«Две правды „патриарха“ Филарета»

Октябрь 31st 2014 -

Филарет (Денисенко)

Протоирей Николай Данилевич

Всем известно, что нынешний глава УПЦ КП Филарет (Денисенко) достаточно долгое время был Предстоятелем канонической Украинской Православной Церкви.

У нас сегодня есть возможность ознакомиться с тем, что и о чем говорил бывший Предстоятель УПЦ, на чем он акцентировал внимание верующих людей, хотел донести до украинского народа ...

Теперь он называет нашу Украинскую Православную Церковь «московской», «пятой колонной Кремля». Но когда Филарет еще был в УПЦ, то имел совсем другие настроения и суждения по вопросам самовольного провозглашения автокефалии, существование УАПЦ, раскола, сотрудничества Церкви и государства, захвата культовых сооружений, даже речи богослужения т.д.

В те не столь уж далекие времена тогдашний митрополит Филарет очень радовался получению современного статуса УПЦ – «самоуправление с правами широкой автономии», называя возглавляемую им тогда Церковь независимой, самостоятельной и в течение двух лет всячески воспевая этот важный шаг УПЦ в официальных церковных СМИ. Никогда митрополит не называл управляемую им Церковь «Московский Патриархат», всегда четко акцентируя на том, что это именно Украинская Православная Церковь.

Информационная политика в Украинской Православной Церкви во времена Предстоятельства митрополита Филарета была построена таким образом, что УПЦ – каноническая часть Мирового Православия, а УАПЦ – безблагодатные раскольники. (Кстати, методы УАПЦ в конце 80-х в начале 90-х годов прошлого века были такие же, которыми сегодня активно пользуется УПЦ КП. Аналогичная направленность пропаганды и риторики, ведь УПЦ КП по своему информативному наполнению и стилю действий сегодня является отражением тогдашней УАПЦ).

У нас сегодня есть возможность ознакомиться с тем, что и о чем говорил бывший Предстоятель УПЦ, на чем он акцентировал внимание верующих людей, хотел донести до украинского народа. Ценность для всех, кто хочет знать всю правду, сегодня представляет официальное издание УПЦ – журнал «Православный вестник», издававшийся ежемесячно Киевской митрополией УПЦ. Этот журнал является своего рода предшественником нынешнего официального сайта УПЦ, ведь оттуда мы можем почерпнуть информацию о том, какие решения принимал Священный Синод, куда совершал визиты Предстоятель и т.п. Также в этом издании вниманию читателей предлагались обращение Священного Синода и Предстоятеля УПЦ, интервью Предстоятеля, которые он давал светским и церковным журналистам.

Хотелось бы остановить внимание читателей на отдельных фрагментах из документа под названием «Послание Блаженнейшего Филарета, митрополита Киевского и всея Украины и епископата Украинской Православной Церкви к клиру, монашествующим и всем верным чадам Святой Украинской Православной Церкви по случаю предоставления независимости и самостоятельности в Ее управлении», опубликованного в первом номере журнала «Православный вестник» с января 1991 года на страницах 6-9.

«Чудесное провидение Божье привело нашу Святую Украинскую Православную Церковь к тому радостного исторического дня, когда Она стала независимой и самостоятельной в управлении ...»

Вот такие слова в этом историческом обращении, под которым поставили свои подписи тогдашний Предстоятель УПЦ митрополит Филарет и члены Священного Синода УПЦ.Что изменилось с тех лет и сегодня в новом (для того времени) статусе УПЦ? Почти ничего. Однако важно не это, а то, с каким трепетом и воодушевлением Священноначалие УПЦ под руководством Филарета в 1991 году восприняло этот факт.

Сегодня же риторика уже лидера так называемой УПЦ КП Филарета совсем другая. Он признает официальный статус УПЦ, которому в 1991 году был несказанно рад. Однако сегодня постоянно утверждает, что эта независимость является лишь номинальной, а на самом деле УПЦ зависит от РПЦ.И в 1991 году он почему-то не делал подобных акцентов:

«Эти решения (о предоставлении нового статуса УПЦ, – авт.) Архиерейского Собора (РПЦ, – авт.) свидетельствуют о том, как сердечно заботится о нас Святая Матерь Церковь. Предоставив независимость и самостоятельность в управлении, Матерь Церковь не оставляет нас без своей молитвенной опеки, и мы – ее дети – неразрывно соединяемся с Ней и всей Вселенской Церковью ... Украинская Православная Церковь будет руководствоваться Божественными и священными канонами и тем богатым наследием и обычаями, которые приняты Ею от Святых отцов Святой Вселенской Православной Церкви. Осуществляя свое служение, наша Церковь всегда шла и будет дальше идти дорогой праведного Авеля, а не дорогой Каина, на которую хотят толкнуть Ее антицерковные силы».

Читая эти прекрасные возвышенные слова, чувствуешь, что епископат во главе с тогдашним Предстоятелем митрополитом Филаретом ценит свое единство с РПЦ, уважает канонический строй и голос Всемирного Православия.

В последнем предложении очень точным является сравнение УАПЦ с Каином, а УПЦ Авелем, а упоминание антицерковных сил, которые толкают на путь брата-убийцы, является прямым намеком на те организации, услугами которых в свое время активно пользовались представители УАПЦ.

Однако когда Филарет становится предстоятелем УПЦ КП, все эти слова уходят в небытие. Он сам выбирает путь, который еще год до этого считал гибельным, попирает каноны, которые так ценил, а в довершение всего УПЦ КП в отстаивании своих интересов теперь пользуется услугами тех же антицерковных сил, с которыми прежде не гнушались сотрудничать представители УАПЦ.

«Вот и сегодня сторонники так называемой „Украинской автокефальной православной церкви“, которая имеет всего лишь 70-летнюю историю, объединившись с греко-католиками восточного обряда, при поддержке сил экстремистского характера разрывают не только хитон Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, но сеют вражду и братоненавистничество среди украинского народа. Так, в воскресенье 28 октября они приехали из западных областей Украины в Киев, обступили Софийский собор, чтобы не допустить служение Божественной литургии по случаю предоставления самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви... К сожалению, этим позорным делом руководили некоторые депутаты украинского парламента».

Ничего не напоминает? Стойкое ощущение того, будто события повторяются в 1991, 1992 и 2014 годах, но с разными действующими лицами. Все то же: объединение с неправославными конфессиями, поддержка сил экстремистского характера, автобусы из других городов/регионов, недопущение к богослужению в храм, поддержка депутатов...

Разница лишь одна: то, что происходило в 1991 году, было по инициативе УАПЦ, а то, что было в 1992 году и происходит сейчас, инициировано УПЦ КП во главе с тем же бывшим митрополитом Филаретом.

«В храмах нашей Святой Церкви мы молимся на церковнославянском языке, языке святых славянских учителей Кирилла и Мефодия. Этот язык свидетельствует о том, что все славянские народы веками стоят на основе молитвенного единства, это язык святого Владимира Крестителя нашего, это язык, на котором молились мужественные украинские казаки. Поэтому славянский язык для наших верующих людей стал языком традиционным, святым... Вопрос языка (богослужения – авт.) должны решаться не самовольно и стихийно, как кому вздумается, а за архипастырским благословением».

Сегодня одним из аргументов противников УПЦ является именно вопрос языка богослужения. Как видим, тогдашний митрополит Филарет не считал церковнославянский язык «русским», «москальским», «староболгарским», а называл его традиционным и святым.

И так же вопрос определения богослужебного языка на приходах тогда относился к компетенции епархиального архиерея.

«Как можно молиться, причащаться Тела и Крови Христовых, отколовшись от Его Святой благодатной Церкви»

Такой вопрос содержится в обращении и адресовано оно к представителям УАПЦ. Не пустыми для митрополита Филарета были понятия благодатности и принадлежности к канонической Церкви. Но если бы тогда он знал, что сегодня тот же вопрос можно будет задать ему лично и его сторонникам.

«...Давайте вместе будем... строить самостоятельную и независимую Украинскую Православную Церковь на канонических основах. Разделение и предательство – это большой грех, который, по словам святых отцов, не смываем даже мученической кровью».

Строительство независимой и самостоятельной Церкви на канонических началах – это именно то, к чему сегодня представители УПЦ призывают все православные конфессии Украины. Однако у бывшего митрополита Филарета сейчас кардинально изменились приоритеты. УПЦ КП постоянно подчеркивает, что УПЦ не должна учитывать мнения Поместных Православных Церквей мира и просто, зоглядаючись на каноны и уставы, должна объединиться с этой конфессией.

«Какая может быть святость там, где нет благодати Божией, а лишь одно название? Так называемая „Украинская Автокефальная Православная Церковь“ возникла не на канонической основе, а на расколе и в связи с политической ситуацией в Украине. Для самостоятельной и независимой жизни нашей Церкви мы получили самое главное, теперь успех управления Церковью в наших руках».

Теми же словами сегодня можно спросить всех тех, кто говорит, что признание в православном мире ничего не стоит, что Святой Дух «дышит там, где хочет», а каноны – ненужные пережитки прошлого.

Так называемая УПЦ КП сегодня активно использует политическую ситуацию в Украине, хотя в 1991 году для тогдашнего митрополита Филарета такие методы были недопустимыми. Тогда он признавал статус УПЦ достаточно самостоятельным для существования Церкви. Что изменилось с тех пор для Филарета, всем хорошо известно. Однако неужели мы можем поставить вышеупомянутые слова обращения Священного Синода и тогдашнего Предстоятеля УПЦ в ничто? Неужели все те принципы, которые исповедуются в этой замечательной речи, теперь стали для людей пустым звуком?

Источник: портал «РЕЛИГИЯ и СМИ»

Метки:

Оставьте комментарий!