Мученица Александра Римская

Май 5th 2014 -

Мученица Александра Римская

Память совершается в православной церкви 23 апреля (по юлианскому календарю), в коптской церкви — 10 апреля.

Александра Римская (греч. Αλεξάνδρα, царица Александра; ? — 21 апреля 303 года) — христианская святая, почитаемая как мученица. Об Александре известно из жития Георгия Победоносца, в нём она называется царицей и женой императора Диоклетиана.

Александра, видя страдания Георгия и неоднократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру. За это она была приговорена мужем к усечению мечом. По пути к месту казни Александра, устав, попросила воинов остановиться и, прислонившись к стене здания, мирно скончалась (по другой версии жития она, как и святой Георгий, была усечена мечом).

Дата памяти Александры известна с X века и указана в Типиконе Великой церкви и Минологии императора Василия, а также других греческих рукописях. На славянский язык краткое житие Александры было переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского. Отдельной службы Александре не предусмотрено, она упоминается в бденной службе великомученика Георгия, где ей написан отдельный тропарь.

В иконографии встречаются как отдельные изображения святой Александры, так и в сюжетах из жития великомученика Георгия: исповедание Александрой веры перед Диоклетианом, осуждение и мученичество святого Георгия. В «Ерминии» про изображение Александры сказано в контексте сцены казни Георгия: «Поодаль… царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу». В иконописном подлиннике сообщается: «Аки Екатерина, подобием такова».

В XIX веке в России Александра Римская стала небесной покровительницей ряда императриц (Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая I), Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая II)). В этот период в её честь был освящён целый ряд храмов в Москве, в том числе нижний престол Церкви царевича Иоасафа в Измайлове.

Память Александры Царицы зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-Х вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного Александре Царице (Ταμεῖον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование Александры Царицы не совершается. Александра Царица. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь Александре.

Иконография

В византийской и древнерусском искусстве наряду с единоличными изображениями Александры Царицы представлена в некорых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры Александры Царицы перед имп. Диоклетианом — в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317—1318 гг. (Александра Царицы в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и лександры Царицы — в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348—1350 гг.; обращение Александры Царицы в христианство вмч. Георгием — на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Александра Царица упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: «Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу» (Ч. 3. § 21. № 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: «Аки Екатерина, подобием такова».

Александра Царица традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне — в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.; с вмц. Варварой — на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; фреске в мон-ре Хырлэу (Румыния), XVI в.; с вмц. Екатериной — на московской иконе «Четыредесятница», кон. XIV в. (ГТГ); на иконе «О Тебе радуется» из Соловецкого мон-ря, сер. XVI в., (ГТГ); с мц. Ириной — на шитой пелене «Похвала Богородицы», кон. XVI в. (ГИМ), выполненной в мастерской царицы-инокини Александры (И. Ф. Годуновой). Этот иконографический тип сохранялся и в рус. искусстве XVIII — нач. XX вв.: мозаика Ф. П. Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, 50-е гг. XIX в. (А. Ц. с пальмовой ветвью в руке опирается на меч рядом со св. Марией Магдалиной); мозаики 1894—1907 гг. в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) в С. -Петербурге работы В. В. Беляева (юго-вост. столп — Александра Царица., изображенная в рост, и вмч. Георгий) и Н. К. Бодаревского (в юж. иконостасе); икона А. Ц. из ц. вмц. Татианы в Москве, XIX в.; икона с избранными святыми, ок. 1913 г. (ГЭ), работы В. Гурьянова, поднесенная царской семье во время празднования 300-летия дома Романовых; икона Божией Матери «Знамение» с изображением Собора святых благоверных князей и княгинь Всероссийских и святых, тезоименитых Царствующему дому, 1910-е гг. (ГЭ), происходящая из Александровского дворца Царского Села.

В XIX в. во имя Александры Царицы, являвшейся святой покровительницей рус. императриц, были освящены московские храмы: церковь 1835 г. в Александринском дворце в Нескучном саду; церковь 1835 г. в Александровском военном училище, на Знаменке (освящена во имя Александры Царицы в 1851 г.); придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1899 г. в ц. апостолов Петра и Павла (1863 г.) в Хамовнических казармах; придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1894 г. в ц. прор. Осии (1890 г.) в Покровских казармах, где, очевидно, находились почитаемые иконы святой.

Комментарии закрыты.