Святой Василий Кадомский, блаженный

Май 14th 2013 -

Рязанский купец И. И. О-в часто давал Василию Петровичу деньги. Иногда же Кадомский и сам просил у него денег. И. И., зная, на что блаженный употребляет деньги, никогда ему не отказывал, за исключением тех случаев, когда сам нуждался. Однажды блаженный попросил денег, но купец отказал, сославшись на то, что Кадомский просит слишком большую сумму. Но Василий Петрович настаивал. И. И. исполнил, наконец, его просьбу и попросил приказчика узнать, кому и для чего дает блаженный эти деньги.

Кадомский прошел весь город, миновал Астраханскую заставу и, пройдя почти всю Ямскую слободу, вошел в полуразвалившуюся убогую хижину, побыл там немного и поплелся обратно. Следивший за ним приказчик незаметно вошел в избу и увидел там старушку с двумя малолетними внуками-сиротами. Расспросив их, он узнал, что старушка эта совершенно одинока и беспомощна, что несколько дней они не ели даже хлеба, что Кадомский неведомо для них самих узнает их нужды и нередко помогает им; что однажды накануне Святого Воскресения Христова, когда они горевали и плакали с сиротами, не зная, как и чем встретить Светлый праздник, не ожидая ничьей помощи, — Василий Петрович поздно вечером подъехал к их дому на извозчике и через низкий забор перебросил мешки с мукой, гречневой крупой и говядиной и, крикнув старушке: «Примите дар Божий! Это вам Господь посылает к празднику Его ради вашего убожества и сердечных молитв», ускакал обратно. И только после они узнали, кто был их благодетель.

Приказчик возвратился и все виденное и слышанное передал хозяину. Кадомский в тот же вечер заметил приказчику: «А хорошо ли подсматривать и подслушивать, хотя бы по приказу хозяйскому?..»

Дворовый человек господ Левашовых, башмачник, в одно время получил от Кадомского заказ — сделать несколько пар башмаков — все по одной мерке, и деньги принял вперед. Когда работа была закончена, башмачник хотел искать блаженного, но тот сам идет ему навстречу. «Спасибо», — говорит, взял башмаки и раздал бедным инокиням Казанского монастыря.

В одном доме по случаю какого-то праздника было много гостей, и в их числе недавно приехавший в Рязань молодой, отлично воспитанный человек. Разговор шел о Божьем человеке Василии Петровиче. Одни хвалили его за нестяжательность, удивлялись его подвижничеству и суровому образу жизни. Говорили, что все, что ни подарят ему, он отдает другим бедным, а себе не оставляет ничего. Некоторые молодые люди назвали его безрассудным расточителем, который, нуждаясь во всем сам, помогает другим. Иные же бесцеремонно называли блаженного Василия малоумным, который живет вне порядка, принятого обществом. Молодой человек, который хорошо уже знал и много слышал о блаженном, слушая молодых господ, воскликнул: «Да, господа. Этот малоумный унижает своими поступками всех умных, потому что делает именно то, что должно бы делать этим последним, находящимся в полном и здравом уме».

Но перечислить все случаи подвижнической жизни блаженного Василия и все доказательства присутствия в нем особенной благодатной силы Божией невозможно. Он ходил ко всем, посещал всех добрых людей. Ходил по домам лиц благородного сословия, духовного и купеческого, и по хаткам бедных. Он ходил в дома совершенно ему незнакомые, и нигде не получал отказа. Никто никогда не спрашивал, что это за человек — его знали все.

Так жил этот кроткий старец, добровольный подвижник, не имевший ничего, кроме одного утешения — избытки богатых передавать неимущим. Вся жизнь его была самоотвержение и благотворительность как высокое выражение любви к Богу и ближним.

1 мая 1848 года Василий Петрович гостил у купца Д. А. Рюмина и почувствовал себя нездоровым. Предвидя приближение смерти, он попросил, чтобы его отправили к Ф. С. Батракову. Здесь он пожелал исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн, простился со всеми домашними и 2 (по новому стилю 15) мая в 3 часа утра тихо преставился.

Незадолго до своей кончины блаженный Василий часто повторял одной из инокинь того же монастыря: «Так-то, мата, и к нам придут, кто с грошом, кто с алтыном, кто с пятаком, а кто и с рублем». Смысла этих слов он не объяснял. Когда инокиню эту рано утром известили о кончине блаженного, то она поспешила в дом купца Батракова, где Василий жил последнее время. Четыре крестьянские женщины, пришедшие на рынок для продажи молока, повстречали инокиню в воротах и усиленно просили ее взять их с собою в дом поклониться останкам усопшего и помолиться об упокоении его души. Инокиня дозволила им идти за собою и привела их на второй этаж, где покойный лежал на столе. Крестьяне молились, плакали, прощались с блаженным Василием, а потом и свечи на погребение оставили: одна — грош, другая — алтын, третья и четвертая — по пятаку. Вслед за ними беспрерывно посещали тело граждане и, прощаясь, оставляли деньги, свечи, ладан и прочее. Тогда инокиня вспомнила слова покойного и поняла их тайный смысл. Впрочем, Фрол Сергеевич Батраков схоронил блаженного на свой счет, а принесенные деньги были тут же розданы беднейшим жителям, вдовам и сиротам, чтобы они молились об упокоении души раба Божия Василия.

Дом купца Ф. С. Батракова, каменный, двухэтажный, находился на Базарной площади, в приходе церкви Спаса-на Яру. Настоятелем церкви был тогда священник Василий Масальский. Он в последний раз исповедал и приобщил Святых Христовых Тайн блаженного Василия, который, простившись со всеми домашними Ф. С. Батракова, на другой день 2 (15) мая 1848 года в 3 часа утра мирно и тихо преставился ко Господу.

Заупокойную литургию и отпевание в сослужении со многими рязанскими священниками совершил 4 (17) мая в загородной кладбищенской церкви святого праведного Лазаря священник Василий Масальский. В числе сослужащих при отпевании был глубоко почитавший усопшего священник Никольской церкви Ямской слободы Петр Внуков, сказавший надгробную проникновенную речь. Погребен был блаженный подвижник у алтаря кладбищенской церкви святого праведного Лазаря при огромном стечении жителей города Рязани всех сословий и возрастов.

Блаженного Василия чтил священномученик Ювеналий, который, совершая службу в храме праведного Лазаря, что на Лазаревском кладбище, всякий раз по окончании ее непременно заходил на могилу блаженного и совершал панихиду. Когда храм был уже закрыт, последующие архиереи посещали Лазаревское кладбище и служили на могиле блаженного Василия панихиду или заупокойную литургию.

К его молитвенной помощи прибегали многие рязанцы. Так, Иванова Анна Александровна, которая много лет ухаживала за могилой блаженного, всегда просила его, говоря в простоте сердца: «Блаженный Василий, помолись за меня, чтобы мне до конца жизни своими ножками ходить в Божий храм». Сейчас Анне Александровне уже 84 года, и она пешком ходит молиться в Борисоглебский собор.

Мария Степановна Комкова, заболев, просила помощи у блаженного и на следующий день исцелилась. А. А. Иванова вспоминает, что академик Иван Петрович Павлов, живя в Ленинграде, часто приезжал в Рязань, посещал Лазаревское кладбище, призывая священника отслужить панихиду на могиле своих родителей, затем обязательно заходил к блаженному Василию, могила которого находилась недалеко от места упокоения Павловых, протоиерея Петра и матери Варвары со сродниками.

6 июля 1996 года было совершено перенесение честных останков блаженного Василия Кадомского с кладбища на территорию Борисоглебского собора.

При большом стечении народа они положены около Борисоглебского собора рядом с останками святителя Василия Рязанского. Сейчас на месте захоронения стоят два памятника: святителю Василию Рязанскому и блаженному Василию Кадомскому. Горят две лампады.

В 1997 году блаженный Василий Петрович Кадомский был причислен к Собору местночтимых рязанских святых. 13/26 июня 1996 года его мощи были обретены и 23 июня/6 июля перенесены с Лазаревского кладбища на территорию кафедрального Борисоглебского собора. Здесь, при большом стечении народа, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон с собором духовенства пропели праведнику «Вечную память», и множество православных Рязани имели радость попрощаться с благодатным старцем и испросить его святых молитв.

Отныне блаженный Василий Кадомский покоится рядом с тем местом, где когда-то был погребен первый епископ Рязанский Василий, а теперь находится его обновленный памятник.

Память блаженного Василия Кадомского совершается 2/15 мая — в день преставления блаженного; 13/26 июня — в день обретения его честных мощей; 23 июня/6 июля — в день перенесения их в Борисоглебский собор.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.