Страшный Суд. Картины

Февраль 25th 2011 -

«Страшный суд». Ганс Мемлинг. (1473). Гданьск, Поморский музей.

По обе стороны от Христа два или четыре Ангела, трубящих в трубы; внизу на земле живые и воскресшие люди: по правую руку Христа Ангелы отводят праведников в Рай, по левую — демоны низвергают грешников в Ад

Страшный Суд. Ян ван Эйк
1420—1425, дерево, масло
Музей искусств Метрополитен, Нью Йорк
Галерея сайта "Агиогра

Лукас ван Лейден. Страшный Суд.

Фра Беато Анджелико. Страшный Суд (1431). Флоренция. Музей Сан Марко

Композиция служила верхней частью кафедры, предназначавшейся для священнослужителя во время большой мессы, чем и объясняется ее необычная форма. Вершина композиции с изображением Христа-судии вытянута в виде мандорлы, обрамленной ангелами, и фланкированной по обеим сторонам фигурами Мадонны и Иоанна Крестителя; по двум коротким диагоналям расположены святые и апостол. В боковых прямоугольных ответвлениях композиции изображены Рай и Ад, а в центре представлена сцена Воскресения мертвых, отверстые могилы которой объединены общей перспективой, ведущей взгляд зрителя в глубину пространства, к блекло-синему горизонту. Единственную параллель подобному замыслу можно найти в Раке Святого Зиновия Гиберти и в его же Истории Исаака на Райских дверях. Анджелико не мог заимствовать данный прием изображения непосредственно оттуда — рельеф Чудо Святого Зиновия был исполнен около 1437 года, а работа над Историей Исаака велась в 1429—1436 годах, но отмеченная аналогия почти не оставляет сомнения в том, что Гиберти в то время был наставником Анджелико.

Это подтверждает также трактовка фигур грешников, напоминающих персонажей известных драматических сцен Гиберти: Изгнания торгующих из храма с первых бронзовых дверей и Взятия под стражу Иоанна Крестителя для купели сиенского баптистерия. Экспрессивность фигур проклятых заставляет усомниться: в какой мере можно приписывать Анджелико исполнение этой части композиции. Христос, святые и апостолы в верхнем регистре картины — почти целиком собственноручная работа живописца, но изображение ангелов в сцене слева по уровню мастерства значительно ниже подобных мотивов Мадонны из Франкфурта, они могли быть написаны тем самым помощником, который сотрудничал с Анджелико в украшении Миссала № 558. Страшный суд не был крупным заказом; решение художника частично возложить его исполнение на мастерскую наводит на мысль о том, что сам Анджелико был в это время занят более важной работой. Ею не был еще триптих Линайуоли, заказанный в 1433 году, но непосредственно предшествовавший ему алтарь Благовещения.

Джотто. Страшный Суд (1304—1306).

Падуя. Капелла Скровеньи.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.