Дар дислексии

Август 6th 2015 -

Дар дислексии

Рональд Д. Дейвис

Глава 8. Проблемы с математикой

Не у всех дислектиков имеются проблемы с математикой. Когда же они есть, то это называется акалъкулия или дискалъкулия. Многие общие для дислектиков трудности с математикой являются результатом тех методов, которые применяются при попытках учить выполнять арифметические действия. Но у дислектика имеется лежащая в основе проблема, которая может сделать изучение математики трудным, если вообще возможным, делом.

Причины акалъкулии и дискалькулии можно непосредственно связать с искажениями ощущения времени, что является распространенным явлением среди детей с дислексией. Они возникают одновременно со зрительной и слуховой дезориентацией, а также с нарушениями ощущения равновесия и движения.

Часы, показывающие внутреннее ощущение времени

Каждый человек в той или иной степени испытывает искажения ощущения времени. Обычно это связано с эмоциональными состояниями скуки и возбуждения. Когда вам становится скучно, ваши внутренние часы начинают идти быстрее, и создается впечатление, что время тянется. Когда вы приходите в состояние возбуждения, ход ваших внутренних часов замедляется и кажется, что время летит. Эти искажения очень незначительны по сравнению с теми, которые испытывает дислектик в периоды дезориентации. Если дислектик является по профессии танцором, спортсменом или пожарником, то его способность ощущать время в замедленном режиме может быть большим преимуществом. Вот почему некоторые танцоры и баскетболисты могут двигаться так, что создается впечатление, будто они «парят в пространстве».

Я думаю, что теоретически, с точки зрения биохимических процессов, ощущение времени у человека в основном управляется количеством допамина в нейротрансмиттерах вокруг синапсов головного мозга. Чем больше количество допамина, тем быстрее идут внутренние часы. Чем быстрее они идут, тем больше кажущееся замедление астрономического времени. Чем меньше допамина, тем медленнее идут часы. Кажется, что ход астрономического времени ускоряется. Складывается впечатление, что проявления дезориентации вызывают изменения в количестве допамина, которое вырабатывается и распределяется в мозгу.

Дезориентация — это постоянный психический спутник детей с дислексией. На протяжении всех детских лет искаженное восприятие для них так же обычно, как реальное восприятие. По этой причине у большинства детей с дислексией ощущение времени развито плохо. У обычных детей ощущение времени скорее имеет последовательный характер. К семилетнему возрасту они могут определять течение времени достаточно точно. У дислектика же никогда не было последовательного ощущения времени, так что для него может быть невозможным определить его ход.

Без наличия внутреннего ощущения времени понимание концепции последовательность — то, как вещи следуют друг за другом, одна после другой, — было бы трудным, если вообще возможным. Даже простой счет — это вопрос последовательности. Так что у семилетнего дислектика тоже может отсутствовать эта внутренняя концепция.

Без наличия концепций времени и последовательности четкое понимание концепции"порядок как противоположность беспорядку" ставится под сомнение.

Основные положения математики

Вся математика, от простой арифметики до астрономических исчислений, состоит из порядка (как противоположности беспорядку), последовательности и времени. Дети, у которых есть внутреннее ощущение этих трех концепций, могут учить и понимать математику. Для детей, которые не обладают этими концепциями, изучение математики сводится к запоминанию. Степень, до которой они смогут применять математику, ограничивается их способностью запоминать механически выполняемые действия. Без понимания этих базовых концепций никогда не будет настоящего понимания предмета или его принципов.

Для того, чтобы дислектик мог изучать математику, ему необходимо освоить следующие основные положения:

1.Время, что означает измерение изменений относительно стандарта.

2.Последовательность, что означает способ, согласно которому вещи следуют друг за другом, одна после другой, по количеству, размеру, времени или по важности.

3.Порядок, что означает нахождение вещей на их должных местах, в их должных положениях и в их должных состояниях.

Как только эти концепции будут освоены, можно освоить правильный счет. Тогда изучение арифметики может превратиться из тяжелой работы в радость.

Интересное попутное замечание — математика и музыка состоят из одних и тех же трех элементов: порядка, последовательности и времени. Они просто выражаются разными средствами. Поэтому не должно вызывать удивление то, что многие великие математики являются также прекрасными музыкантами, и наоборот.

Глава 7 /Начало / Глава 9

Метки:

Оставьте комментарий!