google-site-verification: google21d08411ff346180.html Ангелы в иконографии Успения Богородицы | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Ангелы в иконографии Успения Богородицы

Сентябрь 2nd 2014 -

"Успение Богородицы", Хора музей, Стамбул

Клеопатра Хатзилия, искусствовед.

Ангелы в Святом Писании, в святоотеческой традиции и в церковных песнопениях выполняют многообразные роли, присутствуют повсюду и совершают Таинства Божии. Изображение ангелов является привилегией христианского искусства, которое после периода иконоборчества давало им определенные образы-роли. Начиная с IV в. их изображают бескрылыми, а начиная с эпохи Юстиниана – с императорскими регалиями.

В гимнографии и иконографии праздника Успения Богоматери Ангелы, прежде всего, славят Богородицу. Они составляют почетную стражу Христа и изображаются в окружающем их сияющем облаке славы – нимбе. Они исполняют роль переносчиков душ, либо направляясь к Христу с покровенными руками, дабы принять из рук Христовых честную душу Богородицы и перенести Ее на небеса, либо стоя вокруг Него и служа ему, подобно дьяконам, со свечами. Иногда мы видим их наказывающими нечестивого Иефония (Афония), а иногда открывающими Врата Небесные для Пресвятой Богородицы. Также они изображаются сопровождающими и направляющими Апостолов, слетающих на облаках по небу со всех концов Вселенной для погребения Пресвятой Богородицы.

Самые ранние иконографические изображения Успения – это икона Пресвятой Богородицы преподобного Луки из монастыря Дафни и выполненная в классическом стиле икона монастыря Хора. Позднее, после XIII в., на весьма сдержанных ранее иконах Успения появляются сонмы Ангелов, спускающихся и возносящихся к открытым Небесным Вратам или сопровождающих Пресвятую Богородицу в ее небесное жилище.

Икона Успения Пресвятой Богородицы монастыря Хора

Источником иконописных изображений ангельских сонмов, отверзающих Небесные Врата и таинственно принимающих Богоматерь, являются песнопения праздника: «Превыше же пресвятыя и старейшия Ангельския Силы, чудеси дивящеся, приникше друг ко другу глаголаху: возмите ваша Врата, и восприимите Рождшую небесе и земли Творца» (Праздничная вечерня, стиховна на славе).

В целом, можно констатировать постепенное увеличение роли Ангелов в иконографии Успения. Они предстают как посланники и исполнители воли Божией, как почетная стража Христова, они переносят души умерших и наказывают нечестивого Иефония, а также в роли почетной стражи Пресвятой Богородицы приветствуют и прославляют Ее, подобно тому, как народ встречал вернувшегося с победой императора при его триумфальном въезде в Царьград.

Во всех изображениях Ангелов вокруг Пресвятой Богородицы преобладают императорские мотивы. Они составляют почетную стражу и поклоняются Всеавгустейшей и сидящему на материнском троне воплощенному Слову.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Метки:

Оставьте комментарий!