google-site-verification: google21d08411ff346180.html «Прения о вере» с современными греками | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

«Прения о вере» с современными греками

Ноябрь 23rd 2017 -

Вячеслав Шварц: Патриарх Никон в Новом Иерусалиме

Публикуем свежий материал-размышления новообрядческого игумена Кирила Сахарова, служащего старым чином в церкви св. Николы на Берсеневке в Москве.


Глубокий и содержательный диалог этого тяготеющего с истинному Православию священнослужителя, председателя Союза Православных братств, члена Союза писателей России, не отвечает лишь на один вопрос: почему, осознавая всё сказанное и ревностно защищая старый чин, он по-прежнему пребывает «по ту сторону раскола». К сожалению, такое «подвешенное» состояние – беда нашего общества на протяжении трёх с половиной столетий…

Из выступления на III Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе»:

Я в гостях у собрата – священника. Сижу в комнате, «перелопачиваю» внушительную подборку материала с интернета. Но, что это?! Мощный низкий звук причудливым рисунком наполняет пространство. Может быть, монахи по соседству «врубили» на всю мощь запись диска с пением какого-нибудь афонского монастыря? Подумал даже: а может быть это звучит «азан» – призыв к мусульманской молитве из какой-нибудь близ стоящей мечети?

Оказалось, что ни то ни другое. Это представитель Александрийской Православной Церкви при Московском Патриархате с группой прихожан приехал поклониться святыням храма. Громкоговорители, выведенные на улицу, разнесли звуки необычного для слуха пения по окрестностям.

Я знаком с владыкой, был известен ему преимущественно с «антиглобалистской стороны». Владыка, как почитатель известного афонского старца Паисия, с которым он неоднократно общался и который предсказал ему высокое служение Церкви, не мог не сочувствовать нашим усилиям по противодействию попыткам втянуть нас в глобалистскую сеть.

На сей раз главной темой в нашем общении были литургические вопросы с неизбежным касанием реформ патриарха Никона, старого обряда и т.п.

Владыка демократичный, благожелательный, открытый человек. По своему миросозерцанию он эллин «до мозга костей». По внешнему облику, однако, сразу не догадаешься, что он грек.

В самом начале беседы владыка сразу засвидетельствовал свое лояльное отношение к древнерусскому богослужебному наследию – «это лучше, чем то, что можно сейчас наблюдать». Его, как специалиста, знатока византийского пения не мог не шокировать партесный концертный стиль нашего богослужебного пения: диск с записью такого пения можно еще послушать в машине, но в церкви молиться при таком пении – совсем другое дело. Иногда трудно понять, слыша такое пение – где ты – в церкви или в театре?» Ну, здесь, дорогой мой греческий иерарх, у нас никаких расхождений. В самом деле, было приятно слышать из уст греческого митрополита положительные отклики о нашем знаменном пении.

Дальше было сложней. «Главное – правильная догматика, вероучение, а обряды всегда в Церкви разнились, и это не было поводом для разделений». Так примерно рассуждал Константинопольский Патриарх Паисий, отвечая на письмо патриарха Никона о наших разностях с греками в богослужебной практике.

«Спор о вере», неизвестный художник XVIII века

«Спор о вере», неизвестный художник XVIII века

Но позвольте, разве форма крестного знамения такая уж несущественная вещь? Да, это внешний знак, выражающий догматическую истину о Боге Едином в Троице славимом и о Христе – Богочеловеке, о двух естествах в Нем – Божеском и человеческом. Это так, хотя в начале реформы говорили, что два прижатых пальца в троеперстном крестном знамении «праздны», т.е. ничего собой не изображают.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.