google-site-verification: google21d08411ff346180.html Память святого пророка Осии | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Память святого пророка Осии

Октябрь 29th 2010 -

  Святой пророк Осия иконостас Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине г.Москва

Память пророка Осии Правосл. Церковь празднует 17 /30 октября.

Святой пророк Осия, сын Беериин, происходил из колена Иссахарова.

Он жил в IX в. до Рождества Христова в царстве Израильском и был современником святых пророков Исаии, Михея и Амоса.
Осия (евр. הושע, ХОШЕ́А), сын Беери, жил и проповедовал в Северном царстве Ефрема. Он был современником (возможно, младшим) прор. Амоса, своего иудейского собрата, и последним великим пророком Ефрема. Есть основания предполагать, что Осия — левит или священник. Во всяком случае, он был близок к кругам израильского духовенства. Сам пророк говорит о трагедии в личной жизни: он взял в жены женщину, к-рая оказалась ему неверна. По нек-рым предположениям, пророк сознательно женился на «блуднице», символизируя этим неверность народа своему Богу (см. ст. Символические действия). Несмотря на измены жены (пророк называет ее: Гомерь, дочь Дивлаима), Осия готов простить ее и принять снова в дом, что, по-видимому, и совершилось. Своим детям он дал символич. имена, напоминающие о грехах народа (1:4, 6). Проповедь пророка встречала сильное противодействие. Из текста очевидно, что до гибели своей родины в 722 он не дожил.

  Святой пророк Осия

Эпоха пророка Осии была временем безраздельного господства на Бл. Востоке военной ассир. империи. Разобщенные, враждующие между собой царства Сирии-Палестины были не в состоянии ей противиться. Но угроза гибели не отрезвила Ефрема. По-прежнему там совершались дворцовые перевороты, развязывались бессмысленные войны с соседями, процветала коррупция, расшатывались нравств. устои. Религия превратилась в систему обрядоверия, легко включавшую в себя языч. элементы. Народ был убежден, что может богатыми дарами обеспечить себе небесное заступничество. На религиозное избрание смотрели как на привилегию, гарантирующую защиту от врагов. В этой атмосфере всеобщего распада, накануне гибели Самарии, Осия выступил со Словом Божьим, в последний раз обращенным к духовно ослепшим людям.

Книга пророка Осии открывается рассказом о неверной жене пророка. Она олицетворяет неверный Израиль, оставивший Завет с Господом (1:1—3:5). Затем история преступной жены прямо переходит в оплакивание преступного народа, его вождей, духовенства. Пророк обращается к древним временам, когда Господь вывел из Египта «Своего сына», Израиля. Все, что Он даровал и заповедал, забыто, попрано, нарушено, хотя люди ходят на праздники и молятся в святых местах. Возмездие неминуемо. Самария будет опустошена. В недобрый час просил Израиль царя (см. ст. Монархии идея в Библии), и в недобрый час он лишится его. Есть только одна надежда — на милосердие Божье (4:1—14:1). Эпилог книги (14:2—10) полон надежды. Пророк призывает людей к покаянию, и Бог его устами обещает грядущее прощение.

В отличие от Амоса, прор. Осия — вестник Божественного милосердия (евр. חסד, ХЕ́СЕД). Никто из пророков до него не говорил с такой определенностью о долготерпеливой любви Божьей к людям. На любви основаны замыслы Божьи, и Завет Его с верными подобен союзу между двумя любящими существами. Осия первый ввел в библ. традицию символ брака для раскрытия тайны отношения между Богом и Общиной. Этот символ лег в основу мистического толкования Песн, и ап. Павел перенес его на отношение между Христом и Церковью (Еф 5:22—27). Бог открывается у Осии как любящий муж и как любящий Отец. Союз, заключенный Им с Израилем во дни Моисея, был «узами любви» (11:1—4). Вера есть «познание Бога», т. е. любовь к Нему. Но эта любовь требует нравственного служения, к-рое нельзя подменить обрядами и дарами.
Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (6:6)

Христос Спаситель повторил эти слова (Мф 9:13), указывая на центральное основание духовной жизни человека. Как милосерд Господь, имеющий «богатую милость», так и человек должен, подобно Ему, быть милосердным. Но люди не сохранили заповеданного. «Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» (4:1). А именно в этом сущность библ. *этики (истина, правда — евр. אמת, ЭМЕ́Т; милосердие — евр. חסד, ХЕ́СЕД, и любовь к Богу, «познание» Его — евр. דעת אלהים, ДАА́Т ЭЛОХИ́М). Однако вместо правды — неправда, вместо милосердия — жестокость, вместо Богопознания — внешний культ, лишенный смысла. Тельцы Самарии и др. святилищ из символов превратились в идолов (см. ст. Двоеверие). Показная ревность к вере привела к кровопролитию (1:4—5; намек на избиения, совершенные в 842; 4 Цар 10). Все это, по словам пророка, «блуд», нарушение священного брачного союза с Богом. За грехом последует неизбежная расплата. С Израилем поступят, как с неверной женой. Он будет изгнан со своей земли и лишен милости Божьей. Напрасно властители народа уповают на покровительство ассирийцев или египтян, напрасно внимают лжепророкам, сулящим благоденствие. «Не будут они жить на земле Господней» (9:3).

Однако «рядом с угрозами и возвещением наказания у Осии идет обетование. Это обетование высказывается не просто как общая неопределенная надежда лучших дней... но как определенное пророчество, что народ, исправленный наказанием и в покаянии обратившийся к Господу, своему Богу, будет некогда снова воспринят Им под Свое покровительство» (архиеп. *Иоанн Смирнов). «Неверная жена» принесла страдание Богу, ибо Он поистине страждет из-за грехов людских. Но Его любовь и «жалость» выше справедливости. Как оскорбленный муж принимает заблудшую жену, так и Господь не оттолкнет раскаявшихся. «Он уязвил — и Он исцелит» (6:1). Т. о., спасение у Осии является свободным даром милости Божьей.
После гибели Самарии  Книга пророка Осии получила распространение в Иудее и сохранялась в среде пророков и их учеников. Учение Осии о Божественной милости и прощении и религ. -историч. символика брака нашли развитие во мн. книгах ВЗ (ср. Иер 3:1; 31:31; Иез 16). Однако полнота толкования книги была достигнута лишь в Новом Завете, где Господь Иисус изображен небесным Женихом (Мф 9:15; 22:3; Еф 5:22—33; Откр 21:1—4, 9), где тайна искупления выражена словами Осии (Рим 9:22 сл.).

Комментарии закрыты.