Бесѣда въ недѣлю 17-ю по Пятдесятницѣ

Сентябрь 29th 2012 -

Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій

Матѳ. XV, 21-28.

21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.


23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика' вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Нынѣ чтенное евангеліе представляетъ намъ образецъ того, какъ мы грѣшники должны просить Господа о помощи въ скорбяхъ и нуждахъ, если желаемъ быть услышанными. Объяснимъ евангельскую повѣсть о женѣ хананейской.

И изшедъ оттуду, Іисусъ, отъиде во страны Тирскія и Сидонскія. И се жена хананейская отъ предѣлъ тѣхъ изшедши, возопи къ Нему.

Кто является предъ Господомъ Іисусомъ? Жена хананейская, урожденка Тира и Сидона.

Хананеи — тотъ народъ, который исказилъ въ самыхъ основаніяхъ законы природы. Это язычники, но язычники самые худые, самые нечистые. Изъ этаго-то народа была жена, являющаяся къ Іисусу, когда Онъ былъ на границахъ Тира и Сидона. Св. Лука, въ означеніе ея происхожденія, называетъ ее сирскою финикіянкою или хананеянкою, жившею въ сирской Финикіи или Хананеи, а въ означеніе свойствъ ея народа, называетъ ее еллинскою, т. е. язычницею.

Откуда родилась въ ней мысль придти къ Іисусу Христу? Евангелисты Маркъ (3, 8) и Лука (6, 17) свидѣтельствуютъ, что еще прежде случая съ женою хананейскою, слухъ о чудесахъ Спасителя доходилъ до Тира и Сидона, и этотъ слухъ вызывалъ многихъ изъ жителей той страны приходить къ Іисусу Христу: слышавше, елика творяше, пріидоша къ Нему; тотъ же слухъ привелъ къ нему и жену хананейскую. Слышавше жена о Немъ, говоритъ св. Маркъ ея же дщи имѣяше духа нечиста, пришедши припаде къ ногама Его.

Возопи къ Нему, глаголюще: Іисусе Сыне Давидовъ, помилуй мя яко дщи моя злѣ бѣснуется.

Трогательное зрѣлище! Жена является у ногъ Іисуса Христа, мать умоляетъ о дочери, терзаемой страданіями, и не проситъ, а вопіетъ о состраданіи, и не дочери, а себѣ проситъ помилованія, такъ какъ страданія дочери терзали бѣдную мать, и были до того страшны, что дочь не чувствовала ихъ и тѣмъ еще болѣе терзала сердце матери.

Онъ же не отвѣща ей словесе! Что это значитъ? Тотъ, чьи уста источаютъ столько любви и состраданія для всѣхъ, молчитъ для несчастной матери. Тотъ, который призываетъ къ себѣ самыхъ неблагодарныхъ іудеевъ, наносившихъ ему столько оскорбленій своимъ невѣріемъ, холодностію и даже явною ненавистію, не удостоиваетъ отвѣта ту, которая сама пришла къ Нему съ любовію, не зная ни закона, ни пророковъ. Поступокъ истинно изумительный! возмутились и ученики Христовы.

И приступльше ученицы Его, моляху Его, глаголюще: отпусти ю, яко вопіетъ въ слѣдъ насъ.

Изумленные ученики не смѣютъ просить прямо за жену, они просятъ какъ бы за себя: яко вопіетъ вслѣдъ насъ. И подлинно, тяжело было слышать вопль несчастной матери, а эта мать оставляется безъ помощи, даже безъ отвѣта. И ученики просятъ учителя по крайней мѣрѣ отпустить жену.

Онъ же отвѣщавъ, рече: нѣсмь посланъ токмо ко овцамъ погибшимъ дому израилева.

Чудная мудрость Спасителя! Смущенныхъ учениковъ Онъ поддерживаетъ въ ихъ недоумѣніи. Для чего? Для того, чтобы горечью испытываемаго ими чувства довесть ихъ до убѣжденія въ несправедливости раздѣляемаго ими мнѣнія народнаго о язычникахъ, а вмѣстѣ показать, до какой степени справедливо это мнѣніе. Умоляющей женѣ не спѣшитъ подать помощь и усиливаетъ тѣмъ ея усердіе.

Нѣсмь посланъ, токмо ко овцамъ погибшимъ дому израилева. Прежде всего — воля Отца небеснаго. Христосъ — посланникъ Его, и долженъ исполнить волю пославшаго. Воля Отца небеснаго о спасеніи людей такова, что Спаситель долженъ явиться между іудеями и для іудеевъ. Каковы бы ни были іудеи, — они народъ избранный Богомъ, къ нимъ посланъ великій Пророкъ и Мессія; для нихъ онъ долженъ совершить земной подвигъ благотвореній и ученія. Вотъ отчего молчаніе его для язычницы! Пророки предвозвѣщали волю Божію и о спасеніи язычниковъ? Такъ. Отъ воли Божіей все зависитъ, а не отъ заслугъ людей: по ея изволенію должно открыться и спасеніе язычниковъ; какъ бы ни думали іудеи: но надобно ждать, когда и подъ какими условіями откроется эта спасительная воля.

Она же пришедши, поклонися Ему, глаголющи: Господи, помози ми!

Какъ ни рѣшителенъ, повидимому, отказъ Спасителя въ помощи, жена хананейская не престаетъ просить Его о помощи. — Прежде называла она Его Сыномъ Давидовымъ; теперь называетъ Господомъ. Прежде просила у Него, какъ у Мессіи іудеевъ, но вотъ слышитъ и соглашается, что посланный къ іудеямъ долженъ отказать язычницѣ въ помощи, и она обращается за помощію къ Господу. Ты Господь, говоритъ она; Ты сильный и могущественный, Тебя слушаютъ и море и вѣтры. Всесильный! помоги мнѣ. Такъ вѣра ея растетъ при встрѣчѣ съ препятствіями. Усиленная отказомъ скорбь ея, раскрываетъ въ ней болѣе и болѣе духовное зрѣніе, — и она видитъ въ Іисусѣ болѣе, чѣмъ просвѣтителя іудеевъ, она видитъ въ Немъ Господа всѣхъ, Владыку неба и земли, властителя не іудеевъ только, но и язычниковъ.

Онъ же отвѣщавъ, рече: нѣсть добро отъяти хлѣба чадомъ и поврещи псомъ.

Языкъ іудеевъ называлъ язычниковъ псами за ихъ жизнь. И Спаситель говоритъ языкомъ іудеевъ, сколько для учениковъ, еще неотрѣшившихся отъ мнѣній іудейскихъ, столько и для жены хананейской къ ея смиренію. Если, говоритъ Онъ, не хорошо отнимать хлѣбъ у дѣтей и отдавать его псамъ: то прилично ли тебѣ подать благодать, назначенную для іудеевъ?

Она же рече: ей Господи.

Она смиренно сознаетъ, что судъ Спасителя, какъ ни унизителенъ для нея, справедливъ. Она сознаетъ, что точно принадлежитъ она къ псамъ, — такъ нечиста душа ея, — и что она не стоитъ той благодати, какая назначена для іудеевъ. Тѣмъ не менѣе она не оставляетъ мольбы. Въ чемъ же ея надежда на помощь?

Ибо и пси ядятъ отъ крупицъ, падающихъ отъ трапезы господей своихъ.

Въ томъ самомъ, что положеніе ея очень бѣдно, она открываетъ основаніе для надеждъ своихъ на помощь. Каковы бы ни были псы, говоритъ она, но когда они голодны, они стоятъ подъ столомъ ласковыхъ господъ своихъ и на свою долю получаютъ крохи, падающія со стола. Такъ, Господи, я нечистая язычница, ничѣмъ не лучшая псовъ: но истомленная страданіями, измученная суетами жизни языческой, ожидаю Твоей милости, — не той, какою пользуется избранный народъ іудейскій и которой я совсѣмъ недостойна: я ожидаю только той милости, чтобы не быть лишенною Твоей милости, ожидаю милости единственно отъ Твоей великой милости къ самимъ грѣшникамъ.

Іисусъ же рече: о жено, велія вѣра твоя, буди тебѣ, якоже хощеши.

Вѣрѣ обѣщаны блага царства благодатнаго. Что до того, что другіе чада Авраама по плоти? Не чадамъ плоти, а чадамъ вѣры принадлежатъ всѣ обѣтованія. Твоя вѣра велика: воля Отца небеснаго о спасеніи язычниковъ уже открывается на дѣлѣ. Да исполнится же твое желаніе. И оно исполнилось: исцѣлѣ дщи ея.

Вотъ, братія, образецъ молитвы, услышанной Господомъ. Молитесь, какъ молилась жена хананейская, — и молитва ваша будетъ услышана. Молитесь о нуждахъ, которыя бы стоили вниманія Отца небеснаго, какъ молилась жена хананейская, мать дочери страдавшей. Молитесь усердно, не прерывая молитвы вашей суетными мыслями. Молитесь, хотя бы видѣли, что молитва не тотчасъ исполняется. Совѣты Божіи не то, что совѣты человѣческіе. Молитесь съ покорностію совѣтамъ Божіимъ, пусть исполнится воля Господа о васъ, когда и какъ Онъ знаетъ исполнить ее. Молитесъ съ глубокимъ сознаніемъ грѣховъ своихъ. Пока не будетъ въ душѣ смиренія, пока не будетъ глубокаго сознанія своихъ немощей, — не сойдетъ на васъ благодать, какъ бы ни было высоко ваше разумѣніе Христа Господа и всѣхъ таинъ вѣры. Вѣру хананеянки тогда назвалъ Господь великою и тогда назвалъ способною принять благодать Его, когда хананеянка сознала нечистоту свою, признала ее не лучшею нечистоты пса, и не тогда, какъ назвала она Его Господомъ. Не прерывайте молитвы вашей чувствомъ недостоинства своего. Напротивъ, чѣмъ болѣе будете находить себя грѣшными, тѣмъ постояннѣе молитесь, какъ имѣющіе болѣе другихъ нужду въ милости Божіей. Мѣрою грѣховъ вашихъ измѣряйте только свое смиреніе, ограничивайте гордость, но не измѣряйте ею милосердія Божія, которое безпредѣльно. Вы слишкомъ грѣшны? Взывайте къ Господу: по безпредѣльной милости Твоей помилуй насъ. Такъ молилась хананеянка и была услышана. Ей, услышаны будете и вы. Аминь.

1852 г. Въ Харьковѣ.

Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 324-327.
Источникъ: «Русскiй Порталъ

Оставьте комментарий!