Преподобный Зосима Палестинский

Апрель 16th 2016 -

Зосима Палестинский (греч. Ζώσιμος; 460 год, Палестина — 560 год, Иорданский монастырь) — преподобный, иеромонах, авва палестинский, отшельник.

Память в православной церкви совершается 4 (17) апреля.

Святой Зосима родился во второй половине V века. Он жил в одном из монастырей в окрестностях Кесарии, куда пришел еще в юности, и, несмотря на свой возраст, в скором времени завоевал авторитет старца и подвижника.

В возрасте пятидесяти трех лет, будучи уже в сане священника, Зосима перешел в очень строгий монастырь, расположенный в пустыне у реки Иордан, где провел остаток своей жизни. У насельников этой обители была традиция на время Великого поста выходить в пустыню и все сорок дней до Вербного воскресенья проводить в посте и молитве.

Однажды в Иорданской пустыни произошла встреча преподобного Зосимы со святой Марией Египетской. Преподобная рассказала иеромонаху историю своей непростой жизни и попросила его встретиться с ней в следующем году в Великий Четверг, чтобы причастить святых Христовых Таин. На следующий год святой так и поступил, выполняя просьбу преподобной Марии. То же самое он хотел совершить и на третий год, но когда снова пришел к подвижнице, обнаружил ее умершей. Предание говорит, что у святого не было сил вырыть могилу, чтобы похоронить Марию, и по его просьбе это сделал лев.

Сам же святой Зосима прожил около ста лет и отошел ко Господу в 560 году

Иконописный подлинник даёт следующие указания относительно внешности преподобного Зосимы: «…подобием стар, и сед, брада аки Афанасия Великого подоле, ризы преподобническия». Относительно сюжетов жития Марии Египетской в которых изображается Зосима подлинник указывает: «…стоит Мария нагая, а Зосима дает мантию, зрит назад. В другом месте даёт Зосима причастие Святых Таин, стоят у реки Иордана, гора низка вохра над Иорданом, около их деревца, приличныя пустынным местам, изображена».

Единоличные изображения Зосимы являются редкими. Они известны по фрескам каппадокийских церквей (Богородицы Панагии, Ачикель-ага-килисеси, Баллы-килисе в Соганлы) где его изображения находятся, как правило, в зоне вимы, так и новгородских храмов (церковь Спаса Преображения на Ковалёве, церковь Спаса на Нередице).

С XVII века в русской иконописи появляются житийные иконы преподобной Марии где присутствуют клейма с изображением Зосимы (их число в ряде случаев достигает 5-8). Известны изображения Зосимы в книжной миниатюре (например, в Киевской Псалтире 1397 года сцены встречи Зосимы с Марией и ей причащение иллюстрируют псалом 118).

1) В сказании о жизни св. Марии Египетской говорится, что Авва Зосима, с юных лет поступив в некий монастырь, прожил в нем 53 года; потом, по особому внушению свыше, перешел в один из монастырей прииорданских; и оттуда уже исходя видел св. Марию. И в настоящих собеседованиях поминается, что изрекавший их Авва Зосима прежде жил в некоем монастыре в Тире (соб. 24); потом собеседования сии дают видеть его в Неаполе (в Самарии, соб. 14) проходом; и наконец в обители св. Герасима (соб. 2). Последния указания очевидно истолковывают первыя.

2) В сказании о св. Марии, об Авве Зосиме говорится, что он был богат опытностию духовною и что потому к нему обращались за советом многие нетолько из своего монастыря, но и из других ближних и дальних (п. 2-в Греч.). Видно, что он не любил писать, а только говорил. И о св. Марии сказание не написал он, а передал устно, как оно осталось среди братий, пока св. Софроний не предал его письмени. Что таков же был и изрекатель настоящих наставлений, доказывает самый образ изложения их: его спрашивали и он говорил. Двадцать девятое собеседование его ведется в обители св. Герасима. Можно допустить, что и другия все слышаны тут же и записаны каким-либо из ближайших его учеников.

3) Авва Зосима, изрекатель наставлений, любящий приводить отеческия изречения, приводит все древнейших старцев, и притом так, что память о них тогда была еще свежа. Это указывает на конец четвертаго и начало пятаго века. Находят, что Мария Египетская почила около 430 года. Авва Зосима перешел в обитель прииорданскую, можно положить, лет семидесяти. В обители сей ему пришлось прожить, лет 30; ибо он почил ста лет. Для того, кто жил в первой половине пятаго века, изречения старцев века четвертаго могли быть свежи.

Такия наведения, с коими следует согласиться, определяя автора собеседований, определяют и время их происхождения, и то, как они произошли. Авва говорил; любящий духовное назидание ученик записывал. Так все собеседования и начинаются: «говорил, или сказал, или разсказывал Авва Зосима». Можно не сомневаться, что собеседований как было много держано, так много было и записано. Настоящия собеседования представляются отрывком, который виден был и читан Иоанном Мосхом, составителем Луга духовнаго (лимонара). Его сказание – 211 взято из 30 собеседования; 212 – из 24; 216 – из 15; 218 – из 25; 219 – из 29.

В Патрологии, изд. Migne, собеседования сии помещены в 78 т. Есть они и в рукописном Патерике, из обители св. Саввы Палестинскаго, и помещены в конце первой главы, в виде прибавления. В рукописи собеседования идут без всякаго разделения. В печати их означено 14; но так, что в некоторых из сих отделений содержится не одна беседа. При переводе сочтено более целесообразным каждое наставление и каждое сказание означать особым пунктом. Это тем более нужно было сделать, что в печати не все беседы помещены, и некоторыя из помещенных не вполне помещены. Вышло таким образом 31 отделение.

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.