google-site-verification: google21d08411ff346180.html Владимирская икона Божией Матери | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Владимирская икона Божией Матери

Июнь 2nd 2011 -

Владимирские сёла, оклад — Москва, начало XIXв.
На обороте доски — остатки декоративной рамки, надпись «...Соловьёвой». Вероятно, икона — написанная когда-то ещё во «фряжской», позднебарочной стилистике

Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (в память чудесного спасения Москвы в 1395), 23 июня (в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480) и 21 мая (в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521). В древности празднования сопровождались крестными ходами с чудотворным образом или одним из его списков.

Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня.

Икона Божией Матери «Владимирская» согласно церковному преданию, была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Иконография, художественный образ, история реставрации Владимирской иконе

Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев. Согласно летописному сообщению, в 1155 Андрей Боголюбский унес ее с собою во Владимиро-Суздальское княжество, где она хранилась в построенном им Успенском соборе и где она стала почитаться как чудотворная Владимирская. В 1160-е гг. было составлено первое сказание о чудесах иконы (исцеления людей от болезней, помощь Андрею Боголюбскому и его приближенным).

Владимирская икона Божией Матери, с клеймами

Владимирская икона Божией Матери, с клеймами
Конец XVIII, начало XIX в., Ярославль, Ярославский художественный музей

В 1155 сын Юрия, Андрей Боголюбский, взял святыню с собой в северо-восточные земли, поместив ее сначала в Боголюбове, а затем во Владимире и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395, ради избавления русских пределов от нашествия Тимура (Тамерлана), икону перенесли в Москву, воздвигнув на месте ее торжественной встречи Сретенский монастырь; с тех пор она находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву.

Проповеди:

Поученіе 1. Праздникъ въ честь иконы Владимірской Божіей Матери. (Кто хочетъ быть подъ покровомъ Божіей Матери, потомъ долженъ удаляться отъ всякаго грѣха). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Поученіе 2. Празднованіе Владимірской иконѣ Божіей Матери. Прот. Григорій Дьяченко

День Владимірскія иконы Божіей Матери (Исторія празднуемаго событія съ указаніемъ на силу ходатайства Божіей Матери за родъ человѣческій). Прот. Григорій Дьяченко

Празднованіе Владимірской иконѣ Божіей Матери (Много можетъ молитва Божіей Матери). Прот. Григорій Дьяченко

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день праздника Владимирской иконы Божией Матери

В 1395 во время нашествия на Русь татар под предводительством Тимура Владимирскую икону принесли в Москву для моления о покровительстве и спасении города. На месте встречи (сретения) иконы в Москве был основан Сретенский монастырь. Через несколько лет после чудесного избавления Москвы от разорения была составлена повесть об этом событии, в которой Владимирская икона была соотнесена с прославленной византийской Одигитрией, благодаря чему с ней связали сказание о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богородицы с младенцем Христом.

Акафист Пресвятей Богородице в честь чудотворныя иконы Ея Владимирския

Молитвы Пресвятой Богородице перед её иконой «Владимирская»

Еще одним примером заступничества Богоматери Владимирской считаются события 1480, когда хан Ахмат после «стояния на Угре» повернул вспять, отказавшись от битвы; этот год считается годом окончательного освобождения Руси от монголо-татарского ига.

Владимирская икона Божией Матери

ХVI в.,дерево, левкас, темпера, 100 х 74 см, Россия,

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Важнейшей вехой истории иконы стали и те молитвенные упования, итогом которых явилось спасение Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея (1521). Крестные ходы каждый год трижды выносили Владимирскую из Кремля, перед ней венчались на царство русские цари и императоры – все это утверждало ее значение палладиума, верховной святой защитницы России.

Видео: Песня Посвящается Иконе Божией Матери «Владимирская»

В 16 в. в царствование Ивана Грозного, почитание Владимирской иконы достигло своего апогея. Под руководством митрополита Макария была составлена серия сказаний о чудесах Богоматери Владимирской, большинство из которых вошло в главное литературно-историческое сочинение 16 в., т. н. Степенную книгу царского родословия.

Празднество в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери

Почитание на Руси Владимирской иконы Божией Матери. Перевезенцев С. В

С иконы делались многочисленные почитаемые копии-списки. Самые известные из них: два списка начала 15 в., один из которых сделан для Успенского собора во Владимире, другой — для Успенского собора Московского Кремля и список начала 16 в. с клеймами праздников и святыми на полях, хранящийся, как и первый список, в Успенском соборе Московского Кремля.

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате).

Владимирская-Нерехтская икона Божией Матери

XVIII в., Россия,  дерево, темпера, 31,8 х 25,7 см

Список с чудотворной иконы Богоматери Владимирской из соборной церкви девичьего монастыря Сретения иконы Богоматери Владимирской в Нерехте. В монастыре почитались две иконы Бог матери Владимирской. Первый образ был принесен из Ярославля в 1634 года, ярославским жителем Иваном Аверкивым. Тогда же была основана обитель Второй образ год спустя был принес из Успенского собора в Ярославле.

Поскольку иконография этих икон : отличалась от традиционного извода Богоматери Владимирской, то списки с них без поясняющей надписи идентифицировать невозможно. Публикуемый памятник — редчайший пример такого списка.

На протяжении столетий Владимирская ика неоднократно реставрировалась, были надставлены поля, в начале 15 в. на тыльной стороне иконы написали (или поновили древнее изображение) престол с орудиями страданий Христа. Научная реставрация Владимирской иконы была осуществлена в 1918: из-под записей открылась древняя живопись, от которой остались только лики и небольшие фрагменты на одеждах.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Москва

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена — 21 мая/3 июня 1971 г.

История искусств видит во Владимирской иконе замечательный пример «столично»-византийской, константинопольской живописи 12 в., не исключая (в связи с церковным преданием), что это список с более древнего образца. Иконографический тип Елеусы (Умиления), с Младенцем-Христом, прильнувшим к Богоматери, проникнут здесь особо возвышенной и тонкой грацией. Живопись 12 в. сохранилась лишь в ликах, все остальное – поновления 13–19 вв. На обороте изображен престол с орудиями Страстей. После октябрьского переворота 1917 икона, изъятая из Кремля, оказалась в Третьяковской галерее. Компромиссное, «церковно-искусствоведческое» решение было найдено в 2000, когда Владимирскую икону переместили из музейной экспозиции в церковь Николы-в-Толмачах, входящую в комплекс Третьяковской галереи.

Метки:

Комментарии закрыты.