Мученик Елевферий, Византийский, кувикуларий (постельничий)

Август 16th 2011 -

Память 15/28 декабря и 4/17 августа по старому стилю

Согласно Мученичеству, Елевферий Кувикуларий был родом из г. Византия (впосл. Константинополь). Святой мученик Елевферий служил кувикуларием (постельничим) при дворе императора Максимиана Геркула (284–305), , занимая видное положение среди придворных евнухов.

Когда он принял христианство, то удалился в загородное имение и устроил в своем доме церковь в местности Тарсия на берегу р. Сангарий (ныне Сакарья) в Вифинии. Отсутствие свое во дворце он объяснил болезнью.

Один из слуг донес императору, что Елевферий стал христианином.  Максимиан захотел побывать в имении евнуха. Там он увидел церковь и убедился в обращении Елевферия Кувикуларийского ко Христу. После отказа Елевферия Кувикуларийского принести жертвы языческим богам император приказал обезглавить его. От останков мученика, похороненного на месте казни, происходило множество чудес.

Мученичество Елевферия Кувикуларийского было составлено в жанре энкомия (похвального слова) для произнесения перед местными жителями и монахами обители, основанной при церкви на месте казни мученика. Как свидетельствует автор, он писал Мученичество спустя много лет после кончины Елевферия Кувикуларийского и опирался только на народное предание. По всей видимости, текст был составлен в период распространения монашества в Малой Азии, т. е. не позднее нач. V века.

По мнению болландиста Петра Босха, Е. К. жил при рим. имп. Галерии (305-311). В примечаниях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца говорится, что Елевферий Кувикуларийский служил при имп. Юлиане Отступнике (360-363).

Со времени имп. Аркадия (395-408) в Константинополе известна ц. во имя св. Елевферия, построенная патрикием Василием недалеко от Ксиролофа. Болландист Конрад Яннинг считает, что церковь была посвящена именно Елевферию Кувикуларийскому как уроженцу Константинополя и туда были перенесены его мощи из Вифинии. Однако Р. Жанен, опираясь на сведения Синаксаря К-польской ц. и Типикона Великой ц., утверждает, что храм был построен во имя сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского. Возможно также, что в IX-X вв., с распространением в Византии почитания этого святого, церковь, изначально построенная во имя Елевферия Кувикуларийского была переосвящена. Блж. Иоанн Мосх (Ɨ 619) в «Луге духовном» упоминает некоего Елевферия и рассказывает о событии, происшедшем в посвященной ему церкви в К-поле при св. Геннадии I, патриархе К-польском (ок. 400-471): нечестивый клирик этой церкви, по имени Харисий, получил по молитве патриарха мч. Елевферию достойное наказание от Бога. Георгий Амартол (сер. IX в.) (Georgius Hamartolus. Chron. // PG. 110. Col. 756-757) и Никифор Каллист Ксанфопул  также передают рассказ об этом чуде.

Согласно архиеп. Сергию (Спасскому), мощи Е. К. из К-поля были перенесены в Теате (ныне Кьети, Италия) при Джованне I, кор. Неаполитанской (1343—1382), и вновь открыты в 1580 г.

В визант. календарях есть расхождения при указании дня памяти Е. К.: в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X — нач. XI в.) он обозначен под 4 авг., в Минее (Vindob. Theol. gr. 33) XIII в. — под 25 авг., в стишных синаксарях семейства M (по классификации И. Делеэ) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1595) — под 15 дек. В совр. греч. церковных календарях день памяти Е. К. отмечен 15 дек. (в этот же день поминается Елевферий, еп. Иллирийский). Кард. Цезарь Бароний поместил в Римском Мартирологе под 4 авг. день памяти Е. К., к-рый по месту своего рождения назван К-польским мучеником.

Комментарии закрыты.