google-site-verification: google21d08411ff346180.html Мученики Давид и Константин | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Мученики Давид и Константин

Октябрь 14th 2010 -

Потом Мурван обратился к св. Константину и сказал ему; «А ты что скажешь о себе, юноша? Послушаешься ли моего приказания или нет?» Св. Константин своими словами посрамил тирана; «Не будет никогда того, чтобы я исполнил твое беззаконное повеление, — сказал он, — но, как старший брат мой Давид свидетельствовал тебе обо всем, так и я исповедую Ибо мы одному закону и одной вере научены — вере в Истинного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, и за нее я готов умереть».

Тогда разгневанный Мурван, призвав своих злых палачей («палочников»), поручил им св. мучеников. Он приказал в продолжение десяти дней не давать им ничего ни есть, ни пить и во все это время мучить их без всякой пощады, чтобы, ослабев от многих страданий, они решились принять закон Магометов. Палачи, исполняя повеление властителя, отвели братьев в темницу. Там святые, вооружившись молитвою и терпением, доблестно переносили голод, жажду и всякого рода мучения. Рука Всесильного подкрепляла страдальцев за имя Его.

Когда миновал назначенный срок, Мурван Глухой созвал своих законников, волхвов и чародеев персидских и послал их к святым, чтобы лестью и лукавством обратить Давида и Константина в магометанскую веру. Когда посланные пришли в темницу, то нашли св. князей истощенными от голода и мук, перенесенных ими во время заключения. Посланные, притворяясь, что сострадают узникам, начали бранить мучителей, говоря: «Бесчеловечные люди! Как вы осмеливаетесь наносить такие раны этим невинным страдальцам? Разве вы не знаете, что мужи эти — славные, знаменитые и храбрые военачальники? Разве вам не известно, что великий государь Мурван хочет помиловать их и вознаградить?»

Потом, обратясь к святым, они лукаво сказали им: «Обладатель всей Персии и Аравии Мурван послал нас к вам, и мы думаем, что вы. по благоразумию вашему, после таких мучений изберете лучшее вместо худшего. И потому теперь скажите надлежащие слова и не раздражайте государя, не губите вашей цветущей юности ради одного осужденного на тяжкие мучения и убиенного Человека.

Послушайтесь доброго совета нашего, покоритесь закону великого пророка Магомета, и вы всегда с нами будете наслаждаться счастьем. Жалеем мы юность вашу и уважаем доблесть вашу. и потому советуем вам исполнить желание государя, Который дал вам довольно времени для размышления. Примите княжескую одежду и драгоценные подарки, которыми царь награждает нас в уверенности, что вы согласитесь принять закон Магометов». Такой лестью старались они отвратить святых братьев от христианской веры.

Выслушав их, непобедимые мученики сказали: «Неразумные посланники лукавого Мурвана! Не прельстят нас безумные слова ваши. Передайте хитрому нечестивцу, что мы остаемся в истинном исповедании нашем, что ни слава человеческая, ни болезнь, ни муки, ни даже горькая смерть не могут отлучить нас от любви и веры Христовой. Мы готовы на все. слава и честь, вами обещанные, ненавистны и гнусны нам, упование наше — Господь Иисус Христос, за Него мы умрем».

Посрамленные отказом святых, посланники передали их слова Мурвану, присовокупив, что нет никакой надежды отвратить этих людей от христианства, что они не боятся ни мучений, ни смерти и тверды в своей вере. Услышав это, беззаконный Мурван исполнился великой ярости и приказал палачам, повесив братьев головой вниз, немилосердно бить их палками и после таких ужасных истязаний привесить на шею святым большие камни, связать им руки и ноги и бросить в реку.

Все это было в точности исполнено. Давида и Константина отпели на берег роки, на то место, где находился храм святых мучеников Космы и Дамиана. Их раздели и, повесив головами вниз, беспощадно били палками. Потом сняли их, завязали им руки и ноги, притащили огромные камни и повесили им на шею.

Мученики попросили палачей дать им немного времени для молитвы. Однако от тяжести привязанных камней они не могли ни возвести очей на небо. ни приклонить колен и только взывали к Богу с сокрушенным сердцем и умиленной душой, произнося; «Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий! Как Ты внимал прежде молениям нашим и удостоил нас пострадать за великое и святое имя Твое, так и ныне услыши молитвы рабов Твоих. Ты ведаешь, что мы сохранили нашу плоть в чистоте и целомудрии. Сохрани же тела наши и по смерти нетленными, чтобы через них прославилось Твое всесвятое имя, чтобы они исцеляли от всяких болезней и немощей. Даруй, Боже. тем, которые будут призывать нас в своих молитвах, милость Твою и отпущение грехов». Потом, осенив себя крестным знамением, сказали: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, в руце Твои предаем души наши. Аминь».

Когда братья кончили говорить, раздался голос с неба, возвестивший им, что их прошения будут исполнены. Услышав это, мучители ужаснулись и, бросив святых мучеников в глубину реки, обратились в бегство. Так приняли смерть за веру Христову непобедимые мученики.

В ту ночь, когда преданы были казни Давид и Константин, произошло великое и преславное чудо: над рекой появились три светлых столпа, освещавших окрестности.

Связанные руки и ноги мучеников разрешились, и камни, привязанные к их шеям, спали. Поэтому тела святых всплыли на поверхность воды и сияли, как утренняя звезда.

По Промыслу Божию двоим из числа людей, взятых в плен вместе с князьями, удалось бежать на темницы. Чтобы не попасть снова в руки магометан, они переоделись в аравитянские одежды и скрывались в лесах и горных ущельях. Им известно было о страданиях мучеников и о их кончине. Когда они увидели знамение Божие над рекой, т.е. три светлых столпа, воссиявших среди темной ночи, то сразу поняли причину этого чудесного явления и возрадовались духом. Подойдя к реке, они увидели тела мучеников, плывущие по поверхности воды, и весьма удивились этому.

В то же время двое других княжеских слуг, которые также скрывались в лесах, заметив светлые столпы, захотели посмотреть на них вблизи. Подходя к реке, они увидели своих соотечественников в агарянской одежде, которые пришли раньше, и, думая, что это действительно аравитяне, испугались и пустились бежать. Мнимые аравитяне закричали им: «Мы не враги, а соплеменники ваши!

Подойдите ближе и посмотрите на господ наших Давида и Константина, которые пострадали за Христа Бога, и мы расскажем вам обо всем происшедшем». Услыхав родную речь. бежавшие возвратились и безбоязненно подошли к реке. Соотечественники узнали друг друга и поцеловались по-братски. Переодетые в агарянскую одежду рассказали обо всем случившемся с мучениками.

Когда же все четверо стали советоваться между собой о том, что им делать с телами святых братьев, то услышали голос, исходивший из светлых столпов. Голос этот повелевал им поднять тела святых, нести на восточную сторону, через лес, и, где настигнет их утро, там и оставить мощи. Пока звучал этот голос, тела, как бы кем-то несомые, подплывали к берегу и наконец оказались совсем рядом с ним. Увидев это, мучениколюбцы прославили Бога, благоговейно подошли к святым мощам и, вынув их из воды, со слезами и страхом облобызали. Потом понесли их в ту сторону, которая была указана свыше. При появлении утренней зари несущие оказались на вершине горы, именуемой Цхал-Цители, на которой была расположена часть города Кутаиса, разрушенного и сожженного окаянным Мурваном. В этом городе при одной разрушенной церкви нашлась катакомба (или погребальная пещера), где никто еще не был похоронен. В этой пещере и положили святые мощи.

Там они оставались неоткрытыми и никому не явленными до великого царя Баграта IV Багратиона (1027 — 1072г.г.)4. Этот царь, найдя такое бесценное сокровище, возобновил храм и устроил при нем обитель. Когда он привел все в порядок, тогда с великой честью перенес в новую церковь мощи святых мучеников и положил их в сделанной для них раке. Мощи святых Давида и Константина, как братья просили того у Господа, остались нетленными и подают исцеления прибегающим к ним с верой и любовью.

Страдание сих угодников Божиих последовало в лето от сотворения мира 6249, от Рождества же Христова в 741, в последнем году царствования греческого императора Льва Исаврянина, при правителях Иверских Иоанне и Джваншере.

Примечания:

1. 15 октября (н. ст.) — Прим... ред.

2. См. Опыт византийской хронологии Мюрельта, Император Ираклий. стр. 279 и далее.

3. История называет его Глухим потому, что он не внимал никаким советам своих приближенных.

4. См. Картлис Цховреба на грузинском языке, Царь Баграт IV Великий, стр. 219, а о перенесении святых мощей-та же статья, стр. 222.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.