google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Илия Муромец, Печерский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Илия Муромец, Печерский

Декабрь 31st 2014 -

Икона Святого Преподобного Илии Муромца, Печерского

XIX в. Киево-Печерская Лавра.

Икона находится у раки мощей святого

Иконография

Изображения Ильи Муромца до 2-й пол. XVII в. неизвестны. Персональные образы святого до 90-х гг. XX в. были немногочисленны. После освящения новых храмов во имя Ильи Муромца, распространения его почитания в Муроме образ святого появился на иконах, в росписях храмов, произведениях скульпторов. В настоящее время иконография Ильи Муромца достаточно разнообразна.

Наиболее раннее изображение Ильи Муромца- гравюра работы мастера Илии, созданная для издания Киево-Печерского патерика 1661 г., но не вошедшая в него; подпись автора: «илiя с.». Была обнаружена В. В. Стасовым в коллекции старопечатных книг И. П. Каратаева (Стасов В. В. Изображение Ильи Муромца, чудотворца Печерского, на гравюре XVII в. // ИИАО. 1861. Т. 3. Вып. 2. С. 122-126. Прил. Ил.; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 632; Кн. 4. С. 59-60. Примеч. 83). На гравюре И. М. представлен как пустынник, полуобнаженным (на плечи накинут плащ), босым, с непокрытой головой. Он изображен в рост, с воздетыми в молении руками (орант), волосы короткие, слегка вьющиеся, борода средней длины, немного кудрявая. Надпись по сторонам от нимба: «Пр(д)б: Iлия Муромскiй. iже вселiся в пещеру пр(д). Антонiя в кiевѣ. идеже до ннѣ нетлѣнен пребывает». На поземе изображены горки и деревья, справа от фигуры И. М. вход в пещеры прп. Антония Печерского (обозначен проемом и главой Крестовоздвиженского храма). Данное изображение И. М. является исключением в его иконографии. Согласно иконописным подлинникам кон. XVIII в. и 20-х гг. XIX в., святой изображался иначе: «Надсед, брада Феодосиева, разсохата, власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническа, испод вохра» (БАН. Строг. № 66. Л. 319, «левыя страны» 53-й; Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 59. Примеч. 82); «Сед, брада доле Власиевы, в клобуке, риза преподобническа, а почивает в пещере киевской» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 84; под 24 дек.).

И. М. представлен в композиции «Собор Киево-Печерских святых» в левой группе, за прп. Антонием Печерским, в ряду чудотворцев Ближних пещер. Наиболее ранней (кон. XVII — нач. XVIII в.) является гравюра на меди Иосифа Гочемского (монограмма I. g.; работал в тип. Почаевской Успенской лавры) из собрания Д. А. Ровинского (ГМИИ, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-623), на которой святые предстоят образу Успения Богородицы, в центре изображен собор Киево-Печерской лавры. Изображение И. М. присутствует на повторениях данной гравюры, напр. В. Белецкого 1751 г., М. Нехорошевского XVIII в., И. Кончаковского 1771, 1774 гг., Г. Проценко 1821 г. и др. (РНБ, ГМИИ; известно более 15 гравюр и ряд литографий). Как правило, святой помещен в 4-м ряду 4-м слева, с непокрытой головой или в некоторых случаях в клобуке. Представлен средовеком или старцем с окладистой бородой, с волосами на прямой пробор, в надписи нередко именуется «Муромец» — гравюры (в т. ч. с раскраской), кон. XVIII — 1-й трети XIX в., тоновые и хромолитографии 1893 и 1894 гг. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). На раскрашенной литографии А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) И. — 3-й слева в 4-м ряду (Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 169).

Известны иконы, складни, эмали с изображением Собора Киево-Печерских святых XVIII-XIX вв., близкие по иконографии к эстампам. К ним относится, напр.: икона посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ — Иркутские иконы: Кат. / Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) — И. без клобука, с проседью; образ 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) — с вьющимися русыми волосами и большой бородой; палехская икона 1-й пол. XIX в. (частное собрание); киевская икона XIX в. (Хведченя. 2005. Вкл.); образ посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]) святой с именем Илiя представлен в правой части (за прп. Феодосием, но рядом с др. подвижниками Ближних пещер) в 4-м ряду 2-м от центра, в клобуке, с русой бородой. Его образ имеется на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский монастырь в Финляндии)..

Единоличное изображение И. М. размещено на стене над ракой с мощами (надпись над гробницей: «преподоб. Илии из града Мурома») в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробный образ исполнен в 1844 г. на медном листе мастером И. Эриксоном, по стилю близок к портретной живописи 1-й пол. XIX в. Это поясное изображение старца вполоборота вправо в темной монашеской одежде, с непокрытой головой, с четками в правой руке (в левой — посох), черты лица правильные: высокий лоб, прямой нос, небольшой рот, седая борода средней величины. Вверху надпись: «Препод. Илi# Муромец».

В Благовещенском монастыре в Муроме находится др. образ Ильи Муромца 1-й пол. XIX в., написанный на холсте в реалистической манере профессиональным мастером. Художник изобразил И. М. в рост, в небольшом повороте вправо, облаченным в коричневатую монашескую рясу с широкими рукавами, длинная до пола мантия почти черная, на голове куколь зеленоватого оттенка, в левой руке, с четками на запястье, раскрытая книга (текст только намечен), десница в молитвенном жесте возле груди. У него продолговатое лицо, тонкий прямой нос, впалые щеки, длинная седая борода, темные выразительные глаза. Надпись вверху: «св. пр. илiя муромецъ чуд. печ.».

В монументальной живописи образ Ильи Муромца, исполненный в академической манере, был помещен в росписи интерьера московского храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов — Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). В стенописи галереи рус. чудотворцев в Почаевской Успенской лавре И. М. введен в группу подвижников XII в. (живопись кон. 60-х — 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 70-х гг. XX в.).

В иконописи XX в. образ И. М. был включен в группу чудотворцев Дальних пещер в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова), в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на списках кон. XX — нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова, М. В. Пыжов и др.). На рисованных лицевых святцах рус. святых 1959—1962 гг. (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed.: N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 45) ростовое изображение И. М., в куколе, со свитком в покровенных руках, помещено под 19 дек. вместе с фигурой прп. Игнатия, архим. Киево-Печерского.

В Муроме, в собрании Н. С. Епанчиной, хранится образок святого, который принадлежал местному краеведу А. А. Епанчину (1948—1998), с отроческих лет занимавшемуся сбором фольклорных материалов и церковных Преданий об И. М. Икона написана в 1963 г. на старой (XIX в.?) липовой доске, представляет святого вполоборота вправо, по пояс, в коричневой мантии и серо-зеленой рясе, куколь и параман синего оттенка, правая рука на груди, в левой — книга, длинная седая борода сужается книзу. Надпись на обороте: «В лето 1963 от РХ написана сия Илии Муромца, Чудотворца Печерского, икона во граде Муроме Выксунского монастыря инок. Глафирой по заказу мирянина Александра, Благословение инок. Надежды племяннику мирянину Александру в лето от РХ 1967 25 июля (6 августа)» (инокиня Воскресенско-Покровского мон-ря С. -Петербургской губ. Надежда (Епанчина) — тетя А. Епанчина).

Первая совр. икона И. М. была создана в Муроме в 1992 г. худож. И. В. Суховым по инициативе представителей рода Гущиных, считающих себя потомками святого. В день памяти И. М. 1 янв. 1993 г. образ был перенесен крестным ходом во главе с еп. Владимирским Евлогием (Смирновым) в возрожденный храм мучеников Гурия, Самона и Авива в Карачарове, где установлен в киоте на левом клиросе. В икону вложена частица мощей И. М. в серебряной оправе 1850—1875 гг., выполненной нижегородским мастером (передана из МИХМ, куда поступила из Нижегородского музея в 1930). На иконе, написанной в древнерус. стилистике, И. М. представлен прямолично, по пояс, в коричневой мантии и охристой рясе, в остроконечном куколе, с благословляющей десницей и со свитком в левой руке. У него тонкие аскетические черты лица и длинная, овальной формы седая борода, надпись: «оаг прпд Iлия Муромец Печер». В храме зафиксированы видения, чудеса и исцеления от этого образа (см.: Сухова О. А. Муромский миф о богатыре Илье: История и современность // Уваровские чтения-IV. Муром, 14-16 апр. 1999 г. Муром, 2003. С. 14. Ил.; Она же. Муромский миф о богатыре Илье // Благо. 2005. № 1. С. 97. Ил.).

20 мая 2005 г. при каменном Троицком храме (в руинах, отреставрирована только колокольня) в Карачарове была освящена часовня. 21 мая 2005 г. в ней был установлен образ И. М. аналогичного извода (с частицей мощей в звездообразном ковчеге) в резном киоте, написанный в Киеве по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) и освященный в Антониевых (Ближних) пещерах на раке святого. И. М. облачен в розоватую рясу и бордово-коричневую мантию, резко выделяются морщины на щеках. От этого образа также известны случаи исцелений.

В Благовещенском мон-ре Мурома имеется неск. совр. изображений святого, в частности поясной образ И. М. 1999 г. большого размера на светлом фоне, с частицей мощей (правая рука с раскрытой ладонью, в левой — свиток). На нижнем поле в надписи указано, что икона «сооружена в Свято-Троицком Ионинском монастыре г. Киева и приносится в дар от Свято-Успенской Киево-Печерской лавры Свято-Благовещенскому монастырю г. Мурома», она создана «стараниями игумена Иосифа (Левченко), Павла Вялова, Бориса Батманова, Вячеслава Клыкова, Валентины Громовской и иконописца Андрея, послушника Свято-Троицкого Ионинского монастыря г. Киева». Икона украшена чеканной цатой работы местного муромского ювелира. В муромском храме свт. Николая Чудотворца (Набережного) находится небольшой поясной образ И. М. (2004, Сухов): святой представлен вполоборота влево, с четками в левой руке, куколь на плечах, в небесном сегменте — благословляющая десница Господня. В Киеве икона И. М. была создана в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры (2004, иконописец В. В. Бутина, консультант С. Б. Хведченя). Святой показан прямолично, по пояс, в схиме, с длинной седой бородой, в левой руке четки. Слева от него Успенский собор лавры («древний вид»), справа горки («Печерские холмы в виде ступеней на небеса»).

Преподобный Илия Муромец.

Прп. Илия Муромец. Икона. 1998 г.

(ц. прп. Илии Муромца при военном гарнизоне в дер. Власихе Одинцовского р-на Московская обл.)

Помимо монашеской иконографии существует др. тип изображения Ильи Муромца как св. воина, защитника Русской земли. Таким он предстает на храмовом образе 1998 г. из ц. во имя Илья Муромец на Власихе в Подмосковье (Патриаршее подворье в военном гарнизоне Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения, Одинцово; освящен в 1998). Святой изображен в рост, в доспехах и шлеме, в правой руке копье, левая опирается на щит. На плечи И. М. накинута монашеская мантия, клобук за спиной, параман с Голгофским крестом свисает поверх воинской одежды; надпись: «оаг препный илiя муромецъ». В левой части композиции показаны 3 сцены битвы И. М. (на коне во главе войска) с врагами. В правой части — сюжет пострижения святого в монашество на фоне Киево-Печерской лавры. Стиль исполнения образа восходит к работам мастеров Палеха и Мстёры.

В 2006 г. Попечительский совет по воссозданию муромского Преображенского мон-ря выступил с инициативой написать икону И. М. в виде монаха-воина для воинского храма 46-й бригады внутренних войск на Сев. Кавказе (г. Грозный). Вновь созданный образ работы Сухова уникален по иконографии, в нем учтены результаты исследований мощей И. М., проведенные С. А. Никитиным (автор скульптурной реконструкции облика святого). Святой изображен поколенно, лик широкий, скуластый, борода окладистая, на голове остроконечный куколь. Поверх голубого испода надеты доспехи, на плечи накинута монашеская мантия, в правой руке крест, в левой — копье. 25 апр. 2006 г., в Светлую седмицу, икона в окладе, изготовленном в Москве, торжественно отправлена в дар воинскому храму. Иконописцем Суховым в 2006—2007 гг. были написаны образы И. М. подобной иконографии (меньших размеров), им же создан образ св. богатыря на коне (2008). Идея изображения И. М. как св. воина легла в основу и при создании памятника И. М. в Муроме (1999, скульптор В. М. Клыков). Св. богатырь облачен в доспехи поверх монашеской рясы. На голове шлем, в правой руке поднятый меч, в левой крест. Оглавный образ богатыря-воина чеканится на российском ордене И. М. (История Мурома и Муромского края / Под ред. Ю. М. Смирнова. Муром, 2001. С. 410. Обл.).

Образ И. М. вводится в совр. композицию «Собор Муромских чудотворцев», в изображения избранных Муромских святых. На иконе 1997 г. письма Сухова из Благовещенского мон-ря Мурома 13 местных святых изображены прямолично на фоне Благовещенского собора. И. М. — крайний слева в нижнем ряду, с длинной сужающейся бородой (как у блгв. кн. Константина Муромского), с прижатой к груди десницей и со свитком в левой руке, надпись: «прп. Илия Муромец Печер». В муромском Троицком мон-ре находятся 2 подобных образа (1996) работы Сухова в местном ряду иконостаса и у правого клироса, рядом с мощами св. кн. Петра и св. кнг. Февронии. На 2-м святые «града Мурома» предстоят Муромской иконе Божией Матери, по сторонам от нее 2 собора; И. М. — справа в нижнем ряду (рядом со св. кн. Петром и св. кнг. Февронией).

Примером включения образа И. М. в монументальные циклы является роспись алтарной преграды придельного храма во имя ап. Иоанна Богослова в монастырском Благовещенском соборе Мурома (2000—2001, владимирский художник А. Г. Филиппов). Композиция выполнена в стиле религ. живописи кон. XIX в., восходящей к образам М. В. Нестерова и В. М. Васнецова, содержание отражает местное церковное Предание, хранителем к-рого в Муроме был Епанчин. В росписи представлены все основные местные святые. Мощная фигура И. М. в движении (в красно-коричневом монашеском одеянии, в куколе с Голгофой, крестами и ангелами) помещена справа от царских врат, развернута влево, в правой руке — знамя на древке с крестом.

В 2006 г. в соборе Преображенского мон-ря Мурома у юж. стены за правым клиросом создан новый «надгробный» комплекс И. М.: на возвышении установлена рака с сенью, в гробнице находится резная фигура святого из дерева (муромский худож. -резчик С. А. Субботин, консультант Никитин). И. М. в монашеском облачении, с прижатой к груди десницей, рядом меч. В серебряном ковчеге в виде кисти левой руки находится частица мощей святого, привезенная из Киева; над гробницей — Печерская икона Божией Матери. Рака поднесена в дар Преображенскому монастырю Попечительским советом по воссозданию обители и освящена Патриархом Алексием II 2 авг. 2006 г. В мон-ре находится совр. икона «Собор Киево-Печерских чудотворцев» (в их числе И. М.) — дар братии Киево-Печерской лавры 27-28 мая 2006 г.

На совр. иконе, побывавшей на космической орбите, с изображением И. М. и вмц. Варвары надпись: «Благословляется. Верю, что молитвенное представительство вмц. Варвары и прп. Илии Муромца будет способствовать космической программе России. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II».

Илья Муромец

В.Васнецов. Илья Муромец

Кроме того, Илья Муромец как герой русских былин изображался на картинах художников XIX — нач. XX в. (В. М. Васнецов, И. Я. Билибин, К. А. Васильев), а также в русском лубке.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.