google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Феодосий Великий | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Феодосий Великий

Январь 23rd 2011 -

1 Каппадокия область на востоке Малой Азии. В 11 г. по Р.Х. она была обращена в Римскую провинцию при императоре Тиверии.

2 Маркиан Византийский император, царствовал с 450 по 457 г.

3 Главный город римской провинции Вифинии; находился на азиатском берегу Босфора, напротив Византии.

4 В 451 г.

5 Евтихий, осужденный IV Вселенским собором, учил, что Иисус Христос имел одно естество Божеское, тогда как св. Церковь всегда признавала и признает в Иисусе Христе два естества неслиянные и нараздельные Божеское и человеческое. Диоскор Александрийский (в Египте) патриарх, последователь учения Евтихия, которое он пытался утвердить на соборе 449 г.

6 Здесь разумеется Антиохия Сирийская, называвшаяся Великою, город при р. Оронте, основанный Селевком Никатором и названный им по имени отца его Антиоха. В ней постоянно жили цари из рода Селевкидов, а во времена римских императоров она была даже столицею Востока. В Антиохии ученики Иисуса Христа в первый раз стали называться именем христиан.

7 Св. Симеон, память которого празднуется 1 сентября, проводил отшельническую жизнь, исполненную поста и молитвы, на особом столпе. Это был особенно трудный, высший вид христианского подвижничества, начало которому было положено св. Симеоном.

8 Под мысленным волком здесь разумеются диавол и каждый из его слуг совратителей в зловерие и нечестие. Образ речи во всем этом выражении заимствован из Ин 10:12.

9 Память преп. Логгина (в Греч. Церкви) празднуется 17 ноября и в субботу сырную.

10 Древняя башня в Иерусалимской крепости, у Яффских ворот.

11 По-гречески: кафисма, или Кафисматная церковь; она находилась на полпути между Иерусалимом и Вифлеемом.

12 Лавра — (с греч. часть города, переулок) ряд келий, расположенных в ограде вокруг жилища настоятеля в виде переулков в городе. С глубокой древности название лавра применяется к многолюдным и важным монастырям. Впервые появилось оно в Египте, а затем в Палестине.

13 Отвар из хлебных зерен или гороха, бобов, овощей.

14 Здесь разумеется, главным образом, манна, чудесная пища, которою Господь питал еврейский народ во время странствования по пустыне, на пути в землю обетованную (Исх. 16).

15 Разумеется чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек (Мф. 14:15-21) и семью хлебами более четырех тысяч человек (Мф. 15:32-38).

16 Так называлась часть пустыни на западном берегу Мертвого моря, которое здесь зовется Смоляным или Асфальтовым.

17 Греки народ, с незапамятных времен занимавший большую часть нынешнего Балканского полуострова и близлежащие острова; в христианские времена они всегда в значительном количестве жили и живут на св. земле.

18 Иверийцы т.е. родом из Иверии, нынешней Грузии.

19 Армяне жили по соседству со св. землей. Собственно Армения граничила на севере с Колхидою, Иверией и Алабанией, на западе с Малой Азией, на юге с Месопотамией, на юго-востоке и востоке с Мидиею и Сириею.

20 Т.е. речью разумною, полною назидания (Кол. 4:6).

21 Т.е. по правую сторону (Мф. 25:34).

22 Т.е. по левую сторону (Мф. 25:41).

23 Анастасий I, Дикорь или Фракиец, царствовал с 491 по 518 г.

24 Царствовал с 457 по 474 г.

25 Царствовал с 474 по 491 г.

26 Безглавные (по-гречески акефалы) еретики VI в., последователи Севера Александрийского. Они не допускали ни епископов, ни священников, ни таинств и представляли собою крайнюю партию монофизитов.

27 Литра фунт, мера веса, равная 72 золотникам; в серебре стоила до 42 руб., в золоте до 506 руб.

28 Первый (Никейский) Вселенский собор был в 325 г.

29 Ефес — знаменитый город Лидии (в западной части Малой Азии), считавшийся столичным для всей Малой Азии. В течение долгого времени он был местопребыванием св. апостола Иоанна Богослова. III Вселенский собор был здесь в 431 г.

30 Несторий, бывший архиепископом Константинопольским (с 428 по 431 г.), вслед за Диодором, епископом Тарсийским, и Феодором, епископом Мопсуетским, искажал православное учение об образе соединения в Иисусе Христе двух естеств. Он учил, что от Пресвятой Девы Марии родился не Богочеловек, а человек, родился будто бы естественным образом и притом был не чужд страстей и недостатков. Божество, по этому учению, соединилось с человеком Иисусом будто бы уже потом, когда он окончательно утвердился в добре.

31 Выражение Апостола (Флп 4:7).

32 Римский епископ Феликс управлял Римскою Церковью с 526 по 530 г.

33 Св. Ефрем занимал антиохийскую кафедру с 528 по 545 г.

34 Этим именем называлась особая часовня, в так называемом Мартириуме, выстроенном Константином Великим; животворящий Крест находился там и в конце IV в., и его ежегодно воздвигали, собственно на Страстной неделе, преимущественно в Великую Пятницу. Часовня эта запиралась постоянно, и ключ от нее хранился у особого пресвитера, называвшегося ставрофилаксом (крестохранителем).

35 Здесь, вероятно, нужно разуметь неизлечимую болезнь, называемую теперь канцер, т.е. рак.

36 Одна из наиболее известных Палестинских лавр, основанная преп. Харитоном (ум. 340 г., память его отмечается 28 сентября); теперь могаретХаретун, пещера преп. Харитона, к югу от Вифлеема.

37 Городов с этим именем было известно в древности несколько. Здесь нужно разуметь Александрию столицу Египта, на Средиземном море. Город этот славился своею ученостью и богатством, был основан в 332 г. до Р.Х. Александром Великим.

38 Востра или Бостра город на св. земле, в древности один из левитских городов в полуколене Манассиином, за Иорданом.

39 Т.е. арабы. Происшедшие от Исмаила, сына Авраама и Агари.

40 Страна их на западе граничила с Сузианой, на севере с Мидией и Парфией, на востоке с Кармелией, на юге примыкала к Персидскому заливу. Ранее персы зависели от мидян, греков, парфян, но с 226 г. по Р.Х. сделались самостоятельными и часто вели войны с Римской империей.

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.