Преподобный Евфимий Архангелогородский

Февраль 1st 2016 -

Преподобный Евфимий Архангелогородский

Память 20 января  / 2 февраля

Сведений о жизни Преподобного Евфимия почти не сохранилось.
Известно только, что родом он из Вознесения, и с 1569 по 1585 гг. (по другим данным, он преставился в 1523 г.) был игуменом Михайлово-Архангельского монастыря.


Об его сокровенном подвижническом житии не осталось воспоминаний современников и очевидцев. Но несомненно, что оно было именно таким, как о нем говорится в каноне преподобному: “жизнь свою сотворил еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие облечеся, плоти мудрования смирив крепостию Божественнаго Духа”.

И свидетельством неложности этих слов могут послужить сказания об обретении его мощей и о многочисленных чудесах, совершившихся от них.

В старинном повествовании так говорится об обретении мощей преподобного Евфимия.

7 июля 1647 г. кузнец Евстафий Трофимов рыл на дворе у архангельского воеводы, боярина Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, яму для установки кузнечного горна. Неожиданно из-под земли показалась деревянная крышка. Кузнец решил, что нашел сундук с кладом. “Вот-те и барыш! “– только и вымолвил Евстафий. Раздосадованный, он стал насмехаться над неизвестным усопшим: “вставай, помогай копать!” и руку свою под гробовую доску совал, но рука в гроб не вошла, и он ничего не ощупал”. За этот кощунственный поступок Евстафия внезапно начало трясти, как в сильной лихорадке, а от резкой слабости он не мог даже пошевелиться. Тогда-то он понял, что заболел из-за непочтительного отношения к неведомому подвижнику, что лежал в найденном им старинном гробу, и Остафей стал молился у гроба и получил исцеление. Боярин Буйносов и другие лица, бывшие свидетелями происшедшего, поняли, что они обрели мощи неизвестного им чудотворца.

Таково было первое из чудес Преподобного Евфимия Архангелогородского.

Стараниями воеводы Буйносова-Ростовского гроб с телом Преподобного был перенесен в находившуюся недалеко от места его обретения деревянную церковь в честь Праздника Происхождения честных древ Креста Господня. Тогда же его мощи переложили из старого гроба в новую деревянную раку, при этом обнаружили, что пальцы правой руки усопшего сложены в двуперстном крестном знамении. В это время также совершилось несколько знаменательных чудес.

Некий Максим Медведкин, скептически отнесшийся к почитанию новоявленного угодника, потерял рассудок и излечился от страхований лишь после слезного молитвенного обращения к тому, над кем он прежде недоверчиво посмеивался.

А страдавший десять лет неизлечимой болезнью ног вдовый священник Воскресенской церкви Димитрий Козьмин, по вере своей в помощь преподобного, получил исцеление после того, как отстоял обедню у его гроба.

Несмотря на множество чудес, совершившихся у гробницы преподобного, имя его около двух лет оставалось неизвестным. Пока сам он в 1649 г. не открыл его в сонном видении послушнику Михайло-Архангельского монастыря Косме Игнатьеву. Тот, в числе других братий, был отправлен на рыбный промысел, но внезапно так тяжело заболел, что лежал в беспамятстве, близкий к смерти, без всякой на надежды на человеческую помощь. И тогда-то, как вспоминал позже сам Косма, «вниде старец ко мне — брада седа вполовину. И рече ми: „тяжко болиши, молися Богу и призови на помощь лежащего во гробе у Происхождения Честнаго Креста Господня“, И аз рех: „Господи, не ведаю имени его“, Он же рече: „имя мне Евфимие, а родом из Вознесения“. И невидим бысть».

Помолившись преподобному Евфимию, Косма поправился. А о происшедшем с ним чуде рассказал, вернувшись в монастырь, игумену Антонию. Благодаря этому и стало известно имя угодника Божия Евфимия. А повесть об исцелении послушника Космы сохранилась до наших дней, как свидетельство действенности молитвенного обращения к преподобному.

«Евфимием из града Архангельского» назвал он себя, явившись и некоторым другим людям, например, жительнице Емецкого погоста Ксении, которая долгое время страдала от лихорадки и, «призвав Святаго с верою об избавлении от недуга, исцеление получи».

В 1644 году старец Архангельского монастыря Иосиф составил и подал боярину Буйносову «опись» о чудесах препо­добного, а боярин устроил «роспрос», свидетелями ко­торого явились некоторые духовные лица Архангельска. В результате были собраны устные и письменные свидетельства о чудесах преподобного. Из этих рассказов удается по крупицам собрать сведения о личности преподобного. Некоторым лицам он являлся во сне, но не называл имени, хотя обычно указывал местонахождение своих мощей, так что было ясно, что это именно и есть но­во­яв­ленный чудотворец.

О том, как выглядел преподобный Евфимий, также известно по рассказам излеченных им людей. Они описывали его как «человека, светлотою одеянного, власы чермены, брада в просед велика, возрастом велик же», или как старца «с постным лицом, брада в просед велика, в багряной ряске».

В 1649 г. монахом Михайло-Архангельского монастыря Иосифом были собраны свидетельства о многочисленных исцелениях, совершившихся от гробницы преподобного Евфимия. А в 1650 г., по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха), игумен Антоние-Сийского монастыря Феодосий произвел освидетельствование его мощей, расследование чудотворений убедило в святости преподобного, который признан за игумена Михайло-Архангельского Евфимия. На Соборе преподобный Евфимий Архангелогородский был причислен к Собору Русских Святых, тогда же была составлена служба преподобному и написана его икона.

Так в сонме Святых, в земле Российской просиявших, появилось имя преподобного Евфимия Архангелогородского. Это стало знаменательным событием для истории Архангельска, который «дарований чудес обогатился еси обильно, древних отец чести сподобися» обретением мощей новоявленного угодника Божия.

Преподобный Евфимий почитался не только в Архангельске и его окрестностях. К нему обращались в молитвах люди из разных уголков Поморья — Холмогор, Емецка, Мезени. Он исцелял безнадежных больных, спасал терпящих крушение на море, являясь на корме судна посреди бушующих волн.

Есть немало свидетельств и об исцелениях детей по молитвам к преподобному Евфимию. Так, младенец Иван Буйносов, страдавший опухолью лица, был принесен родителями к гробнице преподобного Евфимия, и, к великой их радости, совершенно поправился.

А одиннадцатилетняя слепая девочка София Морозова, племянница серебряных дел мастера Еремея Нестерова, прозрела после того, как однажды, отходя ко сну, по-детски горячо помолилась святому Евфимию, чтобы он вылечил ее.

Так в сонме Святых, в земле Российской просиявших, появилось имя преподобного Евфимия Архангелогородского. Это стало знаменательным событием для истории Архангельска, который “дарований чудес обогатился еси обильно, древних отец чести сподобися” обретением мощей новоявленного угодника Божия.

До 1840-х гг. мощи преподобного Евфимия находились в храме Происхождения Честных Древ Креста Господня. После того как храм пришел в ветхое состояние, на его месте была построена каменная церковь — в честь Архистратига Михаила, так назывался ранее стоявший на этом месте монастырь, в котором преподобный Евфимий был игуменом. Так неразрывно переплелось почитание в нашем городе двух его небесных покровителей — Архангела Михаила и преподобного Евфимия Архангелогородского. Чудотворная гробница была положена под спудом в основании церкви и не была отмечена. Но горожане помнили о захоронении, и паломничество продолжалось. Вплоть до безбожной революции 1917 г. Преподобный Евфимий оставался самым почитаемым святым в Архангельске и его окрестностях.

После церковного раскола учиненного патриархом Никоном, для борьбы со старообрядчеством, в Поморье в 1682 г. была создана Холмогорская и Важская епархия. Первый ее архиепископ Афанасий (сам бывший старообрядец), стал ревностным гонителем сторонников Старой Веры. Одним из первых его шагов стала попытка упразднения почитания святого Евфимия Архангелогородского.

В 1683 году церковные власти изъяли и отправили в Холмогоры житие преподобного, документы по канонизации, иконы, на которых он изображался с двуперстием. В Холмогоры вывезли даже кованную оградку с места захоронения. Правда, саму чудотворную могилу разрушить побоялись.

Преподобный Евфимий Архангелогородский, покровитель города Архангельска, игумен Михаило-Архангельского монастыря, на соборе 1683 года из святых был извергнут, как сказано в постановлении — за большую бороду и двуперстие. К слову сказать, извержение из лика святых в конце ХVII начале XVIII века было делом обыденным в никонианской церкви. Богослужебной обструкции были подвергнуты многие русские святые. В новообрядческом уставе церковной службы был понижен их статус. Так, например, всенощное бдение праздника преподобного Сергия Радонежского было заменено обычной вечерней службой, точно так же лишились всенощной преподобный Феодосий Печерский и Димитрий Прилуцкий. Не постеснялись «пересмотреть» и заслуги супруга Анны Кашинской, небесного покровителя тверской земли, благоверного князя Михаила Тверского. Его служба из праздничной полиелейной превратилась в рядовую «шестеричную». А св. Анна Кашинская была «переведена» в местночтимые святые. Был понижен статус даже первых русских святых — благоверных князей Бориса и Глеба. Многие другие святые так же подверглись «пересмотру святости». «Глупы наши святые были и грамоте не умели», — так объясняли свои решения реформаторы.

Однако народ в своем большинстве не принял постановлений таких «соборов». В синодальных храмах службы запрещенным святым не совершались, но почитание святых сохранялось среди ревнителей древлеправославия, староверцы продолжали молиться им тайно, в своих моленных и домах. Деканонизация имела обратный эффект. Почитание преподобного еще больше возросло и распространилось на все Поморье, чему способствовали продолжающиеся многочисленные чудеса и исцеления у его захоронения. У чудотворной могилы всегда было много верующих. Даже земля взятая у гробницы с мощами преподобного оказывала исцеляющее действие. К нему молитвенно обращались безнадежно больные, терпящие бедствие и просили заступничества невинно осуждаемые. Иконы с изображением святого продолжали писаться в старообрядческих скитах, в том числе на Выге, где преподобный был включен в состав наиболее почитаемых русских святых.

Почитание чудотворца продолжалось, в 1829 г., на основании «Дела об обретении мощей» (записей и рассказов о чудесах), была написана служба.

Почитание преподобного Евфимия Архангелогородского, продолжавшееся более трех столетий, было прервано революцией. В первые годы советской власти, церковь Михаила Архангела была разрушена, а захоронение преподобного Евфимия Архангелогородского было вновь утрачено. На том месте, справа от здания Гостиного двора, где стояла некогда церковь Архангела Михаила, находящаяся на набережной Северной Двины между улицами Воскресенской и Соборной, еще в середине 1960-х годов были заметны остатки фундамента. Затем на этом месте разбили газон.

Но память о святых неистребима никакими гонениями, никаким осквернением, уничтожением вещественных святынь. Как неизменно и молитвенное предстательство за нас. И в числе имен других северных подвижников возвращается к нам из тьмы забвения и имя преподобного Евфимия Архангелогородского.

Канон ему с краткой житийной справкой был опубликован в январской книге Богослужебных Миней, издания 1983 г. Там же помещены тропарь и кондак ему. И верим, что сейчас, в наше время разгула зла, северяне вспомнят о том, как много чудес совершилось в минувшие времена по молитвам к преподобному Евфимию Архангелогородскому, и, в непостыдной надежде на его помощь, будут обращаться к нему, как некогда обращались деды и прадеды наши: “Хранитель буди отечеству своему всегда, преподобне отче Евфимие, избавляя сие от глада же и пагубы, да, твоими к Богу молитвами избавльшеся вси, яко заступника тя почитаем”.

Преподобне отче Евфимие, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 4:

Яко сокровище многоценно и источник, изливающ токи исцелений, подаде нам Христос честныя мощи твоя, преподобне Евфимие, болезни убо отъемлющия страстей различных, благодать же душам точащия непрестанно. Егоже моли даровати нам велию) милость.

Кондак, глас 3:

Празднует днесь Архангелов град праздник пресветлый светоносныя твоея памяти, вся созывая окрестныя его, радуется бо, яко стяжав сокровище велие – честныя мощи твоя, преподобне Евфимие, егоже сохраняй всегда молитвами твоими от всех зол, да зовем ти: радуйся, отче, благодушию тезоимените.

Комментарии закрыты.