google-site-verification: google21d08411ff346180.html Мученик Гавриил Белостокский, Слуцкий, младенец | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Мученик Гавриил Белостокский, Слуцкий, младенец

Май 2nd 2013 -

Мученик Гавриил Белостокский, Слуцкий, младенец
Память 20 апреля, 9 мая и в Соборе Белорусских святых

Святой Гавриил родился 22 марта 1684 года в деревне Зверки, что в тринадцати верстах от города Заблудова Гродненского уезда.

Родители его Петр и Анастасия Гавдель свято и нерушимо хранили православную веру, принятую от предков, несмотря на все притеснения, которым подвергались тогда белорусы, не желавшие принять унию. Сын их был крещен и воспитан в правилах святого Православия.

11 апреля 1690 года, когда Гавриилу только исполнилось шесть лет, случилась беда. Петр Гавдель отправился в поле на работу; около полудня жена понесла ему обед, оставив на некоторое время младенца дома без присмотра. Живший в Зверках еврей-арендатор — некий Шутко — увидев беззаботно игравшее дитя, приласкал его, завел в свой дом и тайно увез в Белосток. Как доказало проведенное позднее уголовное следствие, невинного ребенка страшно мучили: Гавриила пригвоздили к стене за руки и ноги (об этом свидетельствует также изданное в Почаевской Лавре житие святого); сделав рану в боку, стали выпускать кровь из тела. Затем нанесли множество надрезов на всем теле. Труп умерщвленного младенца преступники выбросили в поле.
Три дня собравшиеся возле мертвого тела собаки отгоняли от него хищных птиц. По их лаю несчастные родители нашли изуродованный труп своего сына, совершенно не подвергшийся разложению и хранящий в своем нетлении все следы изуверств.
Возникло судебное дело. В Заблудове, как и во многих других городах Речи Посполитой, существовало самоуправление на немецкий образец. По так называемому магдебургскому праву существовали выборная администрация и выборный независимый суд. Такая автономия в польско-литовском государстве называлась магдебургией. Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. «О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския», — говорит записка того времени.

После осмотра следователями тела младенца оно было погребено на погосте близ православной церкви, стоявшей у леса в одной версте от деревни Зверков по дороге на Белосток, с левой стороны.
В начале XVIII века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного верующего народа, усиливая почитание мученика младенца Гавриила. Это было в 1720 г. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.

Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
В 1746 г. сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и это несомненно произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда св. мощи были перенесены в Заблудовский монастырь — ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

Ничуть не пострадавшая святыня была торжественно  поставлена в алтарь трапезной церкви Свято-Троицкого Заблудовского монастыря.

В то время все христианское население Заблудова крепко держалось православной веры. Было здесь несколько храмов, монастырь. Православные владетели Заблудова Ходкевичи славились как ревностные защитники веры и народности. Некогда в этом местечке была православно-церковная книгопечатня, в которой в 1569—1570 годах трудились московские первопечатники диакон Иван Федоров и Петр Тимофеевич Мстиславец. Была здесь православная церковная школа и богадельня. Но ко времени перенесения в Заблудов мощей святого Гавриила в крае начало усиливаться влияние унии. Белосток и Заблудов входили в состав Слуцкого княжества, Слуцк же был надежным оплотом Православия: в течение двух веков унии он твердо выдерживал гнет униатов, сохранив православную веру в целости и чистоте. Сюда-то и решили перенести мощи святого Гавриила. 9 мая 1755 года, с разрешения Константинопольского Патриарха и с благословения Киевского митрополита и его наместника митрополита Тимофея Шербацкого, святые мощи были перенесены из монастыря в Заблудове в соборный храм Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Перенесение совершил настоятель Слуцкой обители архимандрит Михаил Казачинский.

Крестный ход со св. мощами — раку несли на руках — величественно прошествовал более 300 верст. К дороге, по которой проходил крестный ход собрался многочисленный православный люд с далеких и близких мест, православные христиане стоя по обе стороны дороги на коленях, со слезами на глазах просили святого о помощи и дарования им силы на сохранение веры отцов, Святого Православия.

Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперстный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.

Архимандрит слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник киевского митрополита составил и до наших дней используемые тропарь и кондак.

В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Правосланной Церковью.

В 1855 году была составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, игуменом Модестом, ректором Слуцкой семинарии.

В 1891 году над мощами святого поставили икону святого младенца мученика, дар И. П. Трутнева, список с иконы расположенной в иконостасе большого монастырского храма Святого Духа.

В 1893 году власти Литовской епархии распорядились чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Это был известный нам образ святого мученика младенца Гавриила, он изображен с руками сложенными на крест и положенными на грудь или же держащий в руках крестик, в простой одежде подпоясанной шнурком, без обуви.

Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского Антония (Храповицкого).

Вместе с возростающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющемся его почитанием православные старались особым образом украсить раку с его святыми мощами.

В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебрянная рака. Деревянная рака в которой до этого находились мощи была с частицей мощей мученика младенца Гавриила в июне 1908 года перенесена по благословению епископа Белостокского Владимира в Белосток. (В 1915 году эта рака с частицей мощей была перевезена епископом Владимиром Белостокским в Москву, где находилась в Покровском Соборе на Красной площади.)

Живая память и честь, воздаваемая святому мученику младенцу Гавриилу народом, побудили построить на родине младенца Гавриила часовню.

В 90-х годах XIX столетия по инициативе настоятеля заблудовского прихода священника Петра Четыркина начался сбор средств среди местного православного населения на стоительство часовни в селе Зверки, которая должна была стоять на месте где в XVII веке находился родительский дом святого мученика младенца Гавриила. По благословению Брестского епископа Иосифа часовня была готова в апреле 1894 года и 19 апреля была освящена. Часовня была деревяннная, на каменном фундаменте, украшена куполом с крестом. Железная кровля, стены обиты досками и покрашены в яркозеленый цвет. Внутренние стены оклеены обоями. Перед входом небольшое крыльцо под навесом. Двор часовни огражден деревянным забором. В день освящения часовни, церковь в Заблудове была заполнена местными прихожанами и паломниками. По окончании службы и отдыха зазвонили колокола приглашая молящихся к участии в торжествах посвященных освящению нововыстроенной часовни. После молебна святому мученику младенцу Гавриилу при колокольном звоне и пении кондака и “ Христос Воскресе” крестный ход тихо двинулся в направлении села Зверки.

Из Зверков вышли паломники, которые пришли туда раньше и присоединились к крестному ходу. Матери с детьми на руках, на колянях встречали крестный ход с иконой святого мученика младенца Гавриила. Крестный ход остановился у украшенной зеленью часовни. После освящения воды освятили часовню и две иконы мученика младенца Гавриила. По окончании освящения часовни раздали иконки с изображением святого мученика младенца Гавриила.

На следующий день 20 апреля в празднично украшенной заблудовской церкви было совершено богослужение с молебном святому мученику младенцу Гавриилу. Это событие привело к обновлению и росту почитания святого мученика младенца Гавриила на его родине.

Память мученика младенца Гавриила празднуют 20 апреля (ст.ст.) 3 мая (нов.ст), в день мученической кончины, и в день Св. Духа, когда мощи обносили вокруг монастырской церкви. Св. Гавриил считается целителем детей.

В Западном крае мученик младенец Гавриил издавна почитается святым. В 1894г. был учрежден ежегодный крестный ход из Заблудова в Зверки. С этого времени ежегодно 20 апреля из заблудовской церкви совершался крестный ход к часовне в селе Зверки, чтобы прославлять молитвой память Святого мученика младенца Гавриила и просить его о заступничестве перед престолом Божиим. Происходило это празднество очень торжественно при огромном стечении поломников и православного духовенства.

В 1895 году было окончено строительство церкви в Друскенниках. 11 июля 1895 года ее освятили с посвящением святому мученику младенцу Гавриилу. В торжествах принимал участие епископ Брестский Иосиф, благодаря стараниям которого и был построен храм. Несмотря на дождливую погоду в торжествах приняли участие не только верующие нового прихода но и большое количествол паломников из разных мест, прибывших в этот курортный край. До этого времени из 500 православных святынь этой губернии не было ни одной церкви посвященной святому мученику младенцу Гавриилу, который был близок этому краю по своему происхождению.

Место под эту церковь было выбрано не случайно. Характер местности в которой был построен храм посещался людьми прибывшими из дальних мест с целью исцеления от болезней на известном курорте, что усилило почитание святого младенца мученика Гавриила – покровителя детей, а также усиление его почитания в других православных местностях.

В 1902 году, 6 октября все село Зверки сгорело вместе с часовней. По Божию промыслу в сгоревшей часовне остался неповрежденный огнем крест и икона святого мученика младенца Гавриила. Этот знак Божией милости привел к началу действий к возвращению святых мощей мученика младенца Гавриила на родину.

В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана “ Cлужба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают”, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием(Храповицким).
В 1908 году епископ Гроднецкий и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.

11 мая 1908 года в Гроднецких Епархиальных Ведомостях напечатано “ Воззвание к православным” епископа Гроднецкого и Брестского Михаила:

«31 мая совершится перенесение из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери — крест и мощевик, в котором вначале почивали мощи сяятого мученика младенца Гавриила. С 1 июня по 12 июня святые мощи будут перенесены из Жировицкого монастыря в город Белосток.»

7 июня 1908 года крестный ход со святыми мощами возглавляемый священниками из двух приходов существующих в Ялувце прибыл в полдень в Свислочи и получив там благословение двинулся в Ялувец. После всенощного бдения в Крестовоздвиженской церкви, следующего дня рано утром святые мощи были перенесены ы другую церковь – святого князя Александра Несвкого и после литургии переданы православным из прихода в Новой Воли, которые прошли двадцать верст со своим душепастырем, отцом Николаем Ежиковским. В Новой Воли 9 июля святые мощи мученика младенца Гавриила были переданы отцу Платону Герминовичу с Потоки.

Следующим местом этого перенесения святых мощей были Заблудов и Зверки. Об этом событии пишет в “ Возвании настоятеля Заблудовского повета” (Гродненские Епархиальные Ведомости от 17 августа 1908 года) священник Василий Чулков:

“10 – 11 июня в присутствии огромного скопления православных паломников и участии представителей властей, через город Заблудов и село Зверки прошел из города Слуцка торжественный крестный ход с иконой и частью святых мощей мученика младенца Гавриила. Это торжество подняло дух и религиозные чувства в народе. Прихожане Заблудовской церкви пришли к мнению, чтобы на отчизне святого мученика младенца Гавриила построить храм .”

Так же в этом воззвании отец Василий Чуйков обратился ко всем православным Гродненской епархии жертвовать на строительство церкви в Зверках.

11 июня святые мощи мученика младенца Гавриила достигли пригорода Белостока – Дуйлид. На следующий день утром отец Александр Калишевич с крестным ходом переносит святые мощи мученика младенца Гавриила в Белосток, где соединился с крестным ходом из Белостока и все направляются в Свято – Никольский кафедральный собор. Так без малого только через 150 лет святыня вернулась на свою отчизну.

Часть святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Свято – Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не были перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.

В книге-справочнике “ Православные русские обители “ изданной в Санкт Петербурге в 1910 году читаем:” В Белостокском уезде, в 14 верстах от уездного Белостока, на левом берегу реки Супрасля стоит православный Благовещенский монастырь – древний памятник православия, процветавшего в Западном крае России до появления унии”
Работы по приготовлению строительства в Зверках церкви посвященной святому мученику младенцу Гавриилу началась со времени перенесения части святых мощей в Белосток, но были прерваны во время Первой мировой войны в 1915 году, когда значительная часть прихожан вместе с духовенством была эвакуирована в глубь России.

В Слуцке находилась специальная книга в которой записывались известные духовным и государственным властям властям чудесные случаи связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила.

Вот несколько примеров:
1. 5 июня 1908 года сын мещанки села Дрохичын Марии Загоровской, Борис имеющий 2 года и 3 месяца не чувствовал свои ноги. Когда же были пронесены над ним святые мощи, он без помощи матери встал и начал ходить.
2. 5 июня дочь офицера запаса Матрона Антоновна Кул, 39 лет проживающая в селе Посутыче, страдала много лет, по причине ревматизма рук, выздоровела дотронувшись до гроба Святого мученика младенца Гавриила.
3. 20 мая 1909 года житель села Гурная Яков Иванович Голуб рассказал следующее: 20 лет страдал он от какойто неизлечимой болезни левой ноги, нога была покрыта ранами. Местная медицина ничем не могла ему помочь и ему посоветовали поехать в Варшаву на операцию декабре 1908 года. Голуб обратился с горячей молитвой к Святому мученику младенцу Гавриилу и дал обет в случае выздоровления совершить поломничество к мощам младенца Гавриила. 10 декабря 1908 годла Голуб почувствовал себя лучшек и вскоре раны на ноге зажили и больной выздоровел.
4. Этого же самого дня, жительница села Кобыляны Анна Казимировна Павлович пришла в церковь и засвидетельствовала что у нее в течении трех лет нестерпимо болела правая рука, которая начала усыхать. Врачи постановили оперировать. Однако Анна обратилась в молитве к святому мученику младенцу Гавриилу и обещала прийти поклониться его святым мощам. Ее рука стала выздоравливать и в в конце концов окончательно выздоровела. (Чудесные исцеления по молитвам Святомумладенцу Гавриилу, Гроднецкие Епархиальные Ведомости 1909 год )

Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников. Об одном из таких дней торжественного народного величия журнал “ Русский инок” писал в 1914 году :

"В печати появилось в высшей степени интересное сообщение о посещении древнего Свято -Троицкого монастыря в городе Слуцке, где покоятся мощи святого мученика младенца Гавриила. Мощи мледенца мученика лежат в гробике совершенно открытыми. Обе ручки младенца обхватывают маленький наперстный крест. Пальцы на руках исколоты и видны рваные раны.

Мощи мученика сохранились замечательно. На младенце мученике надета шелковая рубашечка.

“20 апреля всенощное бдение у раки с мощами мученика мледенца Гавриила совершено тремя Архиереями с литией на открытом воздухе. Всю ночь совершалось бдение и поклонение святым мощам мученика. Молящиеся прибывали отовсюду. Питейные заведения в течении трех дней были закрыты.

Ввиду огромнаго числа молящихся, стекавшихся на поклонение мощам, в монастыре 20 апреля совершены две литургии с крестным ходом вокруг монастыря.

Богослужение совершал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в сослужении с епископами Минским Митрофаном и Слуцким Феофолактом и сонмом духовенства. Владыкой Антонием (Храповицким) произнесено слово памяти Святого мученика младенца Гавриила.

Во время крестнаго хода с мощами мученика младенца Гавриила на глазах народа, Архиепископа Антония (Храповицкаго) и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с парализованными ногами получил исцеление. Архиепископ Антоний (Храповицкий) окропил малютку святой водой, затем всенародно произнес акафист мученику младенцу Гавриилу. Владыка Антоний (Храповицкий) отметил, что такой наплыв паломников(35 тысяч) он наблюдал только в Почаеве, да и то редко.

Были получены сотни приветственных телеграмм от членов Государственного Совета, Думы, братств.

Во время Первой мировой войны в период эвакуации в 1915 году епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей Мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади.

(Во время революции и гражданской войны святые мощи мученика младенца Гавриила находились в монастыре Святой Троицы в Слуцке.)
После октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на православных.

Врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце, так защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, привлекался большевиками в качестве обвиняемаго и впоследствии расстрелян. За отцом Иоанном следили, специально подосланные чекисты, слушали его проповеди, пытались даже обвинить его в антисемитизме из — за того, что в храме Василия Блаженного что на Красной площади в Москве находился ковчег с частицей мощей мученика младенца Гавриила, (“ Частые молебны перед его мощами, совершаемые настоятелем собора, отцом Иоанном послужили причиной его ареста и растрела” — “ Акты Патриарха Тихона”. Москва. 1994.), ставшего жертвой ритуального убийства совершенного членами изуверской иудейской секты.

Но даже по тем временам обвинение оказалось бездоказательным и абсурдным. Тогда решили прибегнуть к провокации, обвинив Отца Иоанна в “попытке продать уже не принадлежавший (согласно декрету об отделении церкви от государства от 23 января 1918 года, в части национализации церковных имуществ), -купцу Пирогову дом московского миссионерского общества.”

“30 мая 1918 года о. Иоанн был арестован в своей квартире вместе с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), его давним знакомым, который участвовал в Поместном Соборе и с началом смуты не смог уже вернуться в свою Иркутскую епархию. Одновременно были арестованы священник о. Корнеев и староста Успенского собора Н. Н. Ремизов. Сначала о. Иоанна содержали на Лубянке во Внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему даже разрешили совершать богослужения в тюремной церкви. ” (Анатолий Степанов. Делатель любви. Жизнь и подвиги священномученика протоиерея Иоанна Восторгова) Летом 1918 года отец Иоанн “ как темная личность и враг трудящихся, по постановлению ВЧК приговорен к расстрелу. ”

23 августа 1918 года недалеко от Московскаго Братскаго кладбища, основанного мученицей Великой княгиней Елизаветой (+1918), были растреляны: Ефрем, епископ Селингинский, протоиерей Иоанн Восторгов, бывший министр Внутренних Дел Н. А. Маклаков, бывший председатель Государственного Совета И. Г. Щегловитов, бывший министр Внутренних Дел А. Н. Хвостов и бывший директор Департамента Полиции, сенатор С. П. Белецкий.

В 1919 году когда большевики реквизировали (постановление ВЧК от 23 апреля 1919 года) мощи святых, духовенство и клир Покровского собора были обвинены в контрреволюции и антисемитской агитации.

Было возбуждено уголовное дело в ноябре 1919 года “ об антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженнаго, в связи с мощами мученика Гавриила”.
Вмешательство властей в церковные дела дошло до того, что они запретили употребление тропаря и кондака мученику младенцу Гавриилу.

“ Народный Суд” постановил:
” Употребление тропаря, глас 5-й и кондака глас 6-й в честь младенца Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния. ”
В постановлении “ Народного Суда” города Москвы от 5 декабря 1919 года написано:
” Ящик с мощами так называемого мученика Гавриила сдать в судебное учреждение как вещественное по преступлению доказательство, для дальнейшего направления в соответствующее место. (Этот ящик со всем содержимым сдан на хранение в Уголовный Музей при Главмилиции. )” Из журнала “ Революция и Церковь” , 1919 год; № 6-8.

Решением Совета Народных Комиссаров 29 июля 1920 года постановлено:
“ планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…. . ” Это распоряжение не обошло и святые мощи Мученика младенца Гавриила….

В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи был закрыт, а святые мощи Мученика младенца Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске.
Во время Второй Мировой войны репрессии стали слабеть и в хаосе военной неразберихи удалось православным жителям Минска в 1942 году Святые мощи мученика младенца Гавриила поместить в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске, настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский). В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошли до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Свислочи отца Алексия Зноско. Отец Алексий написал в короткое время акафист святому мученику младенцу Гавриилу используя более 40 акафистов, которые служили образцом.

В 1944 году, во время немецкой оккупации появилась возможность осуществить давнюю мечту православного народа Белостокского края – перенести святые мощи на родину святого мученика младенца Гавриила.

Митрополит Пантелеимон (Рожновский) поручил отцу Алексию Зноско посетить кафедральный собор и отделить частицы от святых мощей младенца мученика. Это событие так комментировал отец Алексий через много лет спустя. “ Пошли вместе с архимандритом в собор, и при раке с мощами прочитали акафист святому мученику Гавриилу моего авторства.

По прочтении акафиста открыли раку и архимандрит вынул из левой ключицы частичку (длиной 1, 5 см) и вручил ее мне”. Эта частичка святых мощей была разделена на три части. После этого отец Алексий Зноско доложил о течении своей миссии архиепископу Венедикту, который решил что приход в селении Свисловская, в которой настоятель отец Алексий получил в дар одну частицу святых мощей, вторая часть была предназначена для Заблудова, а третья частица для Гроднецкой кафедры.
В мая 1944 году в день освящения отстроенной после военных действий церковь, частичка святых мощей была уложена в кресте под святым алтарем, где и по нынешний день и находится.

В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года.

Послевоенная судьба этой великой святыни овеяны туманом тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог осквернить их. Святые мощи находились в сильно влажном подвальном помещении в крайне непригодных для их хранении месте, но не пострадали , что свидетельствует о их святости.

По многочисленным прошениям православных жителей Польши 21 /22 сентября 1992 г.мощи св. мученика младенца Гавриила были по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, перенесены в город Белосток.

Святые мощи были перенесены с крестным ходом — первым с 1944 года — из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились в Свято-Николаевский собор г. Белостока, по благословению архиеп. Саввы.

На польской границе святые мощи встречали несколько тысяч верующих, которые сопровождали их до самого Белостока через все города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились в машине в дубовой раке, по пути верующие осыпали ее цветами, в каждом городе или деревне, где есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм и служились молебны и акафисты, верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме, что бы молится перед святыми мощами мученика младенца Гавриила.

В самом Белостоке (280 тысяч жителей) святые мощи встретили на границе города и несли по главным улицам с крестным ходом в Николаевский собор.

Крестный ход продолжался около трех часов, в нем участвовало 50-60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей. Однако, как обычно, когда дело касается жизни Православной Церкви, польские средства массовой информации обошли это событие молчанием.

Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь, литургия была отслужена утром 23 сентября, после нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли с крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора, где они будут почивать постоянно. Ежненедельно по вторникам пред ракой со святыми мощами читается акафист младенцу мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.

В день 22 сентября Польская Православная Церковь чтит перенесение мощей мученика младенца Гавриила, обретающихся ныне в польской земле.

С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке проводят всю ночь богослужения. Мощи привозят на машине до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход (обычно более тысячи Паломников) в Заблудов.
Сейчас(2002год) в деревне Зверки строится здание женского монастыря, куда в будущем планируется перенести из Белостокского собора святые мощи Младенца Гавриила.

Частица мощей святого Гавриила Белостокского покоится в Свято-Покровском кафедральном соборе Гродно. Святой Гавриил считается покровителем больных детей, особенно страдающих язвами и кровотечением.

Post Scriptum. Вопрос о ритуальных убийствах, жертвами которых становились христианские дети, существовал на протяжении многих столетий. Нет сомнения, что иногда эта тема становилась политической спекуляцией, имеющей целью подхлеснуть гонения на сторонников иудейской веры; евреев зачастую несправедливо обвиняли в кражах младенцев и их убиени. Эти нечистоплотные приемы, однако, тем быстрее могли достигать цели, чем резче и категоричнее были отрицания иудеев на вопрос: существует ли внутри их сообщества некая тайная секта, занимающаяся подобными ритуальными изуверствами? Для евреев, строго соблюдающих закон Моисеев, кровь является столь же запретной, как и для христиан: «Никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота; а кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего» (Ловит 7, 26-27). «Необходимо воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деяния святых апостолов 15, 2829). Во время искушения Авраама, который должен был принести в жертву своего сына Исаака, откровением Господним преобразуется искупительная смерть Господа нашего Иисуса Христа и на вечные времена запрещается всякое человеческое жертвоприношение: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего» (Бытие, 22,12). Однако в разные времена появлялись христианские младенцы, убиенные совершенно определенным способом, в котором не без основания предполагали ритуальные убийства. Вновь и вновь возникало предположение о существовании среди иудеев секты фанатиков-изуверов, повторяющих вслед за теми, кто требовал казни Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25). В еврейской книге, созданной в XVI веке и называемой «Чин Пасхи», есть гравюра, изображающая царя в короне, покрытого струпьями; он стоит в ванне, перед ним вельможи растворяют жилы младенцам и из них кровь фонтаном льется на тело царя и в ванну. (см. Eusenmenger J. entdecte indenthum) Следует отметить, что эта тема породила множество ложных слухов, но добросовестные исследователи во все времена категорически отрицали измышление, что христианская кровь будто бы примешивается в еврейские опресноки мацу. Таких опресноков не было найдено никогда, никем не наблюдалось их приготовление, ни одно следствие не открыло подобных фактов. Утверждения, что среди лиц иудейского вероисповедания могли существовать преступники-сектанты, никоим образом не бросали столь тяжкого обвинения всей нации верных последователей закона Моисоева, ибо сектанты в любой религии это отщепенцы, отделившиеся от большинства верующих именно вследствие своего несогласия с ними. В начале нынешнего столетия вопрос о существовании секты, занимающейся ритуальными убийствами, обсуждался в Российской Государственной Думе в связи с делом Андрея Ющинского — мальчика, убитого почти таким же спрособом, каким был замучен мученик Гавриил. В этот период «Минские Епархиальные Ведомости» писали: "Спокойствие сохранять необходимо, как бы сильно ни было негодование на злодеев-убийц. Законность, порядок, благоразумие вот что должно быть девизом русских православных людей. «Сим победиши!».

Оставьте комментарий!