google-site-verification: google21d08411ff346180.html Мученик Иустин Философ | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Мученик Иустин Философ

Июнь 13th 2011 -

 Мученик Иустин Философ

Память: 1/14 июня

Иустин Философ — раннехристианский мученик и апологет. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории.


Родился ок. 100 г. в городе Флавия Неаполис (лат. Flavia Neapolis), (ивр. Шхем; араб. Наблус) в Самарии. Его дед носил греческое имя Вакх, а его отец — латинское имя Приск, что дало повод предположить, что родители Иустина принадлежали к числу римских колонистов, восстанавливавших город после его разрушения во время Иудейской войны 70 г. Его родители были язычниками, а сам Иустин указывает на свое языческое происхождение и называет себя «необрезанным».

Иустин занимался философией сначала у стоического философа, но вскоре разочаровывается стоической школой ввиду того, что она, по его мнению, не считала познания о Боге необходимыми. Затем знакомится с перипатетиком, но ушел от него, после того, как тот потребовал плату за обучение. Иустин беседовал с неким знаменитым пифагорейцем, но не был допущен до обучения в этой школе ввиду отсутствия у Иустина познаний в области музыки, астрономии и геометрии. После этого он познакомился с платоником, с которым занимался философией долгое время. Таким образом, на Иустина оказал значительное влияние платонизм промежуточного периода (Средний платонизм). Но наиболее важной в жизни Иустина оказалась встреча с пожилым человеком, вероятно, палестинским или сирийским христианином. После диспута старец убеждает Иустина, что для познания Бога следует обращаться к ветхозаветным пророчествам более, чем к доводам разума. Иустин описывает и другой повод, заставивший его принять христианство. Во Второй апологии он пишет, что в то время, когда он учился у платоника, то «слышал, как поносят христиан, но видя, как они безстрашно встречают смерть и все, что почитается страшным, почел невозможным, чтоб они были преданы пороку и распутству». Иустин принимает крещение, вероятно, в промежуток между 132 и 137 г. и занимается активной миссионерской деятельностью.

Иустин много путешествует, в частности, он посещает Александрию и Эфес. В правление Антонина Пия прибывает в Рим, где основывает собственную школу, среди учеников которой был Татиан. Вступил в диспут с киником Кресцентом.

Уже во Второй апологии Иустин предполагает, что будет «повешен на дереве, по крайней мере, Кресцентом». Татиан также упоминает, что Кресцент преследовал его самого и Иустина, но он не говорит о том, чем это преследование закончилось, так как, вероятно, это сочинение было написано ещё до кончины Иустина. Евсевий тоже считает, что в смерти Иустина завязан Кресцент, но его источниками являются упомянутые выше два отрывка из сочинений Иустина и Татиана. Этого же мнения придерживается и Иероним Стридонский. Согласно «Мученическим актам», сохранившимся в сборнике Симеона Метафраста, римский префект Рустик расспрашивал Иустина о его вере и христианском образе жизни, а также убеждал его вернуться к почитанию эллинских богов, на что получил отказ. Тогда «за отказ принести жертву богам и неповиновение приказу императора» Иустин вместе в шестью своими учениками (Харитон, Эвелпист, Иеракс, Пеон, Либериан) были биты кнутом, а затем обезглавлены. Таким образом Иустин был казнен около 165 г.

Проповеди:

Поученіе. Святой мученикъ Іустинъ философъ.(Истинное просвѣщеніе возможно только въ христіанствѣ). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Комментарии закрыты.