google-site-verification: google21d08411ff346180.html Страстная Седмица. Великая Среда | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Страстная Седмица. Великая Среда

Апрель 19th 2011 -

Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь не похожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал" известен в целом мире" (Мф. 26, 13), и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода. Судьбы этих людей, одна чудесная и радостная, другая трагическая и ужасающая, пересеклись в среду Страстной недели, незадолго до крестной смерти Христа. В этот день в Вифании, в доме Симона прокаженного бывшая блудница возлила на голову Спасителя драгоценное миро, а Иуда пришел к первосвященникам и согласился за 30 сребреников предать своего Учителя.

Великая Среда. Проповедь священника Михаила Бравермана

И для чего потеря эта? (Великая Среда)

Иисус Христос. Том 2. Книга пятая. Смерть Ииуса Христа и последующие события.  Глава пятая. Окончательный неуспех дела и учения Иисуса Христа у  иудеев; причины этого

Поученіе. Въ среду Страстной седьмицы, на литуріи. Еп. Іустинъ (Полянскій) († 1903 г.)

Помазание Иисуса Христа

Слово въ великую среду. Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій

Слово в Великую Среду. Свт. Иннокентий Херсонский

Великая Среда. Предательство Иуды видео

Эти события произошли непосредственно друг за другом, и поступок покаявшейся женщины, вероятно, даже подтолкнул предателя действовать быстрее и решительнее. В Страстную среду Церковь призывает каждого христианина, всмотревшись в историю жизни этих людей, заглянуть и в собственную душу, — с кем мы: с предателем или с бывшей грешницей, совершившей ради Спасителя подвиг жертвенной любви. В Евангелии прямо не указывается, что женщина, возлившая миро на Спасителя в доме Симона прокаженного (Мф. 26, 6-13), была блудницей: сведения об этом сохранило лишь церковное предание, отразившееся в Богослужении этого дня. Подтверждением истинности этого предания отчасти может послужить история другой евангельской грешницы, ранее поступившей подобным образом в доме Симона фарисея (Лк. 7, 37-50) и, возможно, ставшей примером и для блудницы, встретившейся со Спасителем в Страстную среду.

В любом случае покупка драгоценного мира было реальным отвержением всей своей прошлой жизни: это благовоние стоило огромные деньги; по указанию евангелиста Марка, женщина истратила на него более 300 динариев (примерно годовой заработок наемного рабочего), — такую сумму можно было достать, только продав все свое состояние, оставшись ни с чем, отдав всё, что возможно, своему Господу. Ученики Христа стали негодовать: «к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26, 8-9). Иисус ответил на их ропот: «что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26, 10-13).

Даже апостолы, ближайшие ученики Христа, не поняли подвига жертвенной любви кающейся грешницы. Женщина не задумывалась о том, как бы более рационально, с пользой для общества, потратить вырученные от продажи своего имения деньги: она просто увидела во Христе, стоявшем перед ней, своего Господа и Спасителя, безконечную жертвенную любовь ко всему миру, в которой изгладятся и ее безчисленные грехи, и, как смогла, ответила Ему своею собственной любовью и жертвой. Она просто хотела всё отдать Иисусу, и она сделала то, что велело ей сердце. В этом поступке, несомненно, действовала и благодать Святого Духа. Миром помазывали тела усопших, и таким образом бывшая блудница, сама того не осознавая, оказалась пророчицей, предвозвестившей грядущие страдания и крестную смерть Христа. Иуда тоже негодовал, видя, как дорогостоящее миро изливается на голову Спасителя. В этот раз поведение его никак не выделяется евангелистом Матфеем на фоне других учеников, но ранее в похожей ситуации он первый начал возмущаться неразумной, с его точки зрения, тратой (Ин. 12, 4-5).

Евангелист Иоанн поясняет, что это произошло не потому, чтобы он заботился о нищих, но «потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12, 6). Деньги стали идолом, средоточием жизни Иуды, и его корыстолюбивое сердце не выдержало: ему просто физически больно видеть такую щедрую безкорыстную трату того, что он считал главным в своем существовании. От жгучей всепоглощающей зависти и обиды предатель тут же бросился делать свое дело. Корыстолюбие, как свидетельствует и Евангелие, и церковное Богослужение этого дня, было основной движущей силой предательства Иуды, но глубинные мотивы этого чудовищного поступка, если внимательно в них вглядеться, были еще сложнее и страшнее. Сама история не может не вызвать удивления. Он был избран Спасителем в число двенадцати апостолов, самых близких учеников. И это избрание не было случайным и незаслуженным. Как и все апостолы, Иуда оставил всё, что имел: родной город, дом, имущество, семью, — и пошел за Христом. Он, действительно, был одним из самых лучших людей в Израиле, готовых принять евангельскую проповедь.

У Иуды тогда была и несомненная вера и решимость всей жизнью служить Господу. Иуда ни в чем не был обделен по сравнению с другими апостолами. Вместе с другими учениками он был послан проповедовать слово Божие по городам и селам Иудеи, при этом он тоже совершал чудеса: исцелял больных и изгонял бесов. Иуда слышал те же слова Спасителя, что и другие ученики, даже перед Тайной Вечерью Христос в числе других апостолов омыл ноги уже согласившемуся на предательство Иуде. Своим поведением Иуда также ничем не выделялся среди апостолов, и никто из них даже не мог представить, что он способен на такое предательство. Даже на Тайной Вечере за несколько часов до ареста Спасителя, когда Христос сказал: «один из вас предаст Меня» (Мф. 26, 21), — никто из апостолов даже не заподозрил в Иуде предателя, наоборот все спрашивали Спасителя: «не я ли, Господи?»

Столь громадная пропасть падения Иуды: между апостолом, ближайшим другом и учеником Господа, и циничным сребролюбивым предателем, — не может не ужаснуть, как и внезапность, с которой это предательство обнаружилось. Конечно, разложение личности Иуды произошло не в один момент. Очевидно, страсть к деньгам всегда его мучила, но до времени он справлялся с ней, поэтому и попал в число апостолов. Потом же сребролюбие окончательно овладело душой Иуды. Человек свободен в своем выборе. Бог, пребывающий в вечности, всеведущ и знает, как каждый распорядится своей свободой, но Он не предопределяет эти решения свободной человеческой воли. Даже близость к Спасителю не удержала Иуду от сознательного порабощения себя губительной страстью, хотя Христос до самого последнего момента давал ему возможность раскаяться.

Почему же жадный до денег Иуда все же оставался среди учеников Спасителя? Наверное, дело не только в денежном ящике для нищих, который носил Иуда и из которого последний мог воровать деньги. Будущий предатель еще надеялся, что Христос станет обычным, человеческим царем, сам же он получит свою долю власти в новом могущественном царстве. При помазании миром в доме Симона прокаженного Спаситель открыл ученикам о Своей грядущей смерти: «возлив миро сие на тело Мое, она [женщина] приготовила Меня к погребению» (Мф. 26, 12). Надежды Иуды не оправдались. В душе предателя немедленно вскипела вся злоба, которая копилась в сердце нераскаявшегося грешника к совершенному Праведнику, одним Своим присутствием обличавшего мерзость его души и мучавшего его прожженную совесть. Бывший апостол сознательно захотел смерти своего Учителя.

Однако, хотя Иуда и так бы предал Спасителя, не оправдавшего его властолюбивых и корыстолюбивых надежд, однако он к тому же мелочно захотел получить и еще хоть какую-то выгоду за свое предательство. Иуда пришел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, и я вам предам Его?» (Мф. 26, 15) Он не назвал конкретную сумму, да и не мог знать, заплатят ли ему вообще, узнав же сумму, не стал торговаться; он предал бы и безплатно, но жалкое желание заставило его попросить еще хоть что-то для себя. Это обстоятельство показывает не только чудовищность, но и мелочную пошлость поступка Иуды. Бог иногда продается людьми за безценок.

Иуде заплатили не так уж много в сравнении с тяжестью предательства (женщина, помазавшая Господа миром, истратила раз в пять больше), но по человеческим понятиям и не так уж мало: на эти деньги потом купили участок недешевой палестинской земли для похорон странников. 30 сребников полагалось за поимку беглого раба: первосвященники в данном случае хотели унизить Христа. Тем самым, однако, они исполнили пророчество Захарии: «и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников» (Зах. 13, 12). Потом Иуда пожалел о своем поступке: ни один человек не смог бы жить с таким грехом на душе, — но не нашел сил к покаянию. безславная смерть самоубийцы была неизбежным концом пути предателя, «раба и льстеца», как называется он в церковном Богослужении этого дня.

События Великой Среды открывают очень важную истину человеческой свободы. Отдав все, что у нее было, вроде бы лишившись всего для самостоятельного существования, бывшая блудница обрела спасение и истинную свободу, свободу любви, свободу от греха; Иуда же, пытаясь предательством Спасителя приобрести богатство, т.е. обезпечить себе некую материальную независимость, свободу от Бога и свободу ценою Богоубийства, продал, как поется на утрене Великой Среды, свое «пребожественное достоинство», по сути дела самого себя в рабство дьяволу. А сатана не отпускает своих рабов на свободу, и удавка — единственная плата, которую он может дать своим последователям. «Одна радуется, изливая многоценное миро, другой же пытается продать безценного... Одна освобождается, Иуда же становится рабом врагу», — вот основное содержание, согласно Богослужению этого дня, Страстной Среды, показывающей насколько важно каждое решение человека, каждый его поступок: и апостол, один из избранных людей своего народа, может стать гнусным предателем, и блудница одним своим свершением может достичь святости и свободы во Христе.
Поученіе въ великую среду. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Братія! нынѣшній день есть день преданія на страданія и смерть Господа и Спаса нашего Іисуса Христа.

Души вѣрныя, умѣющія цѣнить и чувствовать величайшее самопожертвованіе для нашего спасенія общаго всѣмъ намъ Господа и друга! Храните преимущественно съ нынѣшняго дня сердце ваше самымъ тщательнымъ образомъ для Него единаго и не давайте овладѣвать собою ничему мірскому, тлѣнному, никакой страсти. Докажите, что и вы умѣете отвѣчать на любовь — любовью, что вы — истинные христіане и изъ любви ко Христу можете побдѣть съ Нимъ, т. е. пободрствовать надъ своимъ сердцемъ, хотя нѣсколько часовъ, въ которые Онъ одинъ пилъ за насъ чашу гнѣва небеснаго. Введите вѣрою въ сердца ваши Христа Господа, страждущаго за насъ, страдайте тамъ — въ своемъ сердцѣ — вмѣстѣ съ Нимъ; приведите на память грѣхи ваши, сокрушайтесь и, если можете, плачьте объ нихъ. Себе плачите (Лук. 23, 28), говоритъ Господь. Посылайте свои вздохи и слезы ко Христу, и это будетъ самая пріятная жертва страждущему за насъ Господу: вы вскорѣ ощутите въ сердцѣ своемъ благоволеніе Его къ вамъ за сердечный свой даръ: миръ въ душѣ, превосходяй всякъ умъ (Флп. 4, 7), и небесная тихая радость возвѣстятъ вамъ, что ваша жертва сердца сокрушеннаго и смиреннаго не уничижена, а принята Господомъ въ пренебесный и мысленный Его жертвенникъ. Очистившись въ наступающій сегодня вечеръ отъ грѣховъ въ таинствѣ покаянія, если кто еще не очистился прежде, вы завтра сподобитесь причаститься Его тѣла и крови: да соединитъ васъ эта вечеря любви съ Тѣмъ, Кто повелѣлъ совершать ее въ Свое воспоминаніе, да напоминаетъ она вамъ всегда о безпредѣльной любви Его къ намъ и да подастъ вамъ силы провести наступающіе великіе дни свято, въ духѣ пламенной любви ко Господу, положившему за насъ душу Свою. Аминь.

Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 147-148.

110

111

145

Комментарии закрыты.