Проповедь в среду 21-й седмицы по Пятидесятнице

Ноябрь 1st 2011 -

протоиерей Виталий Головатенко

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Неоднократно Христос внушал Своим ученикам, избранным ученикам, мысль о том, что скоро Он их оставит и будет предан в руки человеческие, то есть погибнет от рук человека.

Они никак не могли понять, почему Мессия, Помазанник Божий должен погибнуть от рук человеческих. Наоборот, в то время, в мессианскую эпоху, все ожидали Мессию, Который придет и разрушит ненавистное иго римлян, восстановит царство Израильское, и все народы покорит, поработит Израилю, и Израиль будет царствовать над всеми.

А тут, Мессия униженный, Мессия страдающий, наконец, Мессия умирающий. Это было совершенно непонятно. При этом они боялись спросить у Христа, почему Он должен погибнуть, и слово это было закрыто от них. Они не понимали смысла и все-таки считали, что Мессия, их Учитель, придет и воссядет на троне царей Израильских.

И, как часто бывает в таких случаях, уже начинали делить места, кто сядет по правую руку Его, кто сядет по левую, кто из них больше. И вот, очевидно, не впервые они об этом спорили между собой, кто же из них больше, и соответственно, кто из них будет ближе к Иисусу на мессианском пире.

Иисус понимал, что не эти мысли должны волновать и заботить Его ближайших учеников и будущих последователей, будущих апостолов, проповедников Евангелия по всей Вселенной.

И вот, как часто бывает, Он прибегает к живой притче, Он берет дитя. Иисуса сопровождали большие толпы народа, среди них были и женщины, и дети, и нетрудно было найти ребенка в этой толпе. И вот Он ставит это дитя перед Собой, а по варианту Евангелия по Матфею, обнимает его, и говорит им, вот только тот, кто примет это дитя, как Меня Самого, тот Меня принимает, а значит, и принимает и Пославшего Меня, то есть Бога. И уточняет: ибо кто из вас меньше всех, как это дитя, тот будет истинно велик.

Как часто Иисус все переворачивает с земной точки зрения с ног на голову. Ведь, казалось бы, в нашем мире мы воспринимаем только тех, кто выше, больше нас, у кого больше почетных званий, регалий и прочих аксессуаров нашего земного царства. Только такого человека мы станем слушать, признаем его авторитет, его власть. А когда нам что-то скажет один из малых сих, мы, конечно, можем его благосклонно выслушать, но вряд ли мы воспримем его, как Самого Христа.

А ведь именно так мы должны поступить по заповеди нашего Учителя. И чем меньше человек, которого посылает нам Бог на нашем пути, тем внимательнее мы должны быть к нему, чем он незнатнее, незначительнее, умаленнее, смиреннее, тем больше внимания нашего он должен привлечь к себе: уж не Христос ли передо мной?

С другой стороны, если мы не обратимся, то есть не покаемся, не изменимся в корне, и не станем как дитя, мы не войдем в Царствие Небесное. Казалось бы, всю свою жизнь мы стараемся быть умнее, образованнее, выше, значительнее, что-то понять, что-то постичь, чего-то добиться, стать выше в своих и чужих глазах, возвысить себя – и это нормально для условий нашего мира. Только такую игру, такие условия игры наш мир принимает. Христос нас призывает к совершенно обратному – умалиться. Это не значит, что не нужно ничего изучать, не нужно стремиться к знаниям, не нужно стремиться чего-то достичь в этой жизни. Нет, нужно. Но при этом нельзя терять вот этой детскости, этой непосредственности восприятия, чтобы мы не были загипнотизированы званиями, регалиями чьими-то, чтобы мы видели и принимали человека так, как его принимают дети. Просто, без каких-то дополнительных аксессуаров и определений. Таким, каков он есть.

И вот этому-то нам нужно учиться, прежде всего, у детей, по слову Христа. Интересно, что именно при этом, как сказано в 49 стихе: при сем Иоанн сказал: Наставник, вот мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. А Иисус на это же возразил, не нужно запрещать, потому что, кто не против вас, тот за вас.

Казалось бы, вот этим стихом вот то великое множество экзорцистов, заклинателей бесов и прочих чудотворцев, которые сейчас во множестве появились, но не нужно забывать, что и Иоанн спросил об этом у Учителя «при сем», то есть при этом. А при чем при сем? Да при том, что написано немного выше, именно, когда Христос говорит о детях.

Христос – сердцеведец. И Иоанн еще только говорит Ему об этом человеке. А Христос уже видит его и знает, что этот человек использует имя Христово не во зло. Возможно, он именно как ребенок доверился Христу, Его учению, Его имени и таким образом помогает людям.

Pages: 1 2

Оставьте комментарий!