Преподобная Елисавета чудотворица

Май 6th 2013 -

Преподобная Елисавета чудотворица

Память 24 апреля / 7 мая

1.»Многие дочери сотворили силу, многие приобрели бо­гатство» , – говорит мудрейший Соломон, пророчески возве­щая то, что не только мужчины, но и женщины в различные времена просияли красотою всяческих добродетелей, стали сопричастны дарам Божественного Духа и необыкновенным образом сотворили удивительные чудеса и знамения по всей вселенной. Ибо Писание представляет, как десятки тысяч и бесчисленное множество женщин и в законе, и по благодати превратили женскую немощь в мужественную волю, при помощи воздержания и многотрудного подвижничества до­блестно отразили силою Вышнего древнего обманщика пра­матери Евы и общего врага и супостата рода человеческого и увенчались блистательными знаками победы.

2. Одна из них и достохвальная и прославленная чудесами Елизавета: родиной ее был столичный город Гераклея Фра­кийская, а родителями – не некие неизвестные и незнатные люди, но благородные, прославленные богатством и выдаю­щиеся по добродетели (Евномиан – имя отца, бывшего тогда дисипатом, матери же – Евфимия). Живя согласно значе­нию своих имен, боголюбиво и богоугодно, и постоянно упражняясь в законе Господнем, они были всем известны и всеми превозносимы. Ибо обитая близ упомянутого города, в местечке, называвшемся раньше Фракокрина, а ныне Авидины, они были, как праведный Иов, набожны и непороч­ны и, подражая гостеприимству патриарха Авраама, щед­ро предоставляли нуждающимся все необходимое. Поэтому получают они, как и тот, по обетованию, плод чрева, до­стойный их собственной красоты и благотворительности, а то, как это случилось, изъяснит наш рассказ. Ведь хотя по­сле их свадьбы прошло уже шестнадцать лет, они остава­лись бездетны и, лишенные потомства, естественно, скорбе­ли, страдали и усиленно умоляли Бога, Взирающего на серд­ца, разрешить их печаль о бездетности и даровать им дитя, которое наследует их род и богатство. Исполняющий же же­лания боящихся Его Господь благосклонно внял их молит­ве и не презрел моления о том, что Ему было благоугодно.

Проповеди:

Поученіе. Преп. Елизавета чудотворица (Противъ злословія). Прот. Григорій Дьяченко

3. И действительно, по существовавшему в этом месте ста­ринному обычаю жители окрестных деревень собирались каждый год на память добропобедной мученицы Гликерии и праздновали ее вместе с горожанами в течение целой неде­ли (а совершается она 13 мая). Торжествовали со всеми и чудесные родители преподобной. И совершая моления и все нощные славословия, они обходили святые храмы этого го­рода, в которых покоились честные мощи сорока святых жен и дьякона Аммуна11, и многих других (о них, равно как и о великолепии и замечательных зданиях этих знаменитых церквей, пространнее повествует житие великого во иерар­хах Парфения). Почитая их и одаривая по достоинству, все сообща праздновали и веселились, нося повсюду с собою и отсеченную за Христа приснопочитаемую главу мученицы. Взглянув на нее во время совершения божественного тайноводчества тогдашним архиереем этого города Львом в бо­жественном храме Богоматери под названием Фисаврос, выше упомянутый отец преподобной Евномиан увидел, что она то весела, как-будто улыбаясь, а то сумрачна. Сочтя это явным знаком своего упования на мученицу, он колебался душой между радостью и печалью. И когда, наконец, закон­чилась праздничная служба, множество народа сотворило усердную молитву в церкви Богородицы, которую местные жители называют Катахилской, и около девятого часа вер­нулось в святой храм мученицы Гликерии. А после вечер­ни один Евномиан вместе со своей супругой Евфимией, ког­да все остальные ушли, оставался в этом месте, горячо моля победоносную мученицу разрешить их узы бесплодия и да­ровать им паче чаяния дитя. И вот, продолжив свое моление вплоть до полуночи, они чуть прилегли на пол и уснули. Тог­да – о неизреченные и страшные Божии тайны! — предстает во сне этому мужу сладчайшая, как и ее имя, мученица и говорит ему: «Что ты утруждаешь меня, человече, и просишь у меня того, что может дать тебе только Бог? Однако если ты истинно пообещаешь мне стяжать сердце сокрушенное и дух смиренный и никогда не превозноситься над ближними, то даст тебе вскоре с моей помощью Великодаровитый Господь чадо женского пола, и ты назовешь ее Елизаветой, ибо она окажется подобна матери Предтечи и Крестителя Иоанна». Когда же тот [т.е. Евномиан] клятвенно пообещал с охотой это исполнить, святая, запечатлев его крестным знамением, удалилась от него. И проснувшись, муж тотчас поведал об этом видении своей жене, а та сказала, что и сама увидела сходное. Так же и боголюбивейший архиепископ, почтенный провидческим даром, увещевал и вразумлял обоих супругов в согласии с мученицей Христовой. И после праздника, на три дня приняв их в гости и благословив, отпустил с миром домой.

4. И тотчас же жена его зачала во чреве и по прошествии девяти месяцев родила дитя женского пола по истинному предсказанию мученицы. А по истечении сорокадневного срока Евномиан, взяв дитя вместе с матерью, привел их в город. Достигнув храма славной мученицы и оказавшись перед честным ее образом, стоявшим с правой стороны, бро­сился он ниц на землю, благодаря ее с радостью в сердце и со слезами. Затем же, взглянув на образ и произнеся долж­ные благодарения, увидел странное и необычайное зрели­ще. Ведь изображение ее заблистало паче солнца, и слегка пошевелив губами, она сказала: «Пора тебе, Евномиан, ис­полнить свои обещания Богу». Это вызвало в нем страх, тре­пет и величайшее потрясение; и придя к преподобнейшему архиепископу и поприветствовав его по обычаю, они по­просили дать чаду печать Христову. Он сам и крестил ее, огласив, и назвал Елизаветой, как предрекла мученица. Усерд­но помолившись за них, он сказал младенцу: «Милостив да будет ко мне, чадо, благодаря тебе Господь, даруя мне остав­ление грехов». Итак, они тотчас возвратились с радостью вос­вояси. Дитя же преуспевало в возрасте и красоте. И когда ей исполнилось три года, отец отдал ее для обучения Священно­му Писанию, в чем она явила великую искусность и навык, так что и жития святых, лишь услышав, могла сразу переска­зать. Едва достигла она двенадцатого года, как мать ее ушла из жизни; и когда отец хотел выдать ее замуж, даже и слышать об этом не хотела отроковица, желая скорее стать невестой бессмертного Жениха Христа. Когда же промчались после этого еще три года, то и отец ее Евномиан с радостью отошел ко Господу, а блаженная, оставшись в одиночестве, тотчас обратила свои взоры к Отцу сирот – Богу. И возжелав уеди­ненной и нестяжательной жизни, то золото и серебро, кото­рое скопили для нее родители, и остальное состояние, доста­точно большое, раздала она нищим и через руки нуждающих­ся вверила его Богу, а рабов и рабынь удостоила свободы.

5. Сама же она бесповоротно устремилась в столицу и, до­стигнув священной обители святого великомученика Георгия, которая называется Малый Холм, где настоятельницей была ее тетка по отцу, удалилась там от мира, облеклась в ангельский образ и всей душою отдалась иноческим подвигам. И преуспев вскорости во всяком виде добродетели, стала она исполнена всех даров Духа, ибо долгими постами поработила и усмирила свое тело, часто проводя без пищи, как великий Моисей и Илия Фесвитянин, целых сорок дней и никогда не прикасаясь к мас­лу, но питаясь одним лишь живым и небесным хлебом. Обиль­но украшенная возвышающим смирением и духовно взирая на божественную красоту сердечными очами, она не хотела вообще поднимать глаз к небу, так что три года или более, склонившись к земле, никогда не смотрела в небесную высь. Считала она лучшим богатством и всячески приветствовала нестяжание, ходя всегда в одном хитоне и нося одежду нетле­ния, сотканную ею свыше посредством бесстрастия, и, горя огнем божественной любви, легко переносила она зимнюю стужу, держала ноги необутыми, как прекрасные и бегущие к почести вышнего звания. Никогда не позволяла она поливать тело горячей водой, но каждый раз омывала его, согласно псал­мопевцу, вечно текущими потоками слез и очищала от всякой грязи, сохранив его чистым и сделав душу богоподобной.

6. А через два года после ее поступления в монастырь насто­ятельница обители, тетка [Елизаветы] по отцу, преставилась из этой жизни, назначив своей преемницей преподобную, ко­торую великий Геннадий, стоявший тогда у архиерейского кормила, по обычаю благословил и поставил в игуменьи мо­настыря. И такой показала она себя в Божьих делах и подви­гах, и достигла такой высокой вершины добродетели и совер­шенства, что приобрела и величайшую силу чудотворения: и неизлечимые болезни исцеляла, а бесов изгоняла призывани­ем Христа, и божественного озарения и откровения свыше удостаивалась, и провидчески предсказывала будущее. Пред­видя таким образом, по божественному откровению, и надви­гающийся на город из-за Божьего гнева страшный пожар, она провозвестила это державшему в то время скипетр ро-мейского царства благочестивому Льву и то же самое и по­добное этому – Даниилу, столпнику в Анапле, – и если бы молитвы их обоих не достигли Бога, то почти весь город стал бы жертвой огня. С той поры этот христолюбивый царь и приобрел великую веру к преподобной и, должным образом ее почитая и благоволя [к ней], определил в дар ее обители, как бедной и стесненной во всем, одно из царских поместий в Гебдомоне, носящее имя св. Вавилы, где были развали­ны неких древних построек, не малых числом. Обитая в них с давних времен, ужасный змей губил многих проходивших вблизи, и сделал это место совершенно непроходимым для всех, от чего весь город был охвачен скорбью и отчаянием, не зная, где искать спасения от такого несчастья. Узнав об этом от кого-то, святая, движимая божественной ревностью, взяла оружие честного креста, пришла на это место; и, под­няв очи к небу и призвав помощь свыше, она окликнула зве­ря и заставила его выйти, хоть и против воли, из своего лого­ва. Запечатлев его крестным знамением, отчего его пасть наполнилась пеной, она схватила его за голову и, поправ но­гами, убила со словами: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия», – сама огражденная честным кре­стом. И таким образом, она полностью освободила жителей города от его вреда. Приобретя благодаря этому словно твер­дую надежду и получив полное уверение в том, что и над духовным змием, как над этим вещественным, с помощью [Христа] одержит победу, она дерзновенно приступила к чудотворениям.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.