google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Савватий Соловецкий | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Савватий Соловецкий

Октябрь 9th 2010 -

Преподобный Савватий Соловецкий

17/30 апреля, 8/21 августа — перенесение мощей; 27 сентября/10 октября

Е 1396 году преподобный Савватий пришел в Кирилле-Белозерский монастырь, где принял иноческий постриг. Там он долгое время подвизался воздержанием и постом, изнуряя тело свое и преодолевая страсти. За послушание, кротость и смирение все стали почитать его и называть примером добродетельного жития.

Он же укорял себя: «Славу от человек принимаешь, а славы Божией не ищешь». Преподобный Савватий опечалился и стал молить игумена и братию, чтобы отпустили с благословением в монастырь Преображения Господня на острове Валаам.

Прожил и там вологодский инок немало времени, выполняя послушания с великим смирением и кротостью.

Приходилось ему трудиться на самых тяжелых работах. Все исполнял он без лености и с молчанием, никогда не говорил: «Почему мне то или за что мне это». Игумен и монахи стали почитать его, как великого исполнителя заповедей Божиих.

Снова опечалился преподобный Савватий и решил, что лучше ему удалиться от этого места, чем принимать похвалы от собратий.

Решил он устремиться к подвигам безмолвия на необитаемом, но удобном для жизни Соловецком острове в Белом море. Ночью, тайно ушел преподобный Савватий из Валаамского монастыря, поручив себя Божией воле. Путь к острову был трудный и опасный. Одни местные жители отговаривали инока, другие считали его безумным, а монах возложил все свое упование на Господа и не отступал с избранного пути.

Достигнув морского берега, Преподобный получил от местных жителей подробные сведения о цели своего путешествия. Остров, говорили ему, отстоит от берега далеко, и путь к нему по бурному морю весьма опасен; в окружности около ста вёрст и имеет рыбные озёра, пресную воду, горы, леса, но необитаем именно по причине неудобства сообщения с берегом; изредка посещают его рыбаки и, кончив своё дело, опять оставляют.

Такие рассказы более и более воспламеняли дух Савватия: Преподобный видел, что именно там — на Соловецком острове — он достигнет желаемого безмолвия и уединения. Поняв намерение инока, прибрежные жители представляли ему неудобства жизни на пустынном острове:

«Чем ты будешь там питаться и одеваться! Как ты будешь жить в таком отдалении от людей!»

Но старец всю надежду полагал на Господа. Скоро Промысл Божий указал ему и будущего сожителя на Соловецком острове.

Наконец в 1429 году пришедши к реке Выге, Савватий нашел инока Германа, проживавшего при часовне, который подтвердил всё, слышанное старцем от прибрежных жителей. Тогда они оба уговорились плыть на остров, и для этого заготовили лодку, съестные припасы и орудия, необходимые для жизни в пустом месте. Плавание их было спокойное: Господь видимо благословлял намерение иноков. С какою радостию они увидели необитаемый остров, с каким восторгом вышли на берег! С версту от берега, они нашли близ озера место, которое показалось им удобным для жительства. Здесь они водрузили крест, поставили келию и поселились. Приобретая себе скудное пропитание трудами рук своих, они пребывали в постоянной молитве и славословии Господа.

Несколько лет протекло уединённой жизни Преподобных на пустынном острове. Душа преподобного Савватия нашла себе здесь покой и безмолвие, к которым стремилась с такою твёрдостью и постоянством. Когда Герман отплыл на реку Онегу, для приобретения жизненных потребностей, то о. Савватий остался на острове совершенно один — пред лицом всевидящего Бога, Который зрел его терпение, молитвенные труды, духовные подвиги. Утешаемый посещением св. ангелов, Преподобный упражнялся в непрестанном богомыслии, и с каждым днём более и более созревал для вечности.

Предчувствуя приближение своей кончины, пр. Савватий пожелал причаститься св. Таин, и для сего, сев в небольшую лодку, поплыл к берегу. После двухдневного плавания, он вышел на сушу и направился к часовне на реке Выге, где в то время находился игумен Нафанаил, прибывший для посещения православных христиан.

По устроению Божию, игумен, идучи к одному больному для Причащения, встретил Соловецкого пустынника на пути к Выге — и эта встреча много обрадовала того и другого: Савватий утешался, что нашел искомое, а Нафанаил с веселием смотрел на седины и постническое лицо Преподобного, о котором так много слышал.

«Прошу тебя, отец, говорил пр. Савватий, отъими грехи, которые исповедую тебе, властию, данною тебе от Бога, и сподоби меня причащения св. Таин — давно я уже желаю усладить свою душу этою Божественною пищею. Напитай меня ею теперь. Христос Бог указал мне тебя для очищения согрешений, сделанных мною во всю жизнь мою — словом, делом и помышлением».

Нафанаил отвечал:

«Бог простит тебе, брат».

И, помолчав, в удивлении, со слезами произнес:

«О, если бы я имел грехи твои, Преподобный!»

Савватий продолжал:

«Конец жизни моей приблизился, прошу тебя, немедля сподоби меня Божественного причащения».

Игумен предлагал Преподобному идти к часовне и пождать там до утра, пока он возвратится от больного.

«Отец,— говорил Савватий,— не откладывай до завтра, мы не знаем, будем ли ещё живы сегодня, а что будет дальше, как нам знать?»

Нафанаил, исполняя желание Преподобного, причастил его и, братски облобызав, просил подождать в часовне своего возвращения. Долго и усердно Преподобный молился, благодаря Бога за причащение и все милости Его, и потом, войдя в келью, стал приготовляться к отшествию из этой жизни.

В то время пристал к берегу, близ часовни, плывший с товаром новгородский купец Иоанн. Он нашел в келье преподобного Савватия, который, вступив в беседу с купцом, поучал его нищелюбию, милосердию и другим добрым делам. Иоанн предлагал старцу на нужды от своего имения, но Преподобный ничего не хотел взять и сказал ему:

«Сын мой, останься здесь до утра, — увидишь милость божию и благополучно отправишься в путь».

Иоанн не хотел ждать другого дня, стал собираться в дорогу; но вдруг поднялась буря, которая развела сильное волнение в реке и море; купец, хотя против воли, заночевал. На другой день ветер стих, и Иоанн пришел в келью принять от Преподобного Савватия напутственное благословение. Толкнув несколько раз с молитвою в дверь, он не получил ответа, и когда затем вошел в келью, то увидел Преподобного сидящим в монашеском одеянии и кадильницу, стоящую близ него. Иоанн сказал:

«Прости меня, раб Божий, что я вошел к тебе; прошу, дай мне благословение, чтобы мне благополучно идти в свой путь».

Но ответа не было. Думая, что Преподобный спит, Иоанн подошел к нему, коснулся рукою, и только тогда понял, что святая душа его уже воспарила к Отцу Небесному. В то время возвратился от больного игумен Нафанаил и, увидев Преподобного скончавшимся, со слезами лобызал честное тело его. Оба они, Нафанаил и Иоанн, с удивлением припоминали, как один преподал ему св. Тайны на пути, по указанию Промысла Божия, и как другой — тем же Промыслом Божиим — был удостоен слышать предсмертные наставления преподобного Савватия.

Кончина его произошла 27 сентября 1435 г. Те же — игумен Нафанаил и купец Иоанн — совершив по чину церковному отпевание Преподобного, предали честное тело его погребению. Мощи преподобного Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь при препод. Игумене Зосиме и положены в землю за алтарём Успенского собора, где и почивали до 1566 года.

В этом году, 8 августа, они, вместе с мощами препод. Зосимы, перенесены в придел, устроенный во имя сих Чудотворцев.

На московском соборе, бывшем при митрополите Макарии, в 1547 году, установлено наряду с другими отечественными святыми совершать память преподобного Савватия 27 сентября.

С 1566 года его мощи покоились в богато украшенной раке.

В двадцатом веке после разорения монастыря моши Соловецких святых были вывезены в московский, а затем в петербуржский музеи. В 1990 году они были переданы Русской Православной Церкви и покоились в Свято-Троииком соборе Александро-Невской Лавры.

В августе 1992 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа торжественно перевезены в возрожденный Соловецкий монастырь. П

Комментарии закрыты.