google-site-verification: google21d08411ff346180.html Вступительное слово его Божественного Всесвятейшества Вселенского Патриарха Кира Варфоломея к Собранию Предстоятелей Православных Церквей | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Вступительное слово его Божественного Всесвятейшества Вселенского Патриарха Кира Варфоломея к Собранию Предстоятелей Православных Церквей

Март 8th 2014 -

Из всего этого становится явным главенствующая значимость соборности в Церкви. Соборное учреждение изначально являлось основной чертой жизни Церкви. Каждое расхождение или сомнение относительно веры и канонических установлений выносилось на суд Собора. Характерный пример — установка Василия Великого по вопросу повторного крещения еретиков и раскольников. Он воспринял строго обязывающее предание по сему вопросу от предшественников в Каппадокии: вопрос должен решаться синодом епископов, которые учиняют преданную им традицию (каноны 1 и 47). Соборы, как верховная инстанция, решали все проблемы о расхождениях между Церквами или внецерковные вопросы, и решению Соборов полностью повиновались все доселе несогласные между собою (« да превозмогает мнение большего числа избирающих» 6 правило 1 Вселенского Собора).

Таковое синодальное устроение хранилось и хранится более или менее благочестно внутри автокефальных Церквей, но отсутствует всецело в межцерковных отношениях. И это является источником больших проблем. Из-за этого создается впечатление, что  Православие — множество Церквей, но не Единая Церковь. Сие никак не соответствует Православной экклезиологии и представляет собой отклонение и источник бед. Нам нужно укрепить синодальное учреждение и вне пределов каждой из наших Церквей. Мы должны развить сознание единства Православной Церкви, и сие возможно достичь только через синодальность.

Более чем пятьдесят лет назад, когда приснопамятный Вселенский Патриарх Афинагор, отличавшийся широтою видения, предпринял первые шаги к единению Православия, был учрежден институт Всеправославных конференций, благодаря которым созрели решения, принятые всеми Православными, по вопросу отношений с неправославными. Для всех Православных Церквей сии постановления рассматривались как обязательные, которые должны воплощаться в жизнь как «внутреннее право» каждой из них. Сегодня эти постановления ставятся под сомнение или вовсе подвергаются критике — самочинно и противозаконно — некоторыми внутри Православных Церквей, кто берут на себя дерзновение, подобающее лишь вселенским соборам, оспаривать сии постановления, производя тем самым нестроения в среде верующих. К сожалению, в некоторых Церквях церковные власти с терпением относятся к таковым явлениям, игнорируя непредсказуемые последствия для единства их паствы. Но, соборные постановления должны быть признаны всеми, ибо только таким образом хранится единство Церкви.

Усилия Всеправославных Конференций к единению Православия не исчерпали себя. На ранней их стадии было решено, что необходимо созвать Святой и Великий Собор Православной Церкви, что и было официально провозглашено всему христианскому миру. Началась подготовка сего великого исторического события. Тематика Собора была ограничена десятью вопросами, из которых восемь уже прошли стадию разработки и были предложены на обсуждение для грядущего Святого и Великого Собора. Разработка остальных двух тем — порядок провозглашения автокефалии какой-либо Церкви и порядок поминовения Церквей в священных Диптихах — наткнулась на серьезные сложности, потому было решено большинством Православных Церквей-Сестер, чтобы не создавать препятствий к созыву Святого и Великого Собора, ограничиться уже разработанными вопросами (один из них связан с провозглашением автономии какой либо Церкви и нуждается в дальнейшем обсуждении на Всеправославной Предсоборной Конференции).

«Всеправославно» уже разработанные темы содержат в себе некоторые положения, которые должны быть пересмотрены и сообразованы с предыдущими эпохами, отличавшимися иными условиями и положением, отражая их и гармонируя с ними. Таковыми являются, к примеру, вопросы общественных условий современного мира, отношений Православной Церкви с неправославными христианами, экуменического движения и т.д. Эти тексты должны быть пересмотрены специально созданной для этой цели Межправославной Комиссией, дабы они были представлены Святому и Великому Собору сообразованными с сегодняшней реальностью.

Это то, что касается тематики Собора. Очевидно, все предусмотренные темы Собора относятся к вопросам внутренней жизни и организации нашей Церкви. Наши предшественники, кто определяли тематику Собора, по праву рассудили: если Православная Церковь не упорядочит все свои внутренние проблемы, она не сможет обратиться к миру с истинной и подлинной проповедью. Мир ожидает, что содержание Святого и Великого Собора несомненно охватит вопросы, занимающие людей нашей эпохи в их повседневной жизни, и потому необходимо, чтобы Собор сей обратился  бы к миру с жизненно важным для современному человечества Посланием. Хотелось бы, чтобы Послание сие, тщательно разработанное специальной Межправославной Комиссией и сообразованное с суждениями Отцов Собора, стало бы голосом Православной Церкви, обращенным к современному миру, словом утешения, отрады и жизни, которое так ждет современный человек от Православной Церкви.

Однако устроение Святого и Великого Собора требует и определенных организационных директив, над которыми предлагаем задуматься и вынести решение в течение настоящей Ассамблеи, ибо мы, как никто другой, уполномочены на это и наделены ответственностью. Так, надо продумать и прийти к заключению, как организовать Святой и Великий Собор, как будут правильно представлены на нем Святые автокефальные Православные Церкви в согласии с принципами нашего экклезиологического предания. В течение первого тысячелетия истории нашей Церкви, когда было в силе учреждение Пятиначалия древнейших Патриархатов, считалось совершенно необходимым представительство древних Патриархий, даже если число их представителей невелико. Акцент делался не на число присутствующих, а на гарантию представительства всех Апостольских Престолов. В течение второго тысячелетия по Р. Х. прибавились и другие Патриархии и автокефальные церкви, когда подразумевалось, что их статус будет провозглашен каким-либо грядущим Вселенским Собором (для тех, кто был лишен таковой возможности ранее). По аналогии с древним преданием, таким образом, хотелось бы, чтобы так было и с грядущим Святым и Великим Собором, где все признанные на сегодняшний день автокефальные Православные Церкви были бы представлены тем числом представителей, которое мы установим, если возможно, на сем Собрании нашем.

Другая тема организационного характера, которую мы должны рассмотреть, касается того, как будут приниматься решения Святого и Великого Собора. Справедливости ради для каждой автокефальной Церкви, независимо от числа ее представителей, необходимо, чтобы каждая из них располагала всего одним голосом при принятии заключительных решений, который будет представлен ее Председателем во время голосования. Критически важным является вопрос: будут ли заключительные решения выноситься на основании большинства голосов, участвующих в Соборе Церквей, или как результат единомыслия. Если, выбирая из двух, критерием поставить древнюю каноническую традицию Церкви, то канонический чин предусматривает, что главенствующим в принятии решений, несомненно, является «голос большинства» (6-е Правило 1 Вселенского Собора). Сей принцип действовал в древней Церкви и в вопросах вероисповедания, хотя во многих из великих Соборов (таких,  как 3 й Вселенский и другие) принимали участие и те, кого впоследствии Собор объявил еретиками и отступниками Церкви, и они составляли меньшинство в голосовании. Во всяком случае, относительно вопросов канонического характера, несомненно, чин, предписанный в предании, указывает нам придерживаться принципа большинства при голосовании, когда принимаются заключительные постановления. Однако сей принцип не исключает и присно желанного единомыслия. Нам надлежит принять решения по данному вопросу.

Возлюбленные во Христе Братья,

Настоящее Собрание наше имеет кардинальное значение. Его проведение совпадает с тем историческим моментом, когда Церковь испытывает мощные потрясения, когда поставляется на суд и сама способность ее понести спасительную свою миссию. Уже ничто не воспринимается как данность, как это было в другие эпохи. Все может меняться моментально. Благодушное бездействие чревато катастрофой. Никакие государственные власти, никакое богатство или могущество не способны укрепить Церковь, и никакое из современных обществ не примет проповеди Евангелия без сомнений и возражений. В наше время мы должны убедить людей, что обладаем словом жизни, благовестием надежды и что живем мы любовью. Для этого сами мы должны стать подлинными и достойными доверия.

Чтобы убедить мир, необходимо основное условие: то есть прежде всего наше собственное внутреннее единство. Прискорбно и чревато для репутации Православной Церкви, когда те, кто вне Церкви, нас часто видят разделенными и пребывающими во взаимных тяжбах. Мы обладаем и учим совершеннейшей экклезиологии, но порой отказываемся применять ее на деле. В нашей Церкви есть точно установленный порядок, определенный Священными Канонами Святых Вселенских Соборов. Однако иногда у нецерковных людей создается о нас впечатление, что мы доходим до споров, кто из нас «первый». У нас есть синодальное учреждение в качестве верховного авторитета, с которым все должны сообразовываться. По халатности или из-за извращенного понимания целесообразности, за которым часто скрывается эгоистичная защита своих интересов, мы позволяем себе попирать синодальные постановления, в лице некой части нашей паствы, присваивая себе непогрешимость веры. В общем, мы являем симптомы разложения. Пришло время отдать предпочтение проблеме единства: как внутри каждой Церкви, так и между Церквами.

Православная Церковь, к которой мы принадлежим по благодати Божией, не обладает иным органом, заверяющим ее единство, помимо синодальности. Потому, дальнейшее отложение созыва Святого и Великого Собора Православной Церкви серьезно вредит ее единству. Мы несем за это великую ответственность. На протяжении всей истории ее после разрыва с Римом, Константинопольская Церковь всегда служила на благо единства Православия и неоднократно созывала всеправославные Соборы. Она и сегодня остро ощущает свой долг служения единству Православия. И, к счастью, она не одинока в этих стремлениях. Более чем пятьдесят лет назад остальные автокефальные Православные Церкви продемонстрировали свое желание созвать Святой и Великий Собор нашей Церкви. Уже настало время, «время не ждет». Мы можем бесконечно доводить до совершенства наши предуготовления. Довлеет нам и то, о чем уже мы договорились. Без траты времени давайте разрешим с любовью и согласно Священным Канонам все еще имеющие место расхождения в наших взаимоотношениях. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» единого в Троице Бога и страдавшего и воскресшего Господа за всех без исключения в мире, нуждающемся в проповеди любви Божией. Давайте как можно скорее подвигнемся на созыв Святого и Великого Собора, и предоставим Утешителю возглаголать, предавшись дыханию Его.

Все сие, возлюбленные в Господе Братья, — от братского сердца на начало заседаний Собрания нашего.

«Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Ефес. 3, 20-21).

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.