google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Феофан Сигрианский, исповедник | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Феофан Сигрианский, исповедник

Март 24th 2016 -

Преподобный Феофан Сигрианский, исповедник

Преподобный Феофан Сигрианский, исповедник
Афон, Дионисиат, 1547 г.
Тзортзи Фука

Память 12 / 25 марта.

Родился около 760 года в Константинополе от благочестивых и знатных родителей Исаака и Феодоты.

Отец его был знатным византийским чиновником, стратигом фемы Эгейского моря. Исаак был в родстве с византийским императором Львом III Исавром и, несмотря на своё иконопочитание, находился в таком доверии у императора-иконоборца Константина V, что тот лично заботился о том, чтобы рано осиротевший Феофан получил хорошее образование.

Как и его отец, Феофан избрал карьеру чиновника и довольно быстро преуспел: при Льве IV Хазаре он, несмотря на свою молодость, был назначен стратором, а вскоре, вслед за этим, получил титул спафария. При том же императоре Феофан вступил в брак с Мегало, дочерью византийского патриция Льва. Однако, по согласию с невестой Феофан сохранил целомудрие, ибо в душе его зрело желание принять иноческий образ. Посетив однажды с супругой монастыри в Сигрианской области (Малая Азия), Феофан встретил прозорливого старца Григория Стратигия, который предсказал супруге Феофана, что ее муж будет удостоен мученического венца. Через некоторое время супруга Феофана была пострижена в монахини в одном из монастырей Вифинии, а Феофан принял иноческий постриг от старца Григория.
По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келлии, занимаясь переписыванием книг богословского содержания. В этом занятии Феофан достиг высокого мастерства. Затем преподобный Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области, в месте, называемом «Великое Село» (или – «Великое Поле») на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака, и стал его игуменом. Преподобный сам принимал участие во всех монастырских работах и для всех был примером трудолюбия и подвига. Он был удостоен от Господа дара чудотворения: исцелял болезни, изгонял бесов.

Поученіе. Преподобн. Ѳеофанъ исповѣдникъ

В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор, который осудил ересь иконоборчества. Житие указывает, что прп. Феофан принимал участие в Соборе, но имени его не встречается среди игуменов и архимандритов, подписавших деяния собора. В противоположность студитам, он занимал примиренческую позицию патриарха святителя Тарасия в разногласиях, вызванных в Церкви расторжением брака Константина VI.

В возрасте 50 лет преподобный тяжело заболел и до самой кончины жестоко страдал. Находясь на смертном одре, преподобный непрестанно трудился: он писал «Хронографию» — историю Христианской Церкви с 285 по 813 год. Этот труд до сих пор является ценным источником по истории Церкви.
По воцарении императора Льва V Армянина, когда святой был уже глубоким старцем, в 815 году возобновилось иконоборчество. Император вызвал святого Феофана в Константинополь и принуждал принять ересь, но святой твердо воспротивился этому и был заключен в темницу. Его обитель «Великое Село» была сожжена. Пробыв в темнице 23 дня, преподобный исповедник скончался в 818 году. После смерти нечестивого императора Льва Армянина обитель «Великое Село» была восстановлена, и туда перенесены были святые мощи исповедника.

Единственное сочинение прп. Феофана – «Хронография» было составлено им как продолжение оставшейся незаконченной всемирной хроники его друга Георгия Синкела, по настоятельной просьбе последнего. Хотя Феофан и подчёркивает случайность своего обращения к истории (он уступил лишь просьбам умирающего Георгия), им создан один из значительнейших памятников византийской историографии. Рассказ начинается там, где остановился Георгий, — с 284 года, и доходит до 813 года. Последующие византийские историки во многом зависели от неё. Сочинение претендует на всемирный охват. Феофан говорит о событиях, происходивших у персов, арабов, других варварских народов.

Тропарь. Глас 5

Воздержанием житие украсил/ и, уды умертвив,/ победил еси вражия козни, отче Феофане,/ преставился еси к Богу в вечную жизнь,/ яко достоин причастник,/ моляся непрестанно/ помиловати души наша.

Комментарии закрыты.