Память святого пророка Малахии

Январь 15th 2016 -

Но своею обличительною проповедью пророк Малахия хочет не только содействовать восстановлению нравственности в народе и обычаев истинного богопочитания: главною его целью было приготовить народ к пришествию Господа. Многие нетерпеливые евреи уже начали сомневаться в том, придет ли обетованный прежними пророками Мессия как Судия грешных и Благодетель для праведников. Пророк Малахия возвещает, что Господь придет внезапно, что Он выступит как Судия для всех, вообще, людей и, значит, в том числе и для иудеев. Но и священники, и простые иудеи, не смогли бы выдержать того огненного испытания, какому Господь подвергнет при пришествии Своем всех, если бы, по Своему снисхождению к избранному народу, Он не послал ему великого Вестника – нового Илию, который  вновь будет послан на землю. Смысл этого пророчества раскрыт в словах Христа Спасителя об Иоанне Предтече, приготовившем народ Божий к приходу Мессии (Мф. 11:14).

Сам образ предтечи взят от обычая посылать перед царским приездом в Персию вестников, чтобы приготовить достойную встречу царя. Но здесь вестник будет, а они не подготовятся, и для них «внезапно придет Господь». Здесь раскрывается главная тема пророчества Малахии – приготовить иудеев к приходу Предтечи – нового Илии, который должен обратить евреев на путь спасения (Мал. 3:1).

А после суда Пророк предвозвещает распространение славы Божией пред всеми народами.

Еще одно немаловажное отличие книги Пророка заключается в том, что Малахия смотрит на язычников совсем иначе, чем до него оба вышедших из плена Вавилонского Святых Пророка Аггей и Захария. Он ненавидит только идумеев (закоренелых врагов  иудеев), а прочим языческим народам предвещает принятие в Царство Божие. У Аггея и Захарии День Господень уничтожает всех язычников, а у Малахии он касается только иудеев.

Пророк Малахия особенно отличается особым благоволением ко всем слабым и обиженным, в особенности к отверженным женам. Он – ярый враг развода. Священники бросали жен, а те приходили плакать в храм. За это – пророчествовал Малахия – Бог перестанет принимать жертвы вероломных мужей.

Замечательна строгость Малахии в вопросах смешанных браков и развода. Закон запрещал только брак с хананеянками, а Малахия воспрещает браки с иноплеменниками вообще. Новая послепленная иудейская община должна была строже сохранять свою теократическую изолированность, чтобы не растаять в язычестве. Моисей дозволял развод при определенных условиях (Втор. 24:1), а Малахия запрещает, в чем приближается к Евангельскому духу (Мф. 19:8-9).

Книга пророка Малахии – последняя каноническая книга Ветхого Завета.Ветхий Завет оканчивается на той точке, с которой впоследствии начинается повествование Нового Завета – на проповеди Иоанна Предтечи.

Во время Иисуса пророчества его не только повторялись апостолами, но известны были книжникам и народу.

Некоторые исследователи книги Малахии полагали, что Малахия был Ангел Божий, который явился в виде пророка-обличителя и речи которого вскоре были кем-либо записаны, но толковники Православной Церкви признают, что книга Малахии написана пророком, носившим такое имя. Жил пророк Малахия после плена вавилонского, спустя несколько времени после пророков Аггея и Захарии, примерно за 400 лет до Рождества Христова.

Пророческую деятельность Малахия проходил во времена Неемии, когда храм Иерусалимский был снова построен и в нем совершалось богослужение и приносились священниками жертвы.

Пророк обличал народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему худые жертвы (Мал. гл. 1), что ревность к делу благочестия уже охладела (Мал. 1, 6; 2, 1-2; 3,10), – обличал священников, что они своими неправдами, уклонением от правого пути, несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона бесславят Бога, производя соблазн в народе (Мал. 2, 1-9).

Пророк грозно обличал народ за его вероломство и нарушение завета отцов своих, что беззаконно поступают с женами своими и, несправедливо отвергая законных жен, берут жен иноплеменных (Мал. 2, 10-16). Святой пророк Малахия угрожал им судом Божиим и за другие их пороки: за их чародейства и прелюбодеяния, за ложные клятвы, за удержание платы у наемников, за притеснение вдов и сирот, за отвержение пришельцев и за неисполнение закона касательно десятин и приношений в храм Божий: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф, «... Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями», «...Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища» (Мал. 3, 5-12).

Наконец пророк обличал евреев за их богохульство, за их дерзкие и хульные слова, что напрасно будто бы служить Богу, бесполезно соблюдать Его постановления, что нечестивые и делающие беззаконие живут счастливее, лучше устраивают свои дела и остаются целы (Мал. 3, 13-15; 2, 17).

Обличая эти пороки, Малахия вместе с тем провидел славу второго храма и яснейшим образом предсказал пришествие Мессии, явление Предтечи пред Его пришествием (Мал. 3, 1-5; 4, 4-6), грядущий суд Божий на нечестивых и распространение славы Божией пред всеми народами (Мал. 1, 5; 11; 2, 1-5; 3, 16-18; гл. 4).

С именем пророка Малахии осталась книга, последняя в числе книг «малых» пророков. Она состоит из четырех глав. Общая мысль речей пророка Малахии – это протест против небрежности в деле богослужения. Особенно сильны обличения Малахии за отсутствие страха Божия у священников и тех израильтян, которые легкомысленно расторгали свои брачные союзы с законными супругами, но главною его целью было приготовить народ к пришествию Господа.

Малахия возвещает, что Господь придет скоро, что Он выступит как Судия для всех вообще людей, а значит в том числе и для иудеев.

Книга пророка Малахии изобилует мессианскими пророчествами, и в соответствии с мессианским характером содержания книги (Мал. 3, 1-3, 6-7, 12, 17-18; 4, 4-6), где содержатся пророчества о пришествии Предтечи Господня, читаются, как паримии, во все праздники в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Память святого пророка Малахии Православная Церковь празднует 3 (16) января.

Тропарь, глас 2

Пророка Твоего Малахии память, Господи, празднующие, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4

Пророчества дарованием богатея, пророче, Христово предвозвестил еси пришествие яве и мирови спасение, Егоже сиянием мир просветися.

Ин Кондак, глас 8

Яко Ангел послужил еси, всеблаженне, и сподобися преди будущая вещати, Господне бо вочеловечение всем уяснил еси, темже вопием ти: радуйся, пророче Божий Малахие, приснопамятне.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.