Преподобный Колумба Ионский

Июнь 21st 2016 -

Преподобный Колумба Ионский

Память 9/22 июня (в Шотландии, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии).

(в англ. произношении Коламба Айонский; ирл. Коллум Килле — Голубь келлий или Голубь Церкви, ирландский принц из рода Уи Нейлов, VI век по Рождестве Христовом) был представителем рода Верховных королей Ирландии и наследником их трона, но отказался от короны, став монахом.

Святой Кельтский монах, миссионер, апостол северных и южных пиктов в Шотландии.
Настоятель основанного им (563) монастыря на о. Айона, ставшего главным центром распространения христианства на севере Англии и в Шотландии.

Ученик св. Финниана, Колумба основал в Ирландии два монастыря (в Дерри и Дарроу). Высокий, атлетически сложенный монах с таким громким голосом, «что его можно было слышно за милю», он был резок и не склонен к компромиссам. Когда король Диармаид приказал убить человека, нашедшего в храме убежища, Колумба, возмущенный осквернением святыни, поднял свой клан против короля. В последовавшем за этим сражении у Кулдревне в 561 г. погибло три тысячи человек, и ответственность за это была возложена на Колумба. В Теллтуне был собран поместный собор, на котором предполагалось отлучить его от церкви, но за него заступился св. Брендан. Колумба и сам чувствовал раскаяние и по совету св. Молеса добровольно покинул страну и около 563 отправился в Шотландию, чтобы там привести ко Христу столько же людей, сколько погибло в злосчастной битве.

С двенадцатью спутниками Колумба высадился на острове Иона, где основал еще один монастырь — центр христианизации Шотландии; остров был удачно расположен у границы обитания пиктов на севере и скоттов на юге. За пятнадцать лет Колумба исходил горы и долины этой страны. Его трудами был крещен народ пиктов во главе с королем Брудом, были основаны еще четыре монастыря для подвижников из новообращенных. Поэтому Колумба чаще звали не его крещальным именем (Кольм, Колум, Колумба), а «Кольмсилем» (Колум Килле) — от слова «келья». Беда объясняет, что людей впечатляло, сколько монастырских келий появилось его трудами.

В 575 году Колумба посетил родину, участвовал в поместном соборе, причем он защитил ирландских бардов от предполагавшегося запрета (многие церковники рассатривали бардов прежде всего не как хранителей исторических легенд, а как людей, некогда связанных с язычеством). На том же соборе Колумба добился полного освобождения женщин от всякой военной службы. Житие святого было написано через сто лет после его смерти (не так много для той эпохи!), не во всем достоверно, но увековечило главную особенность Колумбы, который во всех трудах «всех любил, лицо имел счастливое, радуясь в сердце своем радостью Святого Духа».

За несколько дней до смерти Колум ходил с братом Диармайдом освящать амбар, а на обратном пути сказал, что в воскресную ночь отправится на небеса. Сказал — и присел на краю тропинки отдохнуть. К нему подошла лошадь и стала тыкаться мордой в грудь старику. Спутник попробовал было отогнать животное. «Оставь ее, Диармад, — сказал Колум Килле, — плачет и сожалеет она, оплакивая меня». Он оставался смиренным, возглавляя общину из полутораста человек: мыл братии ноги, спал только на голой земле и под голову клал камень, а не подушку. Более того, Диармайда он просил читать, пока спит, трижды псалом, а затем сразу его будить — и больше получаса, нужных на такое чтение, никогда не спал (подряд, конечно).

В XII веке пояявилась легенда, что Колумба был вынужден уехать, потому что его обвинили в нарушении «авторского права»: он-де тайком изготовил копию Библии с экземпляра, принадлежавшего св. Финниану. Тогда же возникло и знаменитое определение авторского права: «Каждой корове принадлежит её телёнок». Звучало это двусмысленно, поскольку рукописи изготавливались на телячьей коже.

Комментарии закрыты.