google-site-verification: google21d08411ff346180.html О грехе распутства и христианском целомудрии. Священник Коржевский В. Н. | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

О грехе распутства и христианском целомудрии. Священник Коржевский В. Н.

Март 7th 2012 -

«Девство и брак — не для всех, а целомудрие для всех»
(Св. Филарет Московский)

В одном из своих Посланий апостол Павел написал: «Знайте, что никакой блудник, или нечистый (развратный)... не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5;5). Этими словами он предложил как бы на выбор одно из двух — или минутную сладость похоти, или вечное блаженство в Царстве Христовом. Обоим им вместе быть нельзя. Несовместимо Царствие Божие с похотствованием.

В первые времена христиане жили среди язычников, которые весьма снисходительно относились к делам блудным и не считали, как и теперь не считают, грехом плотскую нечистоту, блуд, прелюбодеяние, ибо это, по их словам, всего лишь — удовлетворение законов человеческой природы. Поэтому апостол Павел, остерегая верных от кривотолков в том же Послании далее пишет, что никто (имеется в виду из этих развратных людей) да не обольщает вас и, обманывая, вводит в заблуждение пустыми словами. Относительно чего? Относительно все того же, что будто бы похотные дела естественны и их нельзя не иметь. Ибо за это, т.е. по причине умножения именно этих пороков, грядет гнев Божий или иначе, Страшный Суд на сынов противления (Еф. 5;6), на таких людей, которых ничем не убедить, что ни говори, которые ничему и никому не верят и противятся в безумии своем даже всемогущему Богу.
Увеличение блудных пороков, по учению Слова Божия, ускоряет окончание мира и пришествие Суда. Нравственное состояние человечества перед концом света сравнивается в Писании с нравственным состоянием людей живших во времена Ноя. Тогда был ужасный разлив чувственности: вся земля растлилась пред лицем Божиим (Быт.6;11), все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (6;5) и всякая плоть извратила путь свой на земле (6;12), так что раскаялся Господь, что создал человека (6;6). Страшный, невидимый потоп греха затопил в людях всякое нравственное чувство, наполнив умы и сердца их непотребством. Ноя, призывавшего человечество к покаянию слушали как безумного, насмехаясь над ним, гнали его прочь от себя. Чего хочет от нас этот злой человек, — с недоумением, очевидно, вопрошали они друг друга, — лишить нас всех удовольствий, какие существуют в мире? Да и что мы такого уж и плохого делаем, живем так же, как и все живут? Но такая отговорка не смогла помочь им, когда пришел потоп, уничтоживший их всех.
И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех (Лук.17;26-27). Господь недвусмысленно намекнул на то, что во времена антихриста между людьми умножатся все неприличные удовольствия и люди будут распутны. И Апостол, изображая крайнее растление нравов, сказал, что в последние дни люди будут более сластолюбивы, живя для собственного своего удовольствия, нежели боголюбивы (2Тим. 3;4). Опасность такого нравственного состояния в том, что «сластолюбец, привыкши сластолюбничать, уже ничего другого не ценит: ни закона, ни правды, ни страха Божия, и за сласть готов все продать». За это настроение были погублены Содом и Гомора с близлежащими городами. По той же самой причине некогда погибли жители развратных городов Геркуланума и Помпей, которые, предупрежденные страшным землетрясением (5 февраля 63 года до Р.Х.) о необходимости покаяться, не вняли этому, но стали жить еще хуже, чем окончательно и погубили себя. Раскопки в г. Помпея доказывают чудовищную развращенность его жителей. Были найдены бесчисленные изобретения безнравственной наготы встречающихся в различных видах и разной величины, на воротах, на стенах, на всех сосудах, на улицах и в домах.
«Никаким грехом не гнушается так Бог, как непотребством (развратом)» — говорят святые Отцы. Развращенный человек – это человек как бы вывернутый наизнанку и бесстыдно выставляющий наружу постыднейшее. Вместо стыдливости в нем является бесстыдство и цинизм, ясно указывающие на испорченность и растленность души. Само слово растление производится от глагола тлеть, который обозначает процесс гниения и разрушения. По отношению к человеку растление означает разложение личности, распад духовной жизни, когда личность заменяется личиной, а дух постепенно угасает, умирает. Св. Феофан Затворник, объясняя это, пишет: «Эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое. Ибо тогда человек бывает не в своей атмосфере. Как зараженным воздухом дышащий все более и более истлевает жизнь свою, так губит естество свое живущий во грехе и страстях». Особенно это касается грехов плотских. Вряд ли есть другой порок, который до такой степени растлевал бы физические и нравственные силы человека и делал его совершенно неспособным к восприятию Духа Божия.
Порок этот растлевает физические силы человека и его здоровье. «Блудяй, во свое тело согрешает» (1Кор. 6.18), — говорит ап. Павел. Обычные результаты разврата — расстройство нервной системы, истощение организма. Порок блудодеяния никогда не проходит бесследно для здоровья, принося вред иногда непоправимый. Уже самый вид развратника красноречиво об этом свидетельствует. Впалая грудь, потухший взор, темные круги около глаз, нездоровый цвет лица — вот обычный тип блудника. Потеря семени и то нервное возбуждение, которое переживается в разврате, ведут, кроме того, к плохим последствиям в психической жизни, понижая способности души, особенно память, волю и воображение. Способности умственные слабеют, теряется память, исчезает сообразительность и острота мысли — человек тупеет. Трудно такому сосредоточить внимание, по своему желанию, на одном предмете. Вместе с вниманием слабеет и воля, которая должна управлять чувствами. Вместе с общим понижением тона душевной жизни притупляется чувствительность. Впечатления уже не воспринимаются с обычной живостью и силой. Радости жизни уже не доставляют прежнего удовольствия. Жизнерадостное настроение тускнеет, заменяется мрачным, унылым мировоззрением. Хуже всего то, что человек теряет способность противодействовать своим страстям и дурным порывам. Понижается идеал жизни. Сознание все более и более наполняется картинами сладострастными и грязными. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. В сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это состояние животного или, точнее, хуже животного, ибо последние не доходят до того разврата, до которого доходит человек.
От распутной молодости родителей еще более страдают дети. Физически это сказывается в них нарушениями в организме и врожденными болезнями, психологически — дурной наследственностью. Современной науке известно, что гормоны прелюбодея, попавшие в женское лоно, остаются там не 2-3 дня, а десятилетия и вступают в единоборство с плодом, который рано или поздно зачнется. Невинное дитя страдает от невоздержанности своей матери. Можно без колебаний сказать, что самая главная обязанность родителей по отношению к детям — это целомудрие до брака.
Под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души. Это слово включает в себя такие понятия как благоразумие, здравомыслие, премудрость в слове и жизни. Цело-мудрие означает цельность, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней жизни. «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей», — говорят св. Отцы. И в первую очередь, оно есть не что иное, как непорочность, невинность, чистота души и тела, свобода от плотских помыслов и чувств. Постоянными спутниками целомудрия являются стыдливость, способность заливаться румянцем от смущения, тихость, скромность. Проявляет себя целомудрие и в слове — чистоте языка. Всех людей оно видит хорошими и никто не представляется ей нечистым и оскверненным. Именно оно является источником внутренней, спокойной, непреходящей радости и мира, проявляясь во вне, в некоторой скромной веселости.
Первое чему учит нас Церковь, это хранить сокровище невинности и целомудрия как нежный и благоухающий цветок, который легко запачкать и замять грубыми и нечистыми руками. Хранение это необходимо уже потому что оно само способно сохранять не только каждую отдельную личность, но и целые государства. Не случайно, когда враги какого-нибудь народа хотят поколебать его силу, то начинают с развращения его и отторжения от Бога, ибо когда сила благодати от него отступает, тогда можно делать все что угодно. На картах давно нет тех государств, где сквозь пальцы смотрели на распущенность и разврат. Примеров в истории немало. Нет некогда могущественной Римской империи, погрязшей в разврате. Нет больше таких когда-то славных народов как хетты, ацтеки и многих других. Память о них осталась лишь в настенных изображениях непристойных сцен.
Напрашивается вопрос: «Для каких целей усиленно внедряются в школы такие программы, как «Половое воспитание» и «Планирование семьи», несмотря на возмущение, которое они вызывают в народе»? Совершенно ясно, что не СПИД, не венерические болезни волнуют сторонников «сексуального просвещения». Очевидно, что они хотят людей превратить в животных, которыми легко можно управлять. Через газеты, книги, фильмы, рекламу внушается откровенный блуд. Те, кто это делает, прекрасно знают, что однажды развратив человека, вернуть ему целомудрие практически невозможно: он как наркоман становится заложником «безопасного секса». А для того чтобы секс яко бы «обезопасить» распространяют контрацептивы и различные защитные средства, что обеспечивает им самим безбедное существование. Это их настоящая цель, ибо как можно блуд сделать «безопасным», когда он сам по себе представляет большую опасность, являясь смертным грехом, который убивает не только душу, но и тело. «Не будьте сообщниками их, — увещевает Апостол, — избегайте нечистоты, не участвуйте в бесплодных делах людей, живущих нерадиво и в богозабвении, но поступайте как чада света (Еф. 5; 7-8), соблюдая себя в чистоте и целомудрости, ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения» (1Фес. 4; 3-5), так как святостью жизни ниспровергается зло.

Коржевский В. Н.
Ноябрь 1999 г.

Комментарии закрыты.