google-site-verification: google21d08411ff346180.html Моздокская икона Божией Матери | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Моздокская икона Божией Матери

Май 17th 2011 -

Моздокская икона Божией Матери

Моздокская икона Божией Матери

Моздокская чудотворная икона Божией Матери принадлежала к числу древнейших святынь Православной Церкви. Часто она называлась Иверской, так как была написана в Иверии, хотя в большинстве случаев необоснованно связывают ее название с известной афонской святыней. Она была написана на деревянной доске по золотому фону. Над ликом Богородицы сокращенно по-грузински написано «Пресвятая», а над Богомладенцем «Иисус Христос». Икона имела серебряную позолоченную чеканной работы ризу. На ризе, в отличие от иконы, Богородица увенчана короной, которую украшал бриллиант. Икона была размером 1 ¾ аршина (1м 25см) в длину и 1 аршин 7 вершков (1м 3 см) в ширину.

Списки с Моздокской иконы преимущественно распространены на Северном Кавказе (Ставропольская, Бакинская, Ростовская-на-Дону, Краснодарская, Майкопская епархии), в Закавказье, части Нижнего Повольжья (Калмыцкая епархия) и Воронежской области.

Летописных и исторических свидетельств о древности Моздокской иконы Пресвятой Богородицы нет. Не сохранились находившиеся в Моздокской Успенской церкви печатная записка и рукописное сказание об этой иконе, а так же архивное дело Кавказской духовной консистории, на основании которых в 1895 году было составлено «Сказание о чудотворной Иверской иконе Божией Матери, находящейся в Успенской церкви города Моздока». Сами первоначальные письменные свидетельства, легшие в основу «Сказания», появились достаточно поздно и основывались на устном предании, которое в свою очередь лишь «согласуется со свидетельствами истории, ими объясняется и подтверждается».

Согласно этим свидетельствам история этой иконы такова. В конце XII — начале XIII столетия в Грузии царствовала (1184 — 1213 гг.) святая благоверная царица Тамара. Это был один из лучших периодов в истории Грузии. Дочь осетинской княгини Бурдухан и жена осетинского князя Давида-Сослана царица Тамара с мудростью государственного управления соединяла святую ревность об утверждении христианства среди подвластных ей горских племен1. До сего дня сохранились остатки храмов2, построенных ею вгорах и ущельях Кавказа и Закавказья3.

В один из таких храмов около осетинского аула Марьям-Кау в Куртатинском округе Тамара прислала икону Божией Матери. По преданию, эта икона была написана придворным иконописцем, человеком благочестивым, подготовившимся к своему труду шестинедельным постом. Образ впоследствии прославился чудесными знамениями. Трижды горела церковь, в которой пребывала эта икона, и каждый раз после пожара ее находили целой на горе, неподалеку от церкви. Видя такое чудо, жители аула стали почитать ее чудотворной.

Со смертью царицы Тамары счастливые времена для Осетии закончились. Орды степняков, предводительствуемые Тамерланом, покоряя Кавказ, ознаменовали свое шествие в 1387—1394 и 1403 годах опустошением городов и сел, разграблением христианских святынь и разрушением храмов. Персы и турки, споря за обладание Осетией, приносили новые беды и новые опустошения. Бедствия Грузии отозвались печальными последствиями и на племенах Кавказа, куда пастыри Церкви приходили из Иверии. Вместо них с проповедью ислама появлялись мусульманские муллы. Осетины, не имея у себя учителей христианской веры, под влиянием Корана начали отпадать от Православия. Хотя большинство осетин не приняли и ислам, а впали в язычество, представлявшее собой синтез христианских, исламских и натуралистических верований. Свет Христовой веры начал угасать у осетин, но они, несмотря на тьму язычества, сохранили уважение к святыне христианских храмов, называя их «дзуарами» — святилищами, а церковным предметам, оставшимся в храмах, приписывали магическую силу. В новом религиозном опыте осетин нашлось место для почитания Пресвятой Богородицы и Ее икон , благодаря чему и сохранилась икона царицы Тамары.

Дальнейшая судьба Иконы связана с возрождением православного христианства на Северном Кавказе. В 1567 году царь Иван Васильевич Грозный основал на реке Тереке город Терки и учредил на Кавказе русское воеводство. Соседи-горцы, общаясь с поселившимися здесь русскими, стали принимать христианство.

Двумя столетиями позже, в 1745 году, когда русское присутствие на Кавказе значительно возросло, императрица Елизавета Петровна учредила в крепости Моздоке особую Осетинскую Духовную Комиссию, целью которой была проповедь среди горцев Православия. В результате деятельности Осетинской Комиссии многие горцы, обращенные в христианство, оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Таким образом, около города Моздока из горцев-христиан образовалось поселение. В целях лучшей постановки христианской миссии и управления кавказскими приходами в 1793 году императрицей Екатериной II учреждена в Моздоке епископская кафедра. Моздокским епископом был определен главный член Осетинской Духовной Комиссии архимандрит Гаий (Такаов).

В первые годы епископства Гаия (предположительно 1796-97 года) к Моздоку прибыла большая группа осетин, переселявшихся на русскую линию из Куртатинского округа. На место своего нового жительства они везли икону Божией Матери, присланную им царицей Тамарой. У Моздока они остановились на ночлег. Ночью от той арбы, на которой находилась Чудотворная икона, был виден чудный свет. Когда на другой день осетины хотели продолжать свой путь, арба с иконой Божией Матери не двигалась с места. Только когда один из них рассказал, что он ночью слышал голос, повелевающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба, они поняли причину происходившего. Как ни тяжело им было расставаться с дорогой святыней, однако они оставили святую икону на указанном месте.

Слух о чудотворной иконе и о всех обстоятельствах прибытия ее скоро дошел до Преосвященного Гаия. С торжественным крестным ходом он вышел из города, совершил перед иконой молебен и намеревался поставить ее в Моздокском кафедральном соборе. Но ему чудесным образом также было открыто, что икона должна оставаться на том самом месте, где провела ночь. Вскоре здесь была построена часовня, где и была помещена чудотворная икона.

В 1797 году вместо часовни был выстроен и освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, при котором образовался женский монастырь. Лес для постройки храма пожертвовали жители станицы Луковской. Примечательным в истории строительства является то, что в станице Луковской, кроме русского казачьего населения, проживали также осетины и кабардинцы.

В 1799 году Моздокскую епархию упразднили. Успенский женский монастырь был закрыт. Хотя епископской кафедры в Моздоке не стало и Успенский монастырь опустел, все же в Успенскую церковь продолжали стекаться богомольцы.

Празднования в честь Моздокской иконы были установлены с первого года ее появления у Моздока. Благочестивый православный народ особо чествовал Святыню в день Успения Богородицы и в день Преполовения Пятидесятницы. Предполагают, что именно в Преполовение Икона оставлена здесь переселявшимися осетинами.

В эти два праздничных дня в просторной ограде деревянной Успенской церкви не было места. Здесь можно было встретить не только православных, но и армяно-григориан, армяно-католиков, лютеран, старообрядцев и даже мусульман. У православных осетин и кабардинцев был обычай приходить накануне праздника к церкви и проводить в молитве всю ночь. Многие из осетинских и кабардинских женщин шли сюда босиком и ночью с молитвой на устах по нескольку раз обходили церковь на коленях.

Чудеса, явленные Матерью Божьей через Моздокскую икону, были многочисленны. Ранние свидетельства о чудесах от Иконы не сохранились. Записывать их стали лишь в начале XIX века. Так о благодатных явлениях от Моздокского образа Богородицы, бывших с 1824 по 1895 год, можно прочитать в «Сказании», а с 1895 по 1917 года во Владикавказских епархиальных ведомостях.

В 1894 году Преосвященный Владимир, епископ Владикавказский и Моздокский получил разрешение Святейшего Синода приносить чудотворную Икону осенью на два месяца во Владикавказ. Принесение Моздокской иконы во Владикавказ являло собой великое торжество, на которое собиралось множество народа со всех окрестностей.

Переносимый Чудотворный образ шествовал по особому, ежегодно составлявшемуся маршруту таким образом, чтобы охватить как можно большее количество приходов на пути следования от Моздока до Владикавказа.

Епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) в 1915 году составлен акафист Божией Матери в честь Ее Моздокской иконы. Акафист был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

До конца 30-хгодов XX столетия4 Моздокская икона Пресвятой Богородицы пребывала в киоте заправым нижним клиросом Моздокского Успенского собора. Сохранилась ли она и где ее местопребывание, до сегодняшнего дня не известно.

Среди списков с Моздокской иконы Божьей Матери в настоящее время прославились чудотворениями и пользуются особым благоговейным почитанием в народе иконы, находящиеся в Успенской церкви г. Моздока (бывшая армянская), Свято-Никольском храме г.Прохладного, Ильинской церкви г.Владикавказа.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.