google-site-verification: google21d08411ff346180.html Рабы Божии | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Рабы Божии

Апрель 17th 2016 -

Христианство

Это словосочетание в околоправославной среде смущает многих и порождает множество спекуляций со стороны атеистов. «Православие, – говорят они, – как, впрочем, и все авраамические религии, пронизано человеконенавистничеством и унижает достоинство верующих! Мы не рабы, рабы не мы!». Цель данного экскурса – показать, что «раб Божий» – одно из высочайших наименований, которое мы можем применять к себе.

Итак, почему же все христиане, включая апостолов, называют себя рабами Христовыми? С одной стороны, в этом есть глубочайшее смирение и вера в то, что Иисус есть Сын Божий, есть Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки. С другой же стороны, нельзя не отметить, что Сам Господь употребляет словосочетание «раб Мой» только к определенным лицам: к Аврааму(1), к Моисею(2), к Халеву(3), к Давиду(4), к Елиакиму(5), сыну Халкиину(6), к Иову(7), к Своим пророкам(8) и к Иакову(9) (Израилю), под которым подразумевается весь народ, происходящий от него. Кроме того, Господь называет Своим рабом вавилонского царя Навуходоносора(10), рукою которого Он наказал израильтян за то, что они делали неугодное в Его очах (4Цар.21:15). В некоторых мессианских пророчествах – Своего единородного Сына(11).

Из этого перечисления персонажей Ветхого Завета видно, что они, кроме Единородного Сына Божия, в большей или меньшей степени грешные люди, иногда действующие против воли Божией, но, прибегая к целительной силе покаяния, возвращались к Господу. Однако понятно, что слово «раб» предполагает полное подчинение, тогда как ни Авраам, ни Моисей, ни Давид не были послушны Богу; да и потом, как известно, человек наделён свободной волей, и даже Господь не может её нарушить. Следовательно, употребляя слово «раб», Господь вкладывает в него иной, Божественный смысл. Когда Бог называет кого-либо Своим рабом, этим Он говорит, что этот человек не раб греха (Ин.8:34), не укоренён в нём, что он раб праведности (см.: Рим.6:16-20).

Почему же все христиане дерзают называть себя рабами Божиими, применять к себе столь высокий титул, который носили ветхозаветные пророки и патриархи? Дело в том, что в отличие от ветхозаветных праведников, удостоившихся этого титула отвержением греха и богоугодной жизнью, христиане освобождаются от власти греха в водах Святого Крещения, становясь рабами Божиими. Получается, «раб Божий» – это звание, которое христианин получает даром, только за признание Христа своим Спасителем. Но Крещение не делает человека святым: в нём Господь только даёт нам возможность не грешить, которым, увы, пользуются единицы. Можно сказать, что сразу после Крещения человек встаёт на одну ступень духовного совершенствования с ветхозаветными праведниками, с тем лишь отличием, что последние стояли на последней ступени, для первых же, крестившихся и облекшихся во Христа, эта ступень является первой. Это, кстати, позволяет по-другому взглянуть на традицию древней Церкви, по которой верующие часто крестились уже в зрелом возрасте (в 30 лет и позже): человек должен был духовно дорасти до Святого Крещения и хотя бы приблизиться к званию «раб Божий».

«Нужно возрасти из состояния раба, делающего всё из страха перед господином, сначала в состояние наёмника, желающего награды за свои труды, а уже потом прийти к состоянию сына, делающего всё из любви к отцу»

Все же крещённые во Христа призваны быть детьми Божиими: в молитве Господней мы обращаемся к Нему словами «Отче наш». Мы должны стремиться быть достойными именоваться детьми Отца Небесного. А для этого, по мысли святых отцов (12), нужно возрасти из состояния раба, делающего всё из страха перед господином, сначала в состояние наёмника, желающего награды за свои труды, а уже потом прийти к состоянию сына, делающего всё из любви к отцу. Проблема лишь в том, что немногие крещёные достойны носить даже звание раба Божиего, являясь рабами греха.

Данный экскурс был бы не полным, если бы в нём не было отмечено, что «раб Мой» – это не единственный эпитет, который употребляет Господь к людям. В Ветхом Завете Он называет Авраама Своим другом(13), в Новом же Господь наш Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15). Такое обращение означает полное доверие Господа к тем, кто исполняет то, что Он заповедал (см.: Ин.15:14). Только Своим друзьям Бог открывает тайны домостроительства. Так было с Авраамом, который был избран, чтобы от него произошёл Спаситель после того, как он по Божиему повелению едва не принёс в жертву единственного сына. Так же и апостолы были названы Христом Своими друзьями перед тем, как Он, вверив им великое таинство Евхаристии, добровольно взошёл на крест.

Если на вопрос, что значит раб Божий, поискать ответ в Священном Писании, то в первую очередь это слова святого первоверховного апостола Петра: «…такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, − как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1-е Петр. 2:15-16). Апостол говорит, по сути, о принципиально новом способе восприятия мира, сущность которого − избавление от страстей путем сознательного отказа от них ради Бога.

Раб Божий − это еще и первая ступень спасительной веры, без которой невозможно стать на две последующих − наемника и сына. Если охарактеризовать этот этап становления личности в богопознании словами Священного Писания, то на ум приходит строка из притчей Соломоновых: «Начало премудрости страх Господень» (Притч. 1:7). Такой страх не имеет ничего общего с трусостью − он скорее похож на опасение обидеть того, кого искренне и сильно любишь. Когда человек любит, он всегда в какой-то степени становится рабом своей любви по крайней мере, потому что не может и не хочет без нее жить. Когда человек серьезно чем-то увлечен, нельзя сказать, что он полностью свободен от своего хобби. Но мы относимся ко всему этому вполне нормально, потому что понимаем − без таких привязанностей не бывает развития, а значит, не формируется и личность человека как таковая.

Но если земная любовь к другому человеку может выродиться в обыкновенную похоть, «любовную лихорадку», а увлечение любимым делом − превратиться в настоящую зависимость от него, то любовь к Богу, если ее, конечно, не путают с обычным фанатизмом, ведет к спасению и вечности.

В вечности же те, кто при жизни имел смирение назвать себя рабом Божиим, будет называться Сыном Всевышнего. Об этом во время Своей земной жизни говорил Сам Богочеловек Иисус Христос: «… раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:35-36). Он «принял на себя зрак раба» для того, чтобы сделать рабов тления и смерти сыновьями Божиими. Но для того, чтобы приобщиться к этой Жертве, нужно иметь смелость сказать правду себе о себе же. И через это стать лучше и совершеннее в Том, Кто может сделать из раба Господня бога по благодати…

***
(1)Иак.1:1; 2Пет.1:1; Иуд.1:1; Рим.1:1; 1Кор.7:22; 2Кор.4:5; Гал.1:10; Еф.6:6; Фил.1:1; Кол.4:12; Тит.1:1; Откр.1:1.
(2)Быт.26:24.
(3)Чис.12:8; Нав.1:2,7; 4Цар.21:8; Мал.4:4.
(4)Чис.14:24.
(5) 2Цар.3:18; 2Цар.7:5,7; 3Цар.11:13,32,34,36,38; 3Цар.14:8; 4Цар.19:34; 4Цар.20:6; 1Пар.17:4,7; Пс.88:21; Ис.37:35; Иер.33:21,22,26; Иез.34:23,24; Иез.37:24,25
(6)Ис.22:20.
(7)Иов.1:8; Иов.2:3; Иов.42:7,8.
(8) 4Цар.9:7; 4Цар. 17:13; Иер.7:25; Иер.26:5; Иер.29:19; Иер,35:15; Иер.44:4; Иез.38:17; Зах.1:6.
(9)Ис.41:8; Ис.44:1,2,21; Ис.45:4; Ис.49:5,6; Ис.65:9; Иер.30:10; Иер.33:26; Иер.46:28; Иез.28:25; Иез.37:25
(10)Иер.25:9; Иер.27:6; Иер.43:10.
(11)Ис.49:3,5,6; Ис.52:13; Ис.53:11; Зах.3:8.
(12)См., напр.: прп. Авва Дорофей, поучение четвёртое: о страхе Божием.
(13)Ис.41:8.

Метки:

Оставьте комментарий!