google-site-verification: google21d08411ff346180.html Икона Божией Матери, именуемой "Новосверженская" | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Икона Божией Матери, именуемой «Новосверженская»

Апрель 4th 2013 -

Память 23 марта/5 апреля

Икона Божией Матери, именуемой "Новосверженская" Эта икона, нарисованная на досках, с золотым фоном, имела для белорусской земли огромную духовную, историческую и художественную ценность.

Согласно преданию, известному уже в начале 17 века, она явилась около 1500 года в рощице, на месте которой сейчас находится церковь Успения Богородицы. В 1650 году была напечатана история чудес иконы, составленная сверженским священником Петром Вагнер-Дунговским. Автор основывал свой труд на аутентичных документах и табличках-вотах, пожертвованных к иконе благодарными людьми. В книге были описаны 70 чудес исцелений от различных болезней и последствий несчастных случаев в период с 1635 по 1650 гг.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и объяснить, что же такое упомянутые «таблички-воты». Воты (от лат. votum) – это весьма распространённая во времена Великого княжества Литовского, да и позже, форма пожертвования к различным святыням. Выполнялись они в виде небольшой таблички из драгоценного металла, на которых писалось молитвенное прошение об исцелении, либо благодарность за исцеление уже совершённое.

Так вот, в архиве Радзивиллов сохранился составленный 27 июля 1651 года «Реестр списания таблиц и табличек серебряных и золота в церкви Сверженской у Пресвятой Девы чудотворной иконы пребывавших». Благодаря ему мы можем узнать «географию» почитания этой святыни. Согласно «Реестру...» возле иконы находилось воты от представителей нескольких десятков шляхетских фамилий Великого княжества, в том числе табличка, присланная в 1645 г. княгиней Радзивилл (католичкой!) из её имения в Белой. Вообще же, от Радзивиллов на протяжении 1645-51 гг. поступило 10 вотов. Среди католиков, почитавших эту православную икону, стоит отметить род Служек, подскарбиев надворных ВКЛ, владельцев Столбцов и основателей там костёла св. Казимира. Кроме этого, у иконы находилось великое множество вотов от окрестных мещан.

В 1754 г. книжка Вагнер-Дунговского была переиздана, дополненная ректором Сверженской семинарии Иннокентием Яскевичем. В неё были внесены новые чудеса, произошедшие в период с 1677 по 1750 гг. а также напечатан акафист иконе. Название этой книги, изданной в Несвиже на польском языке само по себе целый шедевр: «Pelna Piekney iak Xiezyc, lask promieniami swiatu przymierajaca albo Pelnosc nieograniczonych dobrodzejstw Matki Boskiey w Obrazie Swerzenskim zdawna Cudami slynacey, niegdys przez x. Piotra Wagnera Dungowskego, Kanonika Smolen. Plebana Swerzen: Swiatu pokazana; teraz z przydatkiem drugiej czesci z roznych Autentycznych dokumentow zebrany». (О-о-о-о-х-х-х!)
Книга была посвящена жертвователю сверженской церкви, гетману ВКЛ Михалу Казимиру Радзивиллу Рыбоньке, также преданно почитавшим чудотворную икону (его история чуть ниже). В начале книги помещён пангерический стих на герб дома Радзивиллов, скорее всего составленный самим Яскевичем. Далее шла речь-обращение к князю меценату и благодетелю, где упоминался прадед Михала Казимира маршалок ВКЛ Александр Людвик, который был «особенным той Пречистой Девы почитателем, и Её чести охранителем» (именно при его поддержке была напечатана книга 1650 г.), из чего видны давние традиции почитания православной иконы католическим родом Радзивиллов.

Александр Людвик Радзивилл действительно много раз бывал на службе в сверженской церкви и лично засвидетельствовал в ней свои исцеления от неизлечимых до того момента болезней. Его жена, итальянка маркграфиня Лукреция Строцци засвидетельствовала в 1650 г. исцеление по молитве к иконе. В том же году их дочка Сесилия так же избавилась от тяжёлой горячки. Известная аббатиса Несвижского монастыря бенедиктинок Кристина Ефимия Радзивилл 9 октября 1650 года спаслась, молясь перед иконой, от страшного пожара, который охватил в тот момент местечко. Но одним из самых преданных вельможных почитателей святыни являлся, конечно же, Михал Казимир Радзивилл Рыбонька. Давайте дадим слово ему самому и процитируем здесь запись из его дневника, сделанную 7 ноября 1750 года (перевод с польского).

«Возвращаясь из Гродно 21 мая 1749 года, пообедал в Каменце и ненадолго заснул. Проснулся от тяжёлой болезни почечного камня. Болел в Несвиже аж до 19 июня. А 21, когда уже лекарства не помогали, трое докторов посадили в ванну, но тут такие конвульсии начались, что чуть из ванны вынули. Когда меня положили на кровать, видя что уже humana отступает, consilia бросился ad Divina auxilia, и жену мою Франтишку Урсулу из князей Вишневецких Карибутовну Радзивиллову обязывать начал, извещая её: что родители мои меня, на четвёртом году смертельно больного, посвятили Сверженской иконе Пресвятой Девы, и сразу же в то время я выздоравливать начал. От этого получив надежду, что та же МАТЕРЬ БОЖИЯ, которая мне однажды жизнь дала, и второй раз может меня оживить, просил, чтобы сыновей моих Януша и Кароля, и дочерей Теофилию и Каролину к Сверженю cum voto послала. Но только дети мои, т.е. дочки в карету, а сыновья на коней сели, ещё до ворот замковых не доехали, а БОГ милосердный меня избавил и от смерти и от невыносимых мучений, что исходили от камня необычайно большого, величиной с финиковую косточку (Если это не преувеличение, то выжить при выходе такого камня из почек – это поистине чудо! – прим. Д.К.). Тогда дети мои, чтобы поблагодарить Бога и Матерь Наисвятейшую, поехали к Сверженю, а я съездил, как только выздоровел. За эти милости, мне явленные, Господу БОГУ и МАТЕРИ Пречистой я сам, бесконечно благодарения посылая, чтобы это чудо, такое большое, было известно навеки, для лучшей веры и веса слов собственноручно подписываюсь».

Новосверженская святыня пережила все войны, пожары конфессиональные перемены, столь часто посещавшие это местечко, пережила даже послевоенное советское время. Не вынесла она только одного – дикарской богоборческой кампании по закрытию церквей в Столбцовском районе 1961-63 гг... По «идеологически выверенному» плану в районе должна была остаться только одна церковь в Столбцах, в которую надлежало впихнуть то ненужное «строителям светлого будущего» имущество, которое будет растаскано из других закрывающихся церквей. Церковь Успения Богородицы в Новом Свержене как раз относилась к последним... По свидетельству очевидцев древняя икона просто «рассыпалась», когда её швырнули в кузов грузовика, чтобы отвезти в столбцовскую церковь. Быть может, Матерь Божия не вынесла такого святотатского отношения, а может, от грубого обращения рассыпались составляющие икону доски. Но факт остаётся фактом: святыня, насчитывающая пятьсот лет своей славной истории, ставшая источником спасения для тысяч людей и в том числе, для знаменитейших исторических деятелей Великого княжества Литовского была уничтожена едва ли на наших глазах.

К счастью сохранилась гравюра на металле, предназначавшаяся, вероятно, для книги Вагнер-Дунговского, благодаря которой мы можем увидеть хотя бы иконографию этой иконы (гравюра находится в Варшавском архидиоцезиальном музее). Согласно этому изображению, исследователи подтверждают её принадлежность к творениям 16 века, а также отмечают, что данная святыня относилась к лучшим образцам белорусской иконописи указанного периода.

Метки:

Комментарии закрыты.