Великий Православный Собор: Между Родосом и Критом

Июнь 21st 2016 -

Мирянин Антиохийской Церкви Жорж Гандур — о Соборе на Крите и проблеме православного единства.

В последнее время глаза всего мира были направлены на Крит, где с 19-26 июня, после шестидесяти лет подготовительной работы, начатой Патриархом Афинагором I в 1961 году на острове Родос, должен был состояться Великий Всеправославный собор. Но затем произошли события, предвещающие либо перенесение Собора, либо его отмену, либо его проведение без участия всех автокефальных церквей.

Болгарская Церковь попросила Вселенского Патриарха отложить проведение Великого Собора на более поздний срок, Антиохийский Патриархат решил не участвовать пока “не будут установлены мирные отношения между автокефальными церквами, и Православное единство по поводу повестки дня, постановлений, административных и фактических процедур Собора не будет гарантировано”, и “пока не исчезнут причины, препятствующие участию в Святой Евхаристии во время Собора”. То есть, пока не будет найдено решение по поводу вторжения Иерусалимского Патриархата на территорию Антиохийского.

Кроме того, Сербская Церковь заявила, что не будет участвовать в работе Собора в установленные сроки из-за разногласий по вопросам повестки Собора и отсутствия на Соборе ряда автокефальных церквей. Что же касается Русской Церкви, то условием присутствия на Крите она поставила “необходимость соблюдения принципа консенсуса и участия всех Церквей в данном Соборе”.

Примечательно, что ни одна из упомянутых церквей, не предлагала отменить Собор, все говорили о его переносе на более поздний срок, чтобы завершить работу по преодолению препятствий в его организации, рабочих моментах и программе. Каждая из них внесла свои предложения на рассмотрение Его Святейшества Вселенского Патриарха, чтобы избежать отмены долгожданного Собора. Болгарская Церковь предложила продолжить подготовительную работу.

Антиохийский Патриархат поступил так же, предложив провести работу до созыва Собора, чтобы убедиться в единогласии по спорным вопросам, не уточняя детально как это сделать. Московский Патриархат предложил провести “подготовительную конференцию в преддверии даты проведения собора”, а Сербская Церковь предложила превратить предстоящую встрече на Крите в “консультативное, а не соборное собрание” или в “предварительное заседание по соборному процессу”.

В ответ Вселенский Патриархат заявил, что Великий Собор состоится в установленные сроки и попросил автокефальные церкви приехать на Крит как было согласовано, чтобы обсудить все вопросы на Соборе. Румынская Церковь подтвердила свое участие в Соборе, а Албанская Церковь назвала призыв отложить Собор неприемлемым и заявила, что решение о переносе или отмене Собора может быть принято только на собрании глав Православных Церквей. Архиепископ Кипра выпустил коммюнике, в котором призвал все церкви участвовать в Соборе и отложить второстепенные разногласия, потому что решение о проведении Собора было принято главами Православных Церквей единогласно, а рассмотрение спорных вопросов можно провести непосредственно на Соборе.

Элладская Церковь не высказала свою позицию официально, но епископ, назначенный следить за составлением документов Великого Собора, заявил, что все происходящее было спланировано заранее, чтобы ослабить роль Вселенского Патриарха и отдать роль арбитра, принимающего решения в православном мире, Русской Церкви.

Без сомнений все вышесказанное доказывает, что еще до созыва Великий Собор вызвал множество разногласий среди православных. В случае, если он будет проведен только теми Церквами, которые приедут на него, это приведет к расколу православного мира, а соборные решения не примут те церкви, которые не будут в нем участвовать. Это предоставит возможность оппозиционному движению в церквах, которые будут участвовать, также отклонить его решения, и неизбежно приведет к ослаблению роли Вселенского Патриарха, который в будущем уже не сможет возглавлять собрание глав Православных церквей. Все это откроет новый этап в истории Православной Церкви, полный трудностей, споров и разногласий.

Но что самое страшное, проведение Собора при участии не всех автокефальных православных церквей, положит конец обещаниям, данным Патриархом Афинагором I в 1961 году, когда ему удалось объединить православный мир на Первой Родосской конференции, положившей начало подготовительной работе к Великому Собору на основе золотого правила, что все участники составят “святое единство”. Это единство, к которому он намеревался привести Православную церковь, нейтрализовало бы разделение православного мира после Всеправославного совещания 1923 года, проведенного в отсутствие некоторых церквей.

Патриарх Афинагор следовал этому золотому правилу и боролся за сохранение Православного консенсуса как гаранта единства православного мира в сложных исторических условиях. Это правило было впоследствии закреплено во внутреннем уставе Предсоборных Православных Конференций, и единогласно принято автокефальными православными церквами в 1986 году, выражая “традиционную православную практику и писанный канон”. Статья 2 предусматривала, что Вселенский Патриарх созывает предсоборную конференцию после “согласия всех глав поместных православных церквей, извещенных Патриаршими письмами ко всем главам автокефальных и автономных православных церквей”.

Статья 15 подразумевала, что “Предсоборный Православный комитет предпримет работу по обеспечению консенсуса по всем вопросам повестки дня предстоящей православной конференции, а также обеспечит подготовку совместного текста по каждому вопросу”. Статья 16 этого устава утверждала, что «все тексты, рассматривающие вопросы, стоящие на повестке дня предсоборного православного совещания, будут приняты единогласно”.

С возобновлением в 2014 году подготовительных работ к Великому Собору, появились некоторые факты, указывающие на то, что Его Святейшество нынешний Вселенский Патриарх не будет применять эту “традиционную Православную практику”, упомянутую выше, и склонен провести Великий Собор с теми церквами, которые приедут, основываясь на принципе “согласия” участвующих церквей, а не на принципе “единогласного консенсуса всех автокефальных церквей”. Антиохийская Церковь отвергла это предложение, утверждая, что Великий Собор не может быть проведен, если не все автокефальные православные церкви участвуют в его работе. Такая точка зрения соответствует ясному и четкому внутреннему уставу Собора, который был согласован со всеми автокефальными церквами.

Во время работы комитета, отвечающего за установление внутреннего устава Собора было предложено добавить раздел, предусматривающий «что объявление об открытии всех сессий Великого Собора будет проходить в присутствии всех глав автокефальных православных церквей. Присутствие глав церквей или назначенных ими лиц, должно быть гарантировано на протяжении всего Собора. В противном случае работа Собора будет приостановлена до тех пор, пока присутствие всех глав автокефальных церквей не станет снова возможным”.

Однако это предложение Антиохийской Церкви встретило ожесточенное сопротивление руководителя собрания, представителя Вселенского Патриарха, который заявил, что “Вселенский Патриарх должен обеспечить (гарантировать) участие всех глав общепризнанных автокефальных православных церквей или их представителей во всех соборных процедурах и обсуждениях”. Это привело к приостановке переговоров по выработке внутреннего устава и вопрос был перенесен на совещание глав православных церквей в Шамбези в 2016 году. Был сформирован комитет для принятия внутреннего устава, но Вселенский Патриархат вновь отказался включить принцип единогласия в текст устава.

Вселенский Патриархат отказался от золотого правила, опираясь на которое велись все работы по подготовке Великого Собора, и принудил Антиохийский Патриархат воздержаться от подписания внутреннего устава и решений этого совещания, что привело к потере единогласия Православной Церкви. С другой стороны, Антиохийская Церковь никогда не согласилась бы провести Великий Собор в назначенные сроки, пока не достигнут консенсус по его темам и не гарантированы мирные взаимоотношения между всеми автокефальными церквами. Только так может быть установлено единство православного мира и сохранено наследие Вселенского Патриарха Афинагора.

И все же, вопреки всем нормам, регулирующим совместную Православную предсоборную работу, Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей взял на себя созыв Великого Собора. Это решение вынудило Антиохийскую Церковь принять единогласное синодальное решение и отказаться от участия в Великом Соборе “до тех пор, пока не будет достигнуто согласие” по поводу его структур и вопросов, чтобы собор не стал причиной разделения и утраты того, что уже было выстроено при совместной работе за последние шестьдесят лет.

Мы имеем исторический опыт прошлого столетия – Стамбульское Всеправославное совещание, созванное Патриархом Мелетием (Metaxakis) в 1923 году привело к расколу Православия, потому что важные решения принимались в отсутствие апостольских церквей. И Православный мир был расколот до времени, когда Бог послал ему Афинагора, который пытался спокойно и неторопливо, учитывая специфику всех автокефальных церквей, восстановить единство. Он терпеливо работал над созданием Православного соглашения по темам Великого Собора, и теперь эта работа принесла результат как на уровне единства православного мира, так и на уровне диалога с остальным христианским миром.

Но чтобы сегодня Православная Церковь смогла сохранить это единство, нужно, чтобы Вселенский Патриарх ясно видел знамения времени. При этом подготовительная работа Вселенского Патриархата вызывает обеспокоенность –  она была проведена деспотично, игнорируя позиции других церквей. В ходе подготовительной работы к Собору, ни один голос, высказывающий какие-либо возражения, не был услышан.

Чтобы Великий Православный Собор на Крите не превратился во второе Стамбульское Всеправославное совещание, разрушив то, что построила Родосская Конференция, Вселенский Патриархат должен перенять опыт Патриарха Афинагора и действительно стать первым среди равных, а не primus sine paribus (первым без равных)!

Может быть, Патриарх Варфоломей еще не упустил возможность стать спасителем единства?!

Перевод с английского Марии Строгановой, специально для «Православие и мир»

Метки:

Комментарии закрыты.