google-site-verification: google21d08411ff346180.html Правоверный царь Иустиниан и царица Феодора | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Правоверный царь Иустиниан и царица Феодора

Ноябрь 26th 2010 -

Память: 14/27 ноября

27 ноября (по новому стилю) православные во всем мире вспоминают святого Юстиниана Великого и его жену благоверную царицу Феодору – удивительную супружескую чету, которая в VI веке от Рождества Христова на протяжении нескольких десятилетий правила крупнейшим государством тогдашней Европы – Византией. Это их стараниями Константинополь, в ту пору заштатная столица Восточной Римской империи, превратился в твердыню христианства блистательный «Второй Рим».

Чтобы понять и оценить все те великие свершения, сделанные руками этой августейшей семьи, необходимо вспомнить бурное время, в котором Юстиниану и Феодоре пришлось жить. Дело происходило в первой половине VI века, которую потом историки назовут концом поздней античности.

Примерно, за полвека до этого Западная Римская империя, связанная с Византией родственными узами, была покорена племенами остготов. После упразднения Запада готский король Теодорикс демонстративно отослал все имперские регалии в Константинополь и перенес свою столицу из одряхлевшего Рима в курортный городок Равенну. Восточной части некогда единой страны Византии при разделе империи августом Феодосием еще в 395 году досталась хотя и более богатая, но плохо защищенная и окруженная алчущими варварами территория. В 517 году престол василевсов (титул византийских императоров. – Ред.) достался и вовсе случайному человеку – начальнику дворцовой гвардии Юстину. Крестьянскому сыну, не умевшему ни читать, ни писать, но пользовавшемуся большой популярностью у гвардейцев, которые по древней римской традиции и выкрикнули его на царство.

Юстиниан I Великий (лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus), выдающийся государственный деятель Византии, великий ревнитель Православия, строитель храмов и церковный писатель, правил Византией с 527 по 565 г. При Юстиниане Великом территория Византии увеличилась почти вдвое. Историки считают, что Юстиниан был одним из величайших монархов поздней античности и раннего средневековья.

Святой Иустиниан, был славянином: он родился около 483 г. в селении Вердяне, близ города Средца, в нынешней Болгарии. Долгое время господствовало мнение о том, что он был славянского происхождения и носил первоначально имя Управды, эта легенда была очень распространенной среди славян Балканского полуострова.

Юстиниан отличался строгим православием, был реформатором и военным стратегом, совершившим переход от античности к средневековью. Выходец из тёмной массы провинциального крестьянства Юстиниан сумел прочно и твердо усвоить себе две грандиозные идеи: римскую идею всемирной монархии и христианскую идею царства Божия. Объединение обеих идей и проведение их в действие с помощью власти в светском государстве, принявшем эти две идеи в качестве политической доктрины Византийской империи.

В его царствование (527–565 гг.) Византия прославилась военными победами в Персии, Африке, Италии, в результате которых решительно искоренялось язычество среди вандалов и вестготов.

При императоре Юстиниане Византийская империя достигла своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие. Считается, что Юстиниан подпадал под влияние  сильного характера своей жены Феодоры, которую он торжественно короновал в 527 г.

Историки считают, что главной целью внешней политики Юстиниана было возрождение Римской империи в её прежних границах, империя должна была превратиться в единое христианское государство. Вследствие этого, все войны проводимые императором были направлены на расширение своих территорий, особенно на запад, на территории павшей Западной Римской империи.

Его дядя Юстин, который также был уроженец Вердяны, пешком в одном тулупе пришел в Константинополь. Здесь он, благодаря своим природным дарованиям, быстро возвысился, а потом даже сделался императором. В Константинополь он привез из Вердяны свою жену Лупкиню с ее сестрой Бегляницею, матерью Управды. Этот Управда, по смерти Юстина, и занял византийский императорский престол с именем Иустиниана.

Главным полководцем Юстиниана, мечтавшиго о возрождении Римской империи, был Велизарий, ставший полководцем в 30-летнем возрасте.

В 533 году Юстиниан отправил армию Велизария в северную Африку на покорение королевства вандалов. Война с вандалами проходила успешно для Византии и уже в 534 году полководец Юстиниана одержал решительную победу. Как и в африканской кампании, полководец Велизарий держал в византийской армии множество наёмников — диких варваров.

Даже заклятые враги могли помочь Византийской империи — достаточно было им заплатить. Так, гунны составляли значительную часть армии Велизария, которая на 500 кораблях отправилась из Константинополя в Северную Африку. Кавалерия гуннов, служившая наёмниками в византийской армии Велизария, сыграла решающую роль в войне против Вандальского королевства в северной Африке. Во время генерального сражения противники бежали от дикой орды гуннов и скрылись в нумидийской пустыне. Затем полководец Велизарий занял Карфаген.

После присоединения Северной Африки в Византийском Константинополе обратили взоры на Италию, на территории которой существовало королевство остготов. Император Юстиниан Великий решил объявить войну германским королевствам, которые вели между собой постоянные войны и были ослаблены накануне вторжения армии Византии.

Война с остготами шла успешно, и королю остготов пришлось обратиться за помощью к Персии. Юстиниан обезопасил себя на Востоке от удара с тыла, заключив мир с Персией и развернул кампанию для вторжения в Западную Европу.

Первым делом полководец Велизарий занял Сицилию, где он не встретил особого сопротивления. Итальянские города также сдавались один за другим, пока византийцы не подошли к Неаполю.

Велизарий (505-565), византийский полководец при Юстиниане I,

Велизарий отказался от короны Италии, предложенной готами в 540 году нашей эры.

После падения Неаполя папа римский Сильверий предложил Велизарию войти в священный город. Готы покинули Рим, и вскоре Велизарий занял Рим столицу империи. Византийский военачальник Велизарий, однако, понимал, что противник лишь собирается с силами, поэтому сразу же принялся укреплять стены Рима. Последовавшая затем осада Рима готами продолжалась один год и девять дней (537 — 538 гг.). Византийская армия, оборонявшая Рим, не только выдержала атаки готов, но и продолжила своё наступление вглубь Апеннинского полуострова.

Победы Велизария позволили Византийской империи установить контроль над северо-восточной частью Италии. Уже после смерти Велизария был создан экзархат (провинция) со столицей в Равенне. Хотя Рим в дальнейшем был потерян для Византии, так как Рим фактически попал под управление папы, Византия сохраняла владения в Италии вплоть до середины VIII века.

При Юстиниане территория Византийской империи достигла своих самых огромных размеров за все время существования империи. Юстиниану удалось практически полностью восстановить прежние границы Римской империи.

Византийский император Юстиниан захватил всю Италию и практически всё побережье Северной Африки, и юго-восточную часть Испании. Таким образом, территория Византии увеличивается вдвое, но не достигает прежних границ Римской империи.

Уже в 540 году новоперсидское царство Сасанидов расторгло мирный договор с Византией и активно готовилось к войне. Юстиниан оказался в трудном положении, ведь Византия не могла выдержать войны на два фронта.

Внутренняя политика Юстиниана Великого

Кроме активной внешней политики, Юстиниан также вёл разумную внутреннюю политику. При нём была отменена римская система управления государством, которою заменила новая – византийская. Юстиниан активно занялся укреплением государственного аппарата, а также пытался усовершенствовать налогообложение. При императоре были соединены гражданские и военные должности, были предприняты попытки уменьшить коррупцию путём повышения платы чиновникам.

В народе Юстиниана прозвали «бессонным императором», так как он работал и днём и ночью над реформированием государства.

Историки считают, что военные успехи Юстиниана были его главной заслугой, однако внутренняя политика, особенно во второй половине его правления, опустошила государственную казну.

По распоряжению царя Иустиниана были закрыты языческие школы в Афинах. Закрыв языческие школы, он повелел, чтобы преподавание наук вели иноки из ближайших монастырей. С целью распространения Христианства в пределах Малой Азии Иустиниан послал туда епископа Ефесского Иоанна, который крестил более 70 тысяч язычников. Царь приказал построить для новообращенных 90 церквей, щедро поддерживал храмовое строительство в империи.

Лучшими постройками его времени считаются монастырь на Синае и храм Святой Софии в Константинополе. При святом Иустиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Будучи человеком разносторонне образованным, святой Иустиниан тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков, повелев преподавать им риторику, философию и богословие.

Наряду с распространением христианства Иустиниан радел о сохранении чистоты православной веры. В его царствование продолжали беспокоить Православную Церковь несториане, которые учили, что Христос не был Богочеловеком, и что Божество только обитало в Нем, как в простом человеке. Еще более несториан волновали Церковь монофизиты, учившие, что в Иисусе Христе Божеское естество поглотило человеческое. Император Иустиниан много сил посвятил борьбе с оригенистами, возрождавшими ересь несториан

Против этих еретических измышлений  человеческого разума Иустиниан составил песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий» и ввел обязательное ее пение в церквах. С этого времени и по сегодняшний день эта песнь поется на Божественной литургии перед малым входом.

По повелению государя в 553 г. был созван V Вселенский Собор, осудивший учение Оригена и подтвердивший определения IV Халкидонского Собора.

Святой император Иустиниан заботился о порядке, праве и законности в государстве. Под его руководством и надзором было составлено полное собрание римских законов, дошедшее до нас под названием «Кодекса Юстиниана». А «Новеллы» Иустиниана входят во все варианты русской Кормчей Книги.

Ревнитель Православия и благочестия, Иустиниан много заботился о богослужении Православной Церкви и о благолепии храмов, как мест богослужения. В своем своде законов он поместил, между прочим, закон об обязательном повсеместном праздновании праздников Рождества Христова, Крещения Господня и Воскресения, Благовещения Пресвятой Богородицы и других. Кроме того, Иустиниан построил много прекрасных храмов во славу Пресвятой Богородицы, апостолов и других святых.

Собор Святой Софии.

Император Юстиниан Великий оставил после себя знаменитый архитектурный памятник, который существует и сегодня – Собор Святой Софии. Это здание считают символом «золотого века» в Византийской империи. Этот собор является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане. Сооружением Собора Святой Софии император Юстиниан добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.

Построенный еще равноапостольным царем Константином, этот храм при Иустиниане был сожжен во время одного бунта. Благочестивый царь собрал лучших строителей, не пожалел золота и денег и соорудил храм на удивление векам – непревзойденный по своему величию и красоте.

В личной жизни святой Иустиниан соблюдал строгое благочестие, много и усердно постился. Всегда набожный, он проводил Великий пост в суровом воздержании и молитвах, не вкушал хлеба, а довольствовался растениями и водой, да и то через день-два.

Во время правления Юстиниана вспыхнула первая в мире пандемия чумы, которая охватила всю Византийскую империю. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в столице империи Константинополе, здесь погибло 40% всего населения. За подсчётами историков, общее число жертв чумы достигло около 30 млн. человек, а возможно и больше.

Византийский император Юстиниан I Великий

Достижения Византийской империи при Юстиниане

Наибольшим достижением Юстиниана Великого считается активная внешняя политика, которая расширила территории Византии в два раза, практически вернув все утраченные земли после падения Рима в 476 году.

Вследствие многочисленных войн казна государства истощалась, и это привело к народным бунтам и восстаниям. Однако восстание побудило Юстиниана издать новые законы для граждан всей империи. Император упразднил римское право, отменил устаревшие римские законы и ввёл новые законы. Свод этих законов получил название «Свод гражданского права».

Царствование Юстиниана Великого действительно называли «золотым веком», сам он говорил: «Никогда до времени нашего правления Бог не даровал римлянам таких побед… Возблагодарите небо, жители всего мира: в ваши дни осуществилось великое дело, которого Бог признавал недостойным весь древний мир» Вознаменования величия христианства был построен Собор Святой Софии в Константинополе.

Огромный прорыв произошёл в военном деле. Юстиниану удалось создать самую большую профессиональную наёмную армию того периода. Византийская армия под предводительством Велизария принесла Византийскому императору множество побед и расширила границы Византийской империи. Однако содержание огромной наёмной армии и бесконечные воины истощили государственную казну Византийской империи.

Первую половину правления императора Юстиниана называют «золотым веком Византии», вторая же вызывала только недовольство со стороны народа. Окраины империи охватили восстания мавров и готов. А в 548 году во время второй итальянской кампании Юстиниан Великий уже не мог откликнуться на просьбы Велизария прислать деньги для армии и на оплату наёмникам.

В последний раз полководец Велизарий возглавил войска в 559 году, когда во Фракию вторглось племя котригуров. Полководец одержал победу в бою и мог бы полностью уничтожить нападавших, но Юстиниан в последний момент решил откупиться от беспокойных соседей. Однако самым удивительным стало то, что творца византийской победы даже не позвали на праздничные торжества. После этого эпизода полководец Велизарий окончательно впал в немилость и перестал играть заметную роль при дворе.

В 562 году несколько знатных жителей Константинополя обвинили прославленного полководца Велизария в подготовке заговора против императора Юстиниана. На несколько месяцев Велизарий был лишен своего имущества и положения. Вскоре Юстиниан убедился в невиновности обвиняемого и помирился с ним. Велизарий умер в покое и уединении в 565 году н.э. В тот же год испустил дух император Юстиниан Великий.

Жак Луи Давид "Велизарий, просящий подаяние"

В конце жизни Велизарий впал в немилость у императора, из-за чего тот конфисковал его имущество и изгнал. По легенде, Велизарий закончил жизнь нищим, испытав на себе и скоротечность славы, и человеческую неблагодарность. Трагедию когда-то прославленного императорского полководца, теперь слепого и немощного, и изобразил художник в картине. О взволнованности неожиданной встречей с человеческим горем хорошо рассказывают руки главных героев. Руки Велизария — само олицетворение отчаяния и мольбы о милосердии. Мальчик-поводырь протягивает шлем героя, куда свою милостыню кладёт женщина в античных одеждах. Потрясённый несправедливостью судьбы и неожиданной встречей со своим бывшим командиром, солдат на втором плане всплеснул ладонями и застыл в недоумении и возмущении. Классические композиции обычно пафосны и удивляют современного зрителя преувеличениями и искусственностью чувств. В композиции Давида пафос и величие имеют только древнеримская архитектура и роскошная, но равнодушная к человеческому безумию природа. Исторический Велизарий жил в Византийской империи, а не в Риме. Художник перенёс действие картины в условную античную страну, известную только по картинам Аннибале Карраччи и Николя Пуссена. Классический пейзаж полотна принадлежит к лучшим образцам так называемого героического пейзажа среди произведений Жака-Луи Давида.

Последний конфликт между императором и полководцем послужил источником легенды о нищем, немощном и слепом военачальнике Велизарии, просившем милостыню у стен храма. Таким — попавшим в немилость — его изображает на своей знаменитой картине французский художник Жак Луи Давид.

Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя — такова была мечта, которую лелеял император Юстиниан с самого начала царствования. Силой оружия возвращал он утерянные старые римские территории, затем давал им общий гражданский закон, обеспечивающий благосостояние жителей, наконец — он утверждал единую христианскую веру, призванную соединить все народы в поклонении единому истинному христианскому Богу. Таковы три незыблемых основания, на которых Юстиниан строил могущество своей империи. Юстиниан Великий верил, что «нет ничего выше и святее императорского величества»; «сами создатели права сказали, что воля монарха имеет силу закона«; «он один способен проводить дни и ночи в труде и бодрствовании, чтобы думать думу о благе народа«.

Юстиниан Великий утверждал, что благодать власти императора, как  «помазанника Божьего», стоящего над государством и над церковью, получена им прямо от Бога. Император «равен апостолам» (греч. ίσαπόστολος), Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана получили характер крестовых походов — везде, где византийский император будет господином, воссияет православная вера. Его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Всякий законодательный акт Юстиниан ставит «под покровительство святой Троицы».

Так, живя в чистоте и благочестии, он царствовал 39 лет и мирно скончался о Господе. За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Скончался святой царь Иустиниан в 565 г.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.