Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская

Август 2nd 2019 -

Старообрядцы в подтверждение православия и большей древности двоеперстия, чем троеперстия, указывали на открытые для всеобщего обозрения мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской, персты правой руки которой были сложены двоеперстно, и каждый, придя в собор города Кашина, мог это увидеть в любое время. Это был очень сильный и убедительный аргумент в пользу древности двоеперстия.

В 1677 году в Кашин на поклонение святым мощам святой схимницы Анны — по примеру отца Алексея Михайловича — собирался царь Феодор Алексеевич, но не поехал.

Вместо этого 12—21 февраля 1677 года в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима с целью утверждения нового перстосложения — троеперстия, борьбой со старообрядчеством и для утверждения «правильности» соборных решений была отправлена новая комиссия (Иосиф (митрополит Рязанский); Симеон (архиепископ Тверской); Варсонофий, игумен Доброго монастыря; протопоп собора Николая Гостунского Иоанн Лазарев), осмотревшая мощи княгини и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 года, которые, в частности, утверждали, что правая рука княгини сложена двуперстно, что использовалось старообрядцами как аргумент в пользу своих убеждений. Осмотр 1677 года показал, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Кроме того, обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями и летописями: так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярышней, якобы родилась в Кашине, дата её смерти была изменена на 30 лет и т. п.

Исключительна судьба Анны Кашинской и в лике святых. В 1678 году Великий Собор во главе с Патриархом Иоакимом своими постановлениями деканонизировал (уничтожил) причисление к лику святых Анны Кашинской.

По распоряжению патриарха Иоакима были собраны два собора. Малый церковный собор в Москве в 1677 году подтвердил все действия комиссии, он принял решение не почитать Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя её исключить из святцев, приделы и церкви, освящённые в её честь, переименовать. Великий собор 1678 года под председательством патриарха Иоакима, в котором участвовало пятеро митрополитов, шестеро архиепископов и много духовных властей, ещё раз подтвердил все предыдущие решения, а также запретил почитать княгиню Анну Кашинскую за святую, храм в честь княгини Анны переименовать в честь Всех святых. Было определено петь по Анне панихиды (а не служить молебны как святой). Житие святой Анны Собор 1678 года подвел под анафему.

Однако существует предположение, что отцы Соборов 1678—1679 годов все-таки верили в святость Анны Кашинской, так как запрещались молебны и службы до времени, «аще чем Бог впредь объявит и утвердит». Церковное развенчание княгини Анны — единственный случай в Православной Церкви

Первая попытка второй канонизации Анны Кашинской, не увенчавшаяся успехом, была предпринята митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в 1818 году, после канонизации в 1815 году святой благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской. В Кашине велись работы по благоустройству Успенского и Воскресенского соборов.

Была построена колокольня при Воскресенском соборе, 17 (30) ноября 1817 года состоялось перенесение мощей из Успенского собора в Воскресенский, но прославление не состоялось.

В 1899—1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (25 июня н. ст. в XX и XXI в.) — годовщину перенесения мощей в 1650 году. В этот день в Кашине были совершены многолюдные торжества по случаю восстановления почитания святой, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В том же году в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 года подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 году — церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

Сейчас в краеведческом музее Кашина хранятся документы, засвидетельствовавшие обращения жителей города к Правительствующему Синоду с просьбами восстановить почитание благоверной княгини Анны Кашинской в лике святых. 19 июня 1908 года из Кашина и Твери была направлена депутация в Петербург с прошением к Государю Николаю II о восстановлении прославления. 21 октября 1908 года Синод вынес определение о восстановлении почитания святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской, как это было до Собора 1678 года. Торжественное богослужение, посвященное второму прославлению святой княгини инокини Анны Кашинской, состоялось 12 (25) июня 1909 года в Кашине. В нем приняли участие 12 архиереев, 30 архимандритов, 100 священников. По сохранившемуся преданию, великая княгиня Елизавета Федоровна одна ночью долго пребывала у гробницы, никем не узнанная.

Покровительство святой княгини Анны простирается над городом Кашином более шести веков — город не знал «нашествия иноплеменных», от чумы здесь в XVII веке спасалась царская семья. Даже в суровые годы нашего века мощи молитвенницы за землю Русскую не были утрачены. Вот уже четыре года 25 июня в Кашин съезжается православный люд со всей России. Крестным ходом, который неизменно возглавляет архиепископ Виктор Тверской и Кашинский, с непрерывным чтением акафиста святой Анне Кашинской, проходит народ через весь город, неся раку с мощами своей небесной заступницы и покровительницы. В прошлом году день празднования памяти святой Анны Кашинской был объявлен Днем города, поэтому праздник был особенно многолюден и торжествен. Храм Вознесения Христова, где сейчас пребывают мощи святой, преображается. Силами петербургских благотворителей и жертвователей, особенно Валерия Гусева, уроженца здешних мест, проводятся работы по реставрации Воскресенского и Вознесенского храмов, им подготовлен и издан замечательный альбом «Кашин- православный русский город».

На этих торжествах в своем обращении к пастве архиепископ Виктор сказал: «Наше служение будет весомо, если мы будем проявлять образ любви и служения Отечеству подобно тому, как являли это святые угодники Божии Анна Кашинская и ее супруг Михаил Тверской». Хочется завершить рассказ словами Татьяны Манухиной: «Преобладание в древнерусском церковном прошлом имен святых княгинь (и княжен) не объясняется одною социальною привилегированностью. Чтили не знатность, а нечто в этих знатных женах и жизнях важное и значительное, с первых же веков христианства на Руси история возложила на представительниц высшего круга древнерусского общества подвиг строгий — аристократическую ответственность за судьбу идеала христианской женственности; ...стоять свечою на подсвечнике и светить всем в доме».

Причитание

Господеви поклонитеся
Во святем дворе Его.
Спит юродивый на паперти
На него глядит звезда.
И, крылом задетый ангельским,
Колокол заговорил,
Не набатным, грозным голосом,
А прощаясь навсегда.
И выходят из обители,
Ризы древние отдав,
Чудотворцы и святители,
Опираясь на клюки.
Серафим — в леса Саровские
Стадо сельское пасти,
Анна — в Кашин, уж не княжити,
Лен колючий теребить.
Провожает Богородица,
Сына кутает в платок,
Старой нищенкой оброненный
У Господнего крыльца.

Анна Ахматова
24 мая 1922, Петербург.

Pages: 1 2

Комментариев к записи: 1 “Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская”


  1. Елена сказал:

    +++++