Правилах поведения в храмах

Октябрь 10th 2010 -

Правилах поведения в храмах
При посещении храма как во время богослужения, так и во внебогослужебный период следует соблюдать определенные правила. Разумность их должна быть понятна для каждого верующего человека: ведь храм — место особого присутствия Бога, и неблагоговейное поведение в церкви показывает отсутствие в нас живой веры в Бога и стремления к Его почитанию.
Прежде всего посещение храма требует соблюдения некоторых правил выбора одежды. Одежда для посещения церкви должна быть скромной, неброской, потому что мы идем в храм для смиренной встречи нашей души с Богом, а не для демонстрации нарядов.

Общеизвестно, что мужчина при входе в храм снимает головной убор, а женщина должна находиться в церкви с покрытой головой (в платке). В холодное время допустимы и зимние шапки; однако, так как это иногда вызывает нарекания отдельных пожилых людей, многие постоянные прихожанки, входя в церковь, снимают зимние шапки и повязывают платки.
Недопустимы для женщин в храме брюки или мини-юбки; не следует употреблять косметику и, в особенности, губную помаду (тем более, если вы идете причащаться). И мужчинам, и женщинам даже в жаркое время желательно посещать храм в одежде с длинными рукавами. Чрезвычайно неуместно сморятся в храме спортивные костюмы. Не разрешается входить в церковь в шортах или майках без рукавов.
В то же время, если вы видите в храме человека, одетого не должным образом, не следует обращаться к нему со словами обвинения или высокомерного поучения. В этом случае нужно тактично и доброжелательно объяснить ему, что в таком виде церковь посещать не следует; лучше сделать это тихо и наедине, не привлекая внимания окружающих.
Следует иметь в виду, что далеко не в каждом (особенно городском) храме есть место, где можно снять и повесить зимнюю одежду, положить сумку; это тоже следует учесть, собираясь в церковь. Между тем в определенные моменты службы (когда мы подходим под помазание на всенощном бдении или идем причащаться на Литургии) наши руки должны быть полностью свободны.
При входе в храм на паперти следует перекреститься и поклониться, а войдя в храм — совершить три поясных (в праздники) или три земных (в обычные дни) поклона, поясно поклонившись затем молящимся направо и налево — таково требование церковного устава. Конечно, сейчас далеко не каждый будет соблюдать его полностью; в обстановке многолюдного городского собора земные поклоны выглядят даже несколько неуместно. Как разумный вариант можно рекомендовать следующее: войти в храм, пройти немного в сторону (чтобы не мешать другим входящим в церковь)  и трижды перекреститься, совершив при этом три поясных поклона.
Затем, пройдя вглубь церкви, следует приложиться (то есть поклониться и поцеловать) к праздничной иконе и к наиболее почитаемым святыням храма. До этого можно приобрести на свечном ящике свечи и чтобы поставить их перед святынями, а также подать записки, заказать поминовение и т.п.
Нужно заметить, что целование икон также следует совершать с благоговением — не целовать священные образы непосредственно в лик (правила предписывают совершать целование в руку или ногу изображения), не пытаться «перецеловать» изображения всех святых на иконе, как это делают некоторые прихожане из чувства «благоговения», которое трудно не назвать фарисейским.
Выбирая место дня молитвы в храме во время богослужения, нужно учитывать, что некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие храм и обычно стоящие на одном и том же месте, начинают считать его «своим». В случае, если вы такое место случайно «заняли» и вас в этом упрекнули, лучше не вступать в дискуссию, а просто отойти в сторону — тем самым вы сохраните свое душевное спокойствие и уклонитесь от спора, участвовать в котором просто бессмысленно и крайне неприятно.
Нужно отметить, что в некоторых храмах (в основном в монастырях) соблюдается старинное правило — мужчины в храме стоят на службе с правой стороны, а женщины — с левой; такому порядку, если вы его где-то встретите, удивляться не стоит. Иногда (обычно также в монастырских храмах и достаточно редко) соблюдается очередность и в подходе ко кресту, ко причастию — вначале мужчины, потом женщины.
Во время богослужения не следует озираться по сторонам, рассматривать окружающих или обращаться к ним с вопросами (вообще к соблюдению тишины в храме во время богослужения нужно относиться очень строго).
Достаточно сложным вопросом является сидение, допускаемое даже церковным уставом в определенных периодах богослужения, особенно если оно достаточно продолжительно (к примеру, чтение кафизм на всенощном бдении). В то же время есть моменты богослужения, во время которых сидеть не полагается — к примеру, чтение Евангелия или Великий вход на Божественной литургии. К сожалению, в храмах обычно чрезвычайно мало мест для сидения, хотя многие из прихожан — люди пожилые и болезненные, которым трудно простоять всю службу на ногах. Между тем часто для таких людей это обстоятельство становится серьезным препятствием для посещения храма. Не будем забывать и известное изречение святителя Филарета, митрополита Московского: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
Во время богослужения лучше без крайней нужды не выходить из храма, не нарушать тишину (особенно это относится к приобретению свечей и т.п., совершаемому у свечного ящика во время службы). Выходя по окончании службы из церкви, перед выходом следует так же перекреститься и поклониться, как при входе.

Особо следует сказать о соблюдении порядка в такие моменты, как помазание на всенощном бдении, целование креста после Божественной литургии или раздача святой воды после водосвятного молебна, а в особенности — в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня, после великого освящения воды. К сожалению, в подобных ситуациях люди зачастую забывают о подобающем благоговении, с которым следует себя вести в храме Божием, торопятся, толкают друг друга; все это не только являет собой гнетущую картину, но может вызвать серьезный соблазн у человека, лишь приходящего к вере, оттолкнуть его от посещения храма. Такое поведение иначе как греховным назвать нельзя; к нему вполне относятся суровые слова апостола Павла: «ради вас... имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24). Вообще, к сожалению, при посещении храма, в особенности в условиях большого города, следует быть готовым к нахождению среди большого количества молящихся и неизбежных вследствие этого неудобств и смущений. Однако и в таких условиях каждому следует помнить слова святого апостола Павла, обращенные ко всем христианам: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 32).
Следует сказать несколько слов и о проведении в храмах фото- или видеосъемок. Принципиально это делать не разрешается, однако допускаются исключения (например, при Крещении ребенка или венчании). Однако в этом случае следует заранее обратиться к священнослужителю с такой просьбой, и лишь получив его благословение на съемки, приступать к ним, ведя себя при этом так, чтобы не мешать священнослужителям и молящимся, не отвлекать их и не нарушать церковного благочиния.
Женщинам, посещающим храм, следует знать, что в их жизни есть определенные периоды, связанные с месячными функциями организма, когда посещение храма и прикосновение к церковным святыням не разрешается по установленным еще в ветхозаветной Церкви правилам о нечистоте.

Комментарии закрыты.