Благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская

Октябрь 28th 2014 -

Память: 16/29 октября в день мученической гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых

Святая благоверная княгиня Евпраксия Псковская, в миру Евфросиния, дочь полоцкого князя Рогволода Борисовича и тетка святого благоверного кня­зя Довмонта-Тимофея (память 20 мая/2 июня), была женой псковского князя Ярослава Владимировича.

Родилась, возможно, в 1170-е годы и не позднее 1181. Воспитывалась в полоцком Спасо-Преображенском монастыре.

В детские годы юная княжна получила прекрасное образование в школе, основанной преподобной Евфросинией при Спасовом монастыре, где обучалась Закону Божиему, Священному Писанию, пению, иностранным языкам, а также «чистоте душевней…, ступанию кротку, гласу смирену, слову благочестну, … при старейших молчати, мудрейших послушати, ко старейшим покорением, к точным и меншим любовь без лицемериа, мало вещати, а много разумети».

В этот же период подвизались в монастыре племянницы его преподобной основательницы Агафия и Евфимия. Княжна росла в ореоле святости преподобной, и в её сердце, как на доброй почве, проросли благодатные всходы живой веры, уважения к старшим, доброты, отзывчивости.

Примерно в 30-летнем возрасте вышла замуж за псковского князя Ярослава Владимировича, став, вероятно, второй его женой.

Зимою 1218 года немцы-рыцари впервые напали на новгородские владения. Новгородцы выставили против врагов своё войско под предводительством псковского князя Владимира Мстиславича. Немцы быстро отступили и затворились в эстонском городе Медвежья Голова (Оденпе, Киренпаа, теперь Отепя – город в современной Эстонии), но после семнадцатидневной осады сдались. Много рыцарей было взято в плен.

В это же время вся Русская земля, кроме Новгорода и северных земель, оказалась под властью Орды. Южная Русь вся была разграблена, города лежали в руинах, русских людей угоняли в плен. Хан Батый во главе многочисленного войска устремился к Новгороду. «Новгородские и псковские князья свои войска в войне с немцами ослабили, легко мы их земли завоюем», — радовались татары.

Испугался Батыева нашествия честолюбивый князь Ярослав. Оставил он во Пскове на произвол судьбы свою супругу, княгиню Евфросинию, сбежал в Ливонию. А татарский хан неожиданно повернул свои войска назад и направил их в половецкие степи, к реке Дон.

Стал Ярослав Владимирович воевать на стороне ливонских рыцарей, неоднократно нападая с ними на родную псковскую землю. В 1233 году он вместе с немцами захватил древний русский город Изборск. Но псковичи город отбили и князя-отступника взяли в плен и заточили в Северный Переяславль. Вот как говорит об этом псковская летопись: «Лифтляндцы взяли Изборск, подведены будучи к оному Псковским же бывшим князем Ярославом Владимировичем и некоторыми черниговскими боярами...; но псковичи отняли сей город и князя Ярослава с сообщниками поймав, отощали в Новгород к князю Ярославу Всеволодовичу, который сослал его на заточение в Переяславль. Однако ж сей, освободясь оттуда, опять ушел к лифтляндцам...»

После своего возвращения в Ливонию Ярослав Владимирович окончательно встал на сторону врагов земли Русской.

– Отступи от веры своих предков — Православия, прими веру римскую, а мы тебе отдадим в жены знатную и красивую девицу-немку и получишь во владение богатый город Одемпе.

Один Господь ведает, сколько бед и скорбей пришлось вынести благочестивой княгине Евфросинии, оставленной неверным супругом. Однако не в характере преподобной было предаваться унынию. Кому, как не ей, воспитанной на примере своих сродниц преподобной Евфросинии и Евпраксии, принявших иночество, было знать, что земная жизнь скоротечна, главное же – унаследовать Царствие Небесное.

Обратилась княгиня к подвижничеству. Основала она во Пскове женский монастырь Святого Иоанна Предтечи. Каменный храм Предтече, построенный ею, и сейчас цел и сам собою говорит как о своей древности, так и о благочестии псковской княгини. Не пожалела денег преподобная на строительство дома Божия, выписала кирпич из заграничных мест. Сложен он из крепких, тесаных плит вперемежку с четвероугольными кирпичами такой глины, обжига и цвета, каких нет более ни в одном храме Пскова; кирпичи весьма сходны с голландскими и английскими.

По благочестивому обычаю тех лет княгиня уневестила себя Иисусу Христу. Она приняла монашеский постриг в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Пскова с именем Евпраксия. Из богатого терема переселилась в монастырскую келью. Отдала она все свои сбережения на святую обитель. Вскоре благоверная княгиня Евпраксия стала настоятельницей монастыря в сане игумении. В святой обители её сердце обрело мир и утешение. А монастырь стал славиться так же, как и монастырь преподобной Евфросинии Полоцкой. Под мудрым руководством матушки Евпраксии обитель стала центром просвещения.

В 1240 году ливонские рыцари и бывший псковский князь Ярослав снова осадили и взяли Изборск, а затем, подступив под Псков, выжгли посад и через предательство одного именитого горожанина взяли и сам город и новгородские владения.

Захватчики установили во Пскове свои порядки, поставили тиунов и двух правителей управлять городом. Рыцари грабили и убивали купцов и крестьян, оскверняли и разрушали православные храмы, стремясь утвердить свою веру на Русских землях. «Вопль и стоны раздавались по всей земле», — пишет летописец. В это страшное время стараниями святой игумении удалось сохранить ценности монастыря Святого Иоанна Предтечи и библиотеку.

Два года длилась оккупация Пскова. В 1242 году на защиту Русских земель встал князь Александр. Он освободил Псков и, по своему милосердию, отпустил почти всех пленных на свободу.

– Не успокоятся немецкие рыцари, – решил князь Александр. – Надо готовиться к битве великой, которая всё решит.

И вот разведчики донесли ему, что ко Пскову движется огромное рыцарское войско. Помолившись и получив благословение в храме Святой Троицы во Пскове, призвав на помощь Господа и Пречистую Матерь Его, выступил Александр на битву на лед Чудского озера.

После победы Александра Невского над немецкими рыцарями вызвал князь Ярослав Владимирович бывшую супругу, игумению Евпраксию, в город Оденп. Пообещал князь-отступник  Ливонскому ордену пожертвовать на его восстановление половину своего оставленного во Пскове имущества, рассчитывая в том числе и на приданое своей брошенной супруги.

Для переговоров игумения выехала со своей келейницей монахиней Снандулией. Встреча закончилась убийством 8 мая 1243 года игумении Евпраксии и её сподвижницы монахини  сыном немецкой жены Ярослава Владимировича.

Мощи праведницы были перенесены во Псков. Погребение их состоялось в родном монастыре, в соборе Иоанна Предтечи. Монахиня Снандулия также была погребена в Иоанновском соборе у северной стены, возле входа на хоры, рядом со своей игуменией.

Преосвященный Филарет по­лагает, что мученическая смерть Евпраксии была делом жадного до корысти немецкого папизма, изли­вавшего месть свою над нею за неудачи Ярослава и за свое собст­венное бессла­вие, присоединяя к тому еще то, что смерть праведницы последо­вала на другом году после знаменитой победы святого благоверного князя Алек­сандра Невского над немцами.

Через 10 дней после мученической кончины святой Евпраксии открылось знамение, описанное в Псковской летописи так: «В 18-й день мая 1243 года явилось знамение от иконы Спасителя, стоящей над гробом княгини, супруги князя Ярослава Владимировича, которую убил пасынок ее в Медвежьей Голове: 12 дней истекало миро от иконы и наполнило 4 вощаницы, как скляницы. Две вощаницы привезены были на благословение в Новгород, а две оставлены во Пскове. Слава Тебе, Господи! давшему нам грешным и недостойным рабам такое благословение! Уповаем на Тебя, Вседержитель! Ты человеколюбивый призираешь на нас убогих великою милостью».

Лик праведной княгини был изображен древним письмом на двух иконах: на одной она молится пред Иоанном Предтечею и апостолом Андреем; другая икона — при чудотворной иконе Спасителя. Пересказ летописного сообщения о мироточении имелся на медном подсвечнике и на камне, вделанном в стену придела (снесен при реставрации собора).  При гробнице святой Евпраксии хранился настоятельский посох из черного дерева, по преданию ей принадлежавший. Мощи преподобной почивали в монастырском соборе под спудом до 20-х годов ХХ века.

В советские годы Иоанновский монастырь был закрыт, гробницы уничтожены, погребения разграблены.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.