google-site-verification: google21d08411ff346180.html Мученик Георгий Угрин | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Мученик Георгий Угрин

Февраль 9th 2015 -

Святые кн. Борис и его отрок Георгий молятся пред иконой Спасителя

Память: 28 января /10 февраля.

Время и место рождения Георгия Угрина неизвестны. Основываясь на его прозвище, можно думать, что святой был венгром или славянином, жившим в венгерских землях.

Однако не исключено, что Георгий Угрин, как предполагал, напр., Э. Иглои, мог родиться «уже на русской земле», являясь потомком одного из венгров, служивших при киевских князьях Святославе или равноап. Владимире (Василии) Святославиче. Согласно более поздним свидетельствам, историческая достоверность которых не может считаться бесспорной, Георгий Угрин имел 2-х братьев. Об одном из них, прп. Моисее Угрине, мон. Киево-Печерского мон-ря, подробно рассказывается в Киево-Печерском патерике. О 2-м брате — прп. Ефреме, основателе новоторжского во имя св. мучеников Бориса и Глеба муж. мон-ря, — сообщает Житие прп. Ефрема, созданное в XVII в. на основе житийного текста кон. XVI в.; автором последнего принято считать иером. Юрьева новгородского муж. мон-ря Иоасафа, который, вероятно, воспользовался несохранившимся текстом, созданным к нач. XIV в.

Георгий Угрин был ближайшим слугой кн. Бориса, который любил его «паче меры». Именно этим объясняется факт ношения Г. У. золотой гривны (шейного обруча) — знака отличия и особого княжеского расположения. Вместе с др. дружинниками кн. Бориса Георгий Угрин находился на р. Льте (Альте) в тот момент, когда в лагерь прибыли убийцы, посланные киевским кн. Святополком Владимировичем. Георгий Угрин был свидетелем того, как дружинники киевского правителя с оружием в руках ворвались в княжеский шатер и набросились на св. Бориса.

Жертвуя собой, Георгий Угрин попытался прикрыть князя своим телом. При этом, согласно «Сказанию, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба», обращаясь к Борису, он сказал: «Да не останоу тебе, господине мои драгыи, да идеже красота тела твоего оувядаеть, тоу и аз съподоблен боудоу съконьчати живот свои».

Георгий Угрин был убит вместе со св. Борисом; для того чтобы снять с тела дружинника золотую гривну, убийцы обезглавили его. Погибли и др. отроки кн. Бориса. (По данным собственно житийных источников, кн. Борис и его дружинники были убиты в воскресенье 24 июля, в летописном рассказе дата отсутствует. О датировке и топографической привязке этого события.)

Согласно Житию прп. Ефрема Новоторжского, прп. Ефрем, служивший у кн. Бориса конюшим, нашел отсеченную главу Георгия Угрина и хранил ее у себя до конца жизни. Умирая, он завещал положить ее вместе с собой в каменный гроб, по преданию им самим высеченный.

11 июня 1572 г. по благословению Новгородского архиеп. Леонида состоялось обретение мощей прп. Ефрема, в гробе находилась и глава Георгия Угрина. Еще в нач. XX в. она почивала в раке прп. Ефрема, «покрытая черным бархатом, унизанным жемчугом, с изображением на финифти главы мученика и с надписью вокруг нее из мелкого жемчуга: «Глава мученика Георгия, Новоторжского чудотворца»» (цит. по: Колосов. С. 38), в монастырском Борисоглебском соборе. 5 февр. 1919 г. гробница прп. Ефрема была вскрыта (см. Вскрытие мощей). После ликвидации Новоторжского мон-ря в 1931 г. мощи прп. Ефрема, а также, вероятно, глава Г. У. были изъяты из собора, дальнейшая их судьба неизвестна.

Начало почитания Георгия Угрина относится к сер. — 2-й пол. XI в. — одновременно со становлением почитания святых Бориса и Глеба. Об этом свидетельствуют чудеса, связанные с явлением св. князей-страстотерпцев в сопровождении Георгия Угрина, которые описаны в «Сказании чудес святою страстотерпцу...» и «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу...». Согласно «Сказанию чудес святою страстотерпцу...» (чудо 1 «О хромемь»), отрок вышгородского посадника Миронега, получивший исцеление ноги, рассказал, что во сне видел не только святых Бориса и Глеба, но и «Георгия оного, отрока святого Бориса, ходяща съ нима и носяща свещю» (Успенский сб. XII-XIII вв. С. 61). Схожим явлением, как свидетельствует прп. Нестор, сопровождалось освобождение из тюрьмы несправедливо осужденных узников, к-рые «видеша святою на росну коню и отрока, пред ними свещю держаща». В 50-х гг. XVII в. имя Г. У. было включено в месяцеслов Симона (Азарьина): «Маия в день 1... святаго мученика Георгия, иж пострадал со святым Борисом и с ним и в чюдесех в видении являшеся». Георгий Угрин упоминается в акафистах св. князьям Борису и Глебу, прп. Ефрему, прп. Моисею Угрину. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Тверских святых, празднование к-рому было установлено в 1979 г.

Сведения о мученической кончине и почитании Георгия Угрина содержатся в ранних древнерус. памятниках — летописной повести «О убьеньи Борисове», читающейся в «Повести временных лет» под 6523 (1015) г., анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба», «Сказании чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида», «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» (нач.: «Владыко Господи, Вседержителю. Створивый небо и землю»), созданном прп. Нестором, мон. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, а также в рассказе черноризца того же мон-ря Поликарпа (впосл. архимандрит) о прп. Моисее Угрине в составе Киево-Печерского патерика.

Ю. А. Артамонов

Комментарии закрыты.