google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в субботу 12-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в субботу 12-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Сентябрь 2nd 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы слышали сегодня евангельское повествование об исцелении Господом Иисусом Христом двух иерихонских слепцов. Если следовать евангельской хронологии, то описываемое сегодня событие относится к третьему, последнему году общественного служения Спасителя. Это одно из последних чудес, которые Господь совершил во дни Своего земного бытия.

Совершенно естественно, что к этому времени слава о Нем, как о великом чудотворце, гремела по всей Палестине. За Ним следуют толпы народа и, выходя из города Иерихон, двое слепых, которые сидели у дороги и, видимо, просили милостыню, наверное, услышав от людей, кто сейчас проходит мимо них, стали громко кричать: Помилуй нас, Господи, сын Давидов.

Народ пытается заставить их замолчать. И действительно, у всех, кто окружает Христа, масса своих проблем, и они хотят разрешить их с Его помощью. Либо услышать от Него совет, либо получить исцеление, а тут еще двое слепых своими криками отвлекают Христа от их личных дел, от их проблем, как бы сейчас сказали, лезут без очереди. А толпа такого не прощает. Но слепые не только не замолкают, но еще громче начинают взывать о помощи.

Спаситель останавливается, подзывает их к Себе и спрашивает, что вы хотите от Меня? Они отвечают, чтобы открылись глаза наши. Христос прикасается к их глазам, и слепые прозревают. И еще важное дополнение: следуют за Ним, следуют за Христом.

Вот такое повествование. Казалось бы, не столь уж оно из ряда вон выходящее событие среди множества тех великих дел и чудес, которые совершил Господь, но есть в этом рассказе несколько моментов, о которых стоит сказать подробнее.

Во-первых, слепые взывают ко Христу и обращаются к Нему, как к сыну Давида: Помилуй нас, Господи, сын Давидов, говорят они. Но мы знаем, что, говоря языком, обозначающим степень родства, отцом Христа считался Иосиф-обручник.

Да, конечно, Иосиф не был биологическим отцом Христа, поскольку Дева Мария никогда не была его женой. Но ведь никто, кроме Спасителя, Матери Божией и Иосифа не знал о тайне бессеменного зачатия. А если бы даже и узнали, то никогда бы не поверили этому. Поэтому для внешних это была обыкновенная семья: муж, жена и ребенок. Все считали, что Христос, или Иисус, как называли Его по имени, был сыном Иосифа.

И помните эпизод, который произошел в городе Назарете, в городе, где Спаситель прожил тридцать лет, где Он был воспитан, и там Его все хорошо знали; и вот Он приходит в субботу в синагогу и начинает читать отрывок из книги пророка Исаии. А затем говорит, что те мессианские пророчества, которые Он только что прочитал, сбылись на Нем. То есть, что Он – Мессия.

И тогда жители Назарета очень удивились столь необычному заявлению своего земляка, и не только удивились, но и в ярость пришли, захотели скинуть Христа с горы за богохульство, то есть убить Его. И при этом возмущались и говорили между собой: не Иосифа ли это сын? То есть, как же Он может претендовать на мессианское достоинство?

Другими словами, сын того-то означало то, что мы сегодня называем отчеством. Когда мы после имени называем отчество, например, Иванович, Петрович, Борисович, то в древней традиции это звучало бы как сын Ивана, сын Петра или сын Бориса и так далее.

В данном случае слепые под словами «сын Давида» обозначают не степень родства, а один из титулов Мессии. Сын Давида — это значит, потомок царя и пророка Давида. Ведь царь Давид — это основатель Израильского государства и Иерусалима, как столицы этого государства. Правление царя Давида и его сына Соломона – это самая яркая страница истории евреев. Это было время, когда их государство было не просто независимым, но и достаточно влиятельным в древнем мире, с которым невозможно было не считаться.

А вот вся последующая история Израиля – это бесконечное унижение. Поэтому в сознании подавляющего большинства иудеев грядущий Мессия – это не освободитель от власти греха, а славный потомок царя Давида, который восстановит его блестящее царство, воздаст всем народам за многовековые унижения и обиды, нанесенные евреям, и который покорит под их ноги весь мир.

Но помимо чисто политических проблем, Мессия должен был быть и великим чудотворцем, который в первую очередь уврачует недуги Своего народа, а затем уже займется покорением мира.

Ну действительно, если евреи претендуют, чтобы быть избранным народом во всех смыслах, если они претендуют на мировое господство, то ведь не могут калеки миром править. Слепые, хромые, глухие, расслабленные, бесноватые не могут быть избранной Богом расой и править миром.

Поэтому в первую очередь от Мессии ожидали избавления от болезней и немощей, а потом уже и от Римской оккупации. Вот какой смысл заложен в восклицании слепцов «помилуй нас, Господи, сын Давидов». Они верили во Христа, да, пускай они представляли Его так, как этому были научены в соответствии с мнением своего народа, но вера в них была. И смотрите, после исцеления они пошли за Христом. То есть помимо того, что они получили физическое зрение, они получили и зрение духовное.

Вот надо сказать, что Церковь всегда проводила оправданную Священным Писанием параллель между зрением физическим и зрением духовным. Как материальный мир мы познаем на 80 % органами физического зрения, так только духовным зрением мы можем принять Господа. Ведь, собственно говоря, верить в Господа – это значит, иметь зрячую душу. И как зрение физическое, так и зрение духовное – это дар Божий, это великая милость Божия к нам, потому что мы ничем это не заслужили.

Ведь мы, будучи людьми верующими, то есть духовно зрячими, часто бываем не лучше тех людей, у которых этого ока сердечного нет, или оно закрыто до времени. А это значит, что как физическое зрение бывает не стопроцентным, так и духовное зрение бывает не полноценным.

Можно привести даже некие схожие симптомы болезни глаз, глаз телесных и глаз сердечных. Знаете, с возрастом многие люди начинают страдать дальнозоркостью, это когда вдали хорошо видишь, а вблизи – нет. Этот дефект приносит неприятности, особенно если человек много читает или занимается родом деятельности, где надо что-то вблизи рассматривать. И дефект этот очень распространенный и с возрастом появляется практически у всех.

Но не менее распространена и духовная дальнозоркость. Это когда мы очень хорошо замечаем недостатки других людей, их недостойные поступки и их недостойные слова, все это обсуждаем и осуждаем; и вместе с тем совершенно не видим себя.

Да, вдаль видим хорошо. Все, что делается в жизни других людей, разбираем по косточкам, а вот в себе самих разобраться не можем, ничего не видим вблизи. Вот это и есть духовная дальнозоркость, которая не позволяет нам видеть себя изнутри.

И, видимо, учитывая распространенность этой болезни, народная мудрость гласит: «посмотри на себя со стороны, со стороны видней». Да, не все у нас в порядке с духовным зрением. Почему мы и молимся Господу: просвети очи сердца моего.

И сегодня, когда мы слышали евангелие об исцелении от слепоты, это повод задуматься над проблемами своего духовного зрения и попросить Господа, чтобы Он не давал нашему оку сердечному закрываться этой катарактой, чтобы оно было здравым и видело свет Христов, который просвещает всех. Аминь.

Оставьте комментарий!