google-site-verification: google21d08411ff346180.html Панайотис Бумис: «Основные канонические принципы разрешения украинской проблемы» | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Панайотис Бумис: «Основные канонические принципы разрешения украинской проблемы»

Февраль 1st 2019 -

Пятый Вселенский собор

AgionOros.ru публикует основные положения статьи почетного профессора Афинского университета и признанного специалиста в области канонического права Панайотиса Бумиса.


34-е Апостольское Правило, утвержденное Пято-Шестым (Трульским) Собором, гласит: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения... Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог» (Трул. 36, 39 // Г. Ралли М. Потли. Синтагма Божественных и святых канонов. Афины. т. 2. С. 45). ***

Согласно пункту 3 Заявления Вселенского Патриархата его решение [о принятии в общение раскольников] является актом христианского сочувствия: «принять и рассмотреть ходатайства об апелляции от Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе... восстановить в своих архиерейских или иерейских степенях, а их паству – восстановить в общении с Церковью».

Мы могли бы сказать: хорошо сделал (Патриарх – прим. пер.), что восстановил раскольническое духовенство (архиереев, священников) и прочих верующих. Однако, этот акт должен быть принят и утвержден другими автокефальными Православными Церквями, поскольку и они провозгласили их раскольниками, как и Русская Церковь.

Сегодня, к счастью, у нас не тетрархия (четверовластие), а четырнадцативластие. Признание со стороны 14 Церквей должно предшествовать предоставлению Томоса об автокефалии.

Мы должны добавить следующее: исходя из 34-го апостольского правила, первый не только считается главой автокефальной Церкви, но и является единственным. Не бывает и не может быть двух-трех архиепископов в одной автокефальной Церкви. Противоречит канонам ситуация, при которой в одном городе было бы два-три епископа (будь то митрополиты, архиепископы, патриархи), т. е. не может быть двух равных главных церковных органов (двух глав). Правило 8 Первого Вселенского Собора и 12 Четвертого Вселенского Собора четко это запрещают.

8 правило Первого Вселенского Собора гласит: «О именовавших некогда самих себе чистыми, но присоединяющихся к кафолической и апостольской церкви, благоугодно святому и великому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире... Если же там, где есть епископ кафолическия церкви, некоторые из них приступят к церкви: явно есть, яко епископ православныя церкви будет имети епископское достоинство; а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь имети будет; разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископ... да не будет двух епископов во граде. (Г. Ралли, М. Потли. Т. 2, 133).

В том же духе звучит и Правило 2 Четвертого Вселенского Собора, которое также отмечает и Святой Никодим Святогорец в своем толковании этого правила: «Поскольку некоторые властолюбивые епископы, приходя к своим царям... требуют удостоится чести называть свои епископства Митрополиями и одну епархию и Митрополию на двоих разделяют, и после этого в одной и той же Митрополии существуют два Митрополита (один из которых вне соборных Правил, в частности, правила 8 Первого (Вселенского собора – прим. пер.)... Сколькие города и епископы до сих пор были удостоены царскими грамотами именоваться Митрополиями, лишь бы иметь им и их епископу честь, происходящую из этого наименования. Однако права и власть митрополии сохраняются в истинной, высшей, изначально названной и настоящей митрополии» (Пидалион. с. 195-196).

В духе двух вышеприведенных правил должен регулироваться и вопрос предоставления автокефалии православной соборной Церкви Украины.

Наконец, мы считаем, что требования 34-го Апостольского правила также применимы и в отношениях Вселенского Патриарха со всеми митрополитами, архиепископами и патриархами Православной Церкви (в широком смысле). И это потому, что Православная Церковь, как одно целое, является одним народом. См. 1-е послание Ап. Петра: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой» (народ in universum).

Мы знаем также и слова Архиепископа Филадельфийского (в Малой Азии) Макария Хрисокефаласа (сер. XIV в.), который, характеризуя Иоанна Богослова «предводителем Православия», добавляет: православные – это «его богословие бессменно сохраняющие, любимый народ, православный род, избранный народ Божий» (Праздничное поздравление XIV. Константинополь, 1794. С. 291, 293).

Здесь для разъяснения и актуализации, наверное, подойдут слова святого Никодима, совпадающие с мнением Вальсамона (см. Г. Ралли, М. Потли. Т. 2. С. 129). Он пишет: «Митрополит является главой епископов, а патриарх также имеет это главенство в отношении митрополитов. А поскольку митрополит является первым и главой епископов, также как патриарх является первым и главой для митрополитов, поэтому и данное Апостольское правило не больше относится к епископам и митрополиту, чем к митрополитам и патриарху, а в равной степени применяется и в том, и в другом случае» (Пидалион. С. 37, сноска 1). Концепция первенства Вселенского Патриарха представлена всесторонне Митрополитом Сардским Максимом и Архимандритом (ныне Митрополитом Тиролойским и Серендийским) Пантелеимоном (Родопулосом). Митрополит Пантелеимон пишет, что Митрополит Максим в главе 6 «говорит о практике Церкви от Четвертого Вселенского Собора до сегодняшнего дня, в которой подтверждается ведущее положение Константинопольской Церкви среди православных автокефальных Церквей (с. 282-336), которое выражается не в форме «восточного папизма», но как вселенская миссия в соработничестве с православными автокефальными Церквями, как каноническая власть в смысле «братской коллективности выраженного служения» («Клирономия». т. 5А. Янв. 1973. С. 164).

В этом отношении обнадеживает пункт 5 Заявления Константинопольского Патриархата, в котором содержится «призыв» к «возобладанию мира и любви Христовой» среди украинского народа. Это совпадает с пожеланиями Священного Синода Русской Православной Церкви в отношении «единства канонической Украинской церкви» и всего Православия. Главное, чтобы они не остались просто пожеланиями и словами, а с помощью всех Православных автокефальных Церквей и, прежде всего, с Божией помощью, воплотились в действие.

Только так может быть реализовано то, чем завершается известное нам 34-е Апостольское правило: «Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух».

Справка :

Панайотис И. Бумис (род. 1934) — греческий богослов, профессор, церковный писатель.

В 1980 году был избран преподавателем и профессором на кафедре канонического права Афинской богословской школы. В 1986 году стал постоянным профессором на той же кафедре. В 2000 году опубликовал свой главный труд — Κανονικόν δίκαιον (Каноническое право).

В разное время был председателем студенческого богословского объединения, заместителем председателя Всегреческого объединения богословов, деканом отделения общественного богословия Афинского университета, генеральным секретарём Отделов по образованию и по связям Элладской Православной Церкви.

В 2002 году сенатом Афинского университета был единогласно избран почётным профессором того же университета.

Автор более 110 богословских и канонических монографий и исследований; многочисленных статей в энциклопедиях, периодических христианских и политических изданиях. Многие из его работ были переведены на другие языки, включая английский, болгарский, грузинский, итальянский, немецкий, румынский, русский, сербский и чешский.

Метки: ,

Комментарии закрыты.