимами и сидящим на высоком престоле или несущимся на легком облаке, преследует, по-видимому, ту же цель — именно изобразить Его величие. А святость Божия, провозглашенная Исаиею, имеет в себе что-то возвышающее, так как она вполне этического свойства: «Господь воинств высок правосудием, и святой Бог свят справедливостью». «Святой Израиля» многократно называется Он у Исаии. Позднейшее еврейство на этом основании и называет Бога просто: «Святой, да будет Он благословен». И при таком высоком представлении о Божестве И., конечно, не мог не восставать не только против язычества, но и против всяких суеверий, напр. против чревовещания, некромантии и т. п. Вообще, И. не допускает мысли, чтобы, кроме Бога, была еще какая-либо иная самостоятельная сила в мире: ведь «величия Его полна вся земля», а из этого проистекает, во-первых, то безграничное упование на Бога, которое И. внушил Хизкии, смело ринувшемуся в неравный бой с Ассирией, и которое побудило И. предложить Ахазу и Хизкии сверхестественные знамения Божии (ср. выше, I); во-вторых, из этого проистекало расширение идеи Амоса (см.), что когда какой-либо языческий народ карает народ Божий, то это дело рук самого Господа. Ассирия побеждает израильтян или даже иудеев и думает, что своей победой она обязана лишь своей собственной мощи; на самом же деле Ассирия — только «палка в руках Божиих»: Его гнев против Израиля или Иуды служит в руках ассирийцев бичом, карающим провинившийся перед Ним народ Его. И если ассирийцы хвастают, что победили Бога Израиля, то это то же самое, как если бы топор хвастал, что он важнее того, кто рубит им, или палка — что она поднимает того, кто на самом деле размахивает ею. Таким образом, И. отвергает мысль, которую могли исповедовать некоторые из его современников, что Бог Израиля представляет лишь Божество локальное, а не универсальное (генотеизм); тем менее он допускал, чтобы израильтяне ставили победоносные ассирийские или египетские божества выше еврейского Бога. Всемирность и всемогущество Бога стали, начиная с И., аксиомой для пророчески настроенного еврейства.

При Езекии особенно ярко проявилась сила молитвы святого пророка Исаии. Так, по его заступничеству ангел истребил в одну ночь 185 тысяч воинов армии ассирийского царя Сеннахирима, угрожавшего захватить Иерусалим. Когда царю Езекии угрожала смертельная болезнь и он молился Богу о выздоровлении, пророк Исаия возвестил царю, что он проживет еще 15 лет и что Господь дает ему знамение в свидетельство исполнения его просьбы — солнечная тень возвратится на десять ступеней назад.

При преемнике Езекии — царе Манассии святой пророк Исаия претерпел мученическую кончину.

Из II кн. Пар. (II Пар. XXXII, 32) можно видеть, что он жил еще по смерти Езекии и по древнему преданию, принятому многими отцами Церкви, по повелению ц. Манассии был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками за обличение царя и вельмож в нечестии. По свидетельству Иеронима, слова ап. Павла: «были перепиливаемы» (Евр. XI, 37) относятся именно к пр. Исаии.

Он обличал царя и его вельмож за их нечестие, за это Манассия преследовал его. Пророк скрылся, по преданию, от преследований царя в дупле большого дуба, но был обнаружен и вместе с дубом перепилен пилой.

Живя на земле, не чуждаясь семейной жизни, деятельно участвуя в государственных делах, в судьбах своего народа, пророк Исаия духом был весь устремлен к жизни иного, Небесного отечества, к созерцанию тайн Горнего мира. Его пророчества по глубине и возвышенности, можно сказать, проникнуты духом Нового Завета. Так, в своем видении Бога, когда Господь призвал его к пророческому служению, ему, несомненно, была открыта тайна Пресвятой Троицы. Новозаветный характер книги пророка Исаии свидетельствуется также и тем, что Сам Спаситель и его Ученики особенно часто упоминали именно его пророчества, а также тем, что эта книга широко употребляется в Богослужении Православной Церкви.

Во время святой Четыредесятницы читается почти вся книга пророка Исаии. Сердцу каждого христианина понятны и близки слова из этой книги: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко».

Жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя Иудеи Манассии, известного своими нарушениями Торы и гонениями на пророков.

Святой пророк Исаия был погребен недалеко от известного Силоамского источника. Впоследствии его мощи были перенесены царем Феодосием Младшим в Константинополь и положены в храме святого Лаврентия во Влахерне. В настоящее время часть главы святого пророка Исаии хранится на Афоне в Хилендарском монастыре.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.