Каноны на Страстную седмицу преподобного Космы, епископа Маіумского

Октябрь 25th 2011 -

Трипѣснецъ на великій Понедѣльникъ
Двупѣснецъ на великій Вторникъ
Трипѣснецъ на великую Среду
Канонъ на великiй Четвертокъ
Трипѣснецъ на великій Пятокъ
Канонъ на великую Субботу

Проф. Е.И. Ловягинъ. Каноны на Страстную седмицу

Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежатъ знаменитому Пѣснописцу 8-го вѣка — св. Козьмѣ, Епископу Маіумскому, кромѣ канона на Великую Субботу, который отчасти принадлежитъ ему, отчасти Марку, Епископу Идрунтскому, жившему въ 9-мъ вѣкѣ, и отчасти благочестивой инокинѣ Кассіи, жившей въ 9-мъ же вѣкѣ.

Подобно тому, какъ для утренняго богослуженія предшествующихъ седмицъ Святой Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипѣснцы и четырехпѣснцы, которые въ теченіи недѣли какъ бы составляютъ одинъ канонъ съ шестикратнымъ числомъ 8-хъ и 9-хъ пѣсней, т. е. на Понедѣльникъ пѣсни 1-я, 8 и 9-я, на Вторникъ — 2-я, 8 и 9-я, на Среду — 3-я, 8 и 9-я, на Четвертокъ — 4-я, 8 и 9-я, на Пятокъ — 5-я, 8 и 9-я, на Субботу — 6-я, 7, 8 и 9-я; точно также первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, съ тѣмъ только различіемъ, что св. Козьма опустилъ въ нихъ 2-ю пѣснь (падающую на великій Вторникъ), какъ это обыкновенно дѣлается въ канонахъ праздничныхъ, и на великій Четвертокъ по причинѣ особенной торжественности сего дня вмѣсто трехъ пѣсней (4-й, 8 и 9-й) составилъ полный канонъ изъ осьми пѣсней. Всѣ же сіи пѣснопѣнія на великую седмицу св. пѣснописецъ соединилъ слѣдующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шестистопными стихами:

Τ δευτέρ, τρίτ τε τετράδι ψαλ (въ понедѣльникъ, вторникъ и среду воспою),
Τ μαϰρ πέμπτ μαϰρν μνον ξάδω (въ великій четвертокъ продолжительную пѣспь воспѣваю),
Προσάββατον τε σάββατον μέλπω μέγα (въ пятницу и великую субботу пою).

По первому стиху расположены въ послѣдовательномъ порядкѣ начальныя буквы ирмосовъ и тропарей трипѣснца на великій Понедѣльникъ, двупѣснца на великій Вторникъ и трипѣснца на великую Среду; по второму — ирмосы и тропари канона на великій Четвертокъ; а по третьему — ирмосы и тропари трипѣснца на великій Пятокъ и 6-й, 7, 8 и 9-й пѣсней канона на великую Субботу. Въ послѣдствіи времени, для бóльшей торжественности богослуженія великой Субботы, Епископъ Идрунтскій Маркъ составилъ тропари 1-й, 3, 4 и 5-й пѣсней по акростиху: ϰα σμερον δ (и нынѣ же), и заимствовавъ для сихъ пѣсней бывшіе еще прежде него въ церковномъ употребленіи ирмосы, приписываемые инокинѣ Кассіи (стоящіе внѣ акростиха), присоединилъ ихъ къ пѣснопѣніямъ св. Козьмы и составилъ такимъ образомъ полный канонъ на великую Субботу съ шестистопнымъ ямбическимъ акростихомъ:

Κα σμερον δ σββατον μλπω μγα.

Содержаніемъ сихъ каноновъ служитъ изображеніе дѣйствій Господа нашего Іисуса Христа въ послѣдніе дни земной Его жизни и окружавшихъ Его лицъ, соотвѣтственно каждому изъ великихъ дней страстной седмицы. Въ понедѣльникъ воспоминается вольное шествіе Господа на страданія и послѣднія назидательныя бесѣды Его съ учениками ο смиреніи, взаимной любви и плодоношеніи добрыхъ христіанскихъ дѣлъ; во вторникъ — поученія Его, сказанныя въ притчахъ ο десяти дѣвахъ, ο талантахъ и ο послѣднемъ судѣ; въ среду — возліяніе на главу Его мѵра женою грѣшницею и преданіе Его Іудою книжникамъ и фарисеямъ; въ четвертокъ — совершеніе тайной вечери, преподаніе ученикамъ таинъ Тѣла и Крови Христовой, умовеніе ногъ, молитва Его къ Отцу небесному въ саду Геѳсиманскомъ и предательство Іуды Искаріотскаго; въ пятокъ — страданія Спасителя на судѣ предъ первосвященниками іудейскими и правителями языческими и крестная смерть Его; въ субботу — погребеніе и сошествіе Его во адъ, какъ Побѣдителя надъ смертію и врагами нашего спасенія. Всѣ сіи предметы изображаются въ пѣснопѣніяхъ по большей части священными словами Евангелія, которыя сами по себѣ сколько возвышенны и сильны, столько же поучительны и трогательны для всякаго вѣрующаго слушателя.

По напѣву своему означенныя пѣснопѣнія на великій Понедѣльникъ, Вторникъ и Среду относятся ко 2-му гласу, а на прочіе дни къ 6-му, который по свойству своему преимущественно предъ всѣми гласами церковными располагаетъ душу къ сердечному сокрушенію и глубокому благоговѣйному умиленію.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии закрыты.