google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Дионисий, Олимпийский и Платинский и Афонский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Дионисий, Олимпийский и Платинский и Афонский

Февраль 5th 2011 -

Преподобный Дионисий, Олимпийский и Платинский и Афонский

Преподобный Дионисий (ХVI в.) родился в семье бедных родителей в селении Платина. Младенчество преподобного было отмечено знамением: над его колыбелью сиял Крест. С юных лет возлюбив чтение Божественных книг и молитву, святой Дионисий по смерти родителей решил принять монашество и с этой целью отправился на Святую Афонскую Гору. Там он поселился у благочестивого старца пресвитера Серафима и под его руководством стал вести подвижническую жизнь, в особенности соблюдая строгий пост.

Димитрий рано лишился родителей и добывал пропитание тем, что учил детей грамоте. По другой версии, он тайно ушел из отчего дома, желая стать иноком. Так или иначе, юношей он был принят послушником старца Саввы в один из Метеорских монастырей с именем в рясофоре Даниил. В поисках более строгого монашеского жития он оставил Метеоры и отправился на Афон, но, т. к. устав запрещал безбородым юношам пребывание на Св. Горе, он прожил несколько лет в с. Айос-Мамас на п-ове Халкидики среди приближенных Касандрийского еп. Иакова. В 1512 г. он принял постриг с именем Дионисий и под рук. старца Гавриила (в некоторых источниках Серафима) подвизался в келлии Капрули в Карее. Вскоре Дионисий Олимпийский был рукоположен во диакона.

Когда старец Гавриил был избран протом (по др. версии, протэпистатом) Св. Горы и отправился в Валахию вместе с другими игуменами афонских монастырей за сбором денежной помощи (1517—1519), Дионисий Олимпийский был рукоположен во иерея для совершения службы в соборе Протата. По возвращении Гавриила Дионисий Олимпийский взял у него благословение поселиться в уединенном месте. Он построил келлию близ монастыря Каракал и небольшую ц. во имя Св. Троицы. Спустя 3 года Дионисий Олимпийский совершил паломничество в Св. землю. Иерусалимский патриарх Дорофей II, а затем митрополит Икония, которого Дионисий Олимпийский посетил на обратном пути, предлагали ему стать их преемником. Пользовавшийся всеобщим уважением среди афонских монахов Дионисий Олимпийский был избран игуменом Филофея монастыря, в братии которого преобладали болг. монахи. Он сменил особножительный устав на общежительный, много сделал для благоустройства монастыря (в т. ч. ездил для сбора пожертвований в Константинополь). Часть времени он проводил в строгом посте и молитве в одной из кафизм монастыря. В результате нестроений, возникших из-за недовольства болг. монахов преобладанием в монастыре греков, Дионисий Олимпийский решил покинуть Св. Гору и с несколькими послушниками переселился в скит св. Иоанна Предтечи близ Веррии.

Преподобный Дионисий, Олимпийский и Платинский и Афонский

В 1524—1525 гг. он вновь посетил св. места. Возвратившись в скит, он исцелил монаха, призвавшего духов с помощью колдовской книги и получившего от них тяжелые увечья. В эти годы Дионисий Олимпийский поддерживал духовную дружбу с Никанором, прп. Завордским. Когда после смерти Веррийского митр. Матфея жители стали настаивать, чтобы Веррийскую кафедру занял Дионисий Олимпийский, он был вынужден бежать и поселился отшельником в пещере на склоне горы Олимп (ранее 1535). Постепенно здесь образовалась монашеская община, были построены келлии и церкви во имя Пресв. Богородицы и Св. Троицы. Окрестности обители Дионисия Олимпийского назвал в честь св. мест Голгофа, Елеон, пещера св. Лазаря.

Когда турецкому землевладельцу аге Саку донесли, что основанный без его разрешения монастырь является пристанищем греческих повстанцев, тот решил разорить его. Согласно некоторым источникам, он просил Измаила, пашу Лариссы, прислать военный отряд. Дионисий Олимпийский был вынужден бежать и скрылся в горном массиве Пилион, где основал монастырь Сурвия во имя Св. Троицы. В течение 3 лет владения аги Сака страдали от засухи, и наконец по требованиям жителей он попросил Дионисия Олимпийского вернуться. Когда преподобный возвратился в монастырь, ага пришел к нему просить прощения и впоследствии выдал грамоту, разрешающую построение монастыря на его земле (апр. 1542). Благодаря пожертвованиям верующих были воздвигнуты церковные строения и приобретены земельные владения, а число монашествующих достигло 200 чел.

Комментарии закрыты.