google-site-verification: google21d08411ff346180.html Закланная икона Божией Матери | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Закланная икона Божией Матери

Февраль 2nd 2011 -

.

Е. Поселянин в своей книге рассказывает следующее:

«Один паломник, думая по своему невежеству, что рука эта нетленна по святости, тайным образом откусил от нее частичку, и рука тотчас же рассыпалась. Впрочем, пальцы целы, и они черны, как уголь. Эту руку и теперь еще показывают паломникам, в страх преступлений…».

В начале XXв., на Афоне, свершилось еще одно чудо, связанное с этой иконой: в храм святого Вмч. Димитрия Солунского, где находилась Закланная, пришел помолиться один иерей. Целуя икону, он прикоснулся к ране. Запекшаяся кровь слетела с иконы и осыпала священника. И едва только он переступил церковный порог, как упал замертво…

Особую роль чудотворный образ сыграл и в новейшей истории.

В девяти км. от Киева, на самой высокой горе — «Китае» расположена обитель — Китаевская Пустынь, по преданию основанная еще в XII в. князем Андреем Боголюбским. Удаленный от мирской суеты, дивной красоты монастырь в народе получил название «Киевский Афон“.

В конце 1990-х гг. на глазах ошеломленных монахов на территории монастыря появились незваные гости, называвшие себя рыцарями «Ордена тамплиеров». Приор ордена объяснил, что для них великая честь обосноваться в таком «благостном месте». Но совсем иная точка зрения была на это у насельников монастыря и киевлян: православные горожане в один из декабрьских дней подошли крестным ходом к Китаевской Пустыни и выдворили незваных гостей с территории монастыря. «Пришли на крестный ход наместники всех монастырей Киева, священнослужители, монахи, — в общем, все было грандиозно и мощно, — вспоминает Наместник монастыря архимандрит Прохор — И знаете, отрадно, что люди не боятся, а готовы даже в наше время жизнь свою положить для защиты Православия». Но представители Ордена не сложили рук… Чего только не пережили Наместник и братия обители! У кого искать помощи? Братия взмолилась. И чудесная помощь пришла свыше: ситуация изменилась после появления в монастыре Ватопедской Закланной иконы Пресвятой Богородицы (образ был передан в дар обители одним из Киевских фондов).

С большим усердием братия молилась пред явленным образом и ежедневно совершала крестный ход с иконой вокруг обители. Взбранная Воевода все расставила по своим местам: тамплиеры бежали, а в обители воцарились мир и благодать. Понятными, как никогда, стали слова акафиста Богородице: «…радуйся, Еюже воздвижутся победы, радуйся, Еюже низпадают врази…».

Согласно описи ризницы Китаевской пустыни, составленной в конце XIX в., среди многих почитаемых икон находилась и «икона Ватопедской Пресвятой Богородицы». Какая именно — опись умалчивает. Но, исходя из событий 90-х., можно предположить, что переданная фондом икона Ватопедской Закланной Божией Матери не явилась, а вернулась в монастырь, спустя годы.

Многое изменилось с тех пор, но ежедневный крестный ход с малым списком иконы стал традицией. А сам образ, украшенный серебряной ризой, помещен в Троицком храме. Помимо молитвенных приношений Богоматери, благодарные христиане приносят на Ее икону и вещественные знаки почитания:

…молодая мама с младенцем, передавая золотой крестик, просит повесить его на икону Божией Матери. На вопрос: « За какую именно благодатную помощь вы хотите отблагодарить Божию Матерь?» последовал ответ: « Это чудо я держу на руках».

Чудотворная икона Богородицы Закланной находится в нартексе часовни Святого Дмитрия, что севернее главного храма монастыря Ватопед. Согласно преданию, один дьякон, ответственный за порядок в церкви, часто опаздывал на монастырскую трапезу, вследствие исполнения своего долга. Однажды он остался и вовсе без обеда, так как трапезарь отказался его обслужить и назвал его чревоугодником. Дьякон вернулся в храм в расстроенных чувствах и пожаловался Богородице, что он целый день честно несет службу, но его лишают законный пищи. Ослепленный гневом, он схватил нож и вонзил его в лик Богородицы. В тот же миг из пореза начала течь кровь, а сам дьякон ослеп и пал перед иконой в безумстве. Последующие три года он провел в стасидии перед иконой, плача и моля о прощении. Наконец, Богородица даровала прощение монаху и излечила его, но, в качестве наказания, оставила не прощённой его руку, которая нанесла удар. Так, когда после его смерти, по афонскому обычаю, открыли его кости, обнаружили, что рука его осталась почерневшей и не разложившейся. Эта рука и по сей день хранится в ларце в монастыре Ватопед.

Богородица, держащая в своих объятиях на левой руке младенца Христа, правой рукой поддерживает Его левую ногу. Христос слегка запрокинул голову и смотрит на свою Мать; в Его левой руке закрытый свиток, а своей правой рукой Он благословляет верующих.

Икона украшена серебряным окладом с позолотой, оставляющим непокрытыми только лики двух фигур. Позолоченные нимбы украшены растительным орнаментом, а на нимбе Богородицы сияет корона. В нижней части иконы, в овальном медальоне, читается надпись: "Оклад этой чудотворной иконы был создан трудами архимандрита Дионисия Ватопедского, в 1859 году ".

С точки зрения иконографии икона Богородицы Закланной представляет собой изменённый тип Богородицы Одигитрии, где Божья Матерь изображается анфас. Другое отличие заключается в том, что Богородица на этой иконе не поднимает свою правую руку в жесте благословления, а выражает всеобъемлющую материнскую любовь, поддерживая левую ногу Младенца Христа на уровне щиколотки. Этот элемент иконографии символизирует будущие Страсти Христовы и встречается в мозаичных иконах монастыря Дафни конца XI века, а также в городе Трикала (1285).

В нартексе часовни Святого Дмитрия, пристроенной к главному храму монастыря, над фреской Богородицы Закланной, сохранилась фреска — копия 1791 года, где изображается сам монах, наносящий ножом удар в лик Богородицы. На другой фреске, напротив иконы Богородицы Закланной также изображается дьякон, совершивший этот нечестивый поступок.

По своим стилистическим особенностям икона Богородицы Закланной датируется первой четвертью XIV века.

Чудотворная икона Богородицы Закланной находится в нартексе часовни Святого Дмитрия, что севернее главного храма монастыря Ватопед. Согласно преданию, один дьякон, ответственный за порядок в церкви, часто опаздывал на монастырскую трапезу, вследствие исполнения своего долга. Однажды он остался и вовсе без обеда, так как трапезарь отказался его обслужить и назвал его чревоугодником. Дьякон вернулся в храм в расстроенных чувствах и пожаловался Богородице, что он целый день честно несет службу, но его лишают законный пищи. Ослепленный гневом, он схватил нож и вонзил его в лик Богородицы. В тот же миг из пореза начала течь кровь, а сам дьякон ослеп и пал перед иконой в безумстве. Последующие три года он провел в стасидии перед иконой, плача и моля о прощении. Наконец, Богородица даровала прощение монаху и излечила его, но, в качестве наказания, оставила не прощённой его руку, которая нанесла удар. Так, когда после его смерти, по афонскому обычаю, открыли его кости, обнаружили, что рука его осталась почерневшей и не разложившейся. Эта рука и по сей день хранится в ларце в монастыре Ватопед.

Богородица, держащая в своих объятиях на левой руке младенца Христа, правой рукой поддерживает Его левую ногу. Христос слегка запрокинул голову и смотрит на свою Мать; в Его левой руке закрытый свиток, а своей правой рукой Он благословляет верующих. Икона украшена серебряным окладом с позолотой, оставляющим непокрытыми только лики двух фигур. Позолоченные нимбы украшены растительным орнаментом, а на нимбе Богородицы сияет корона. В нижней части иконы, в овальном медальоне, читается надпись: "Оклад этой чудотворной иконы был создан трудами архимандрита Дионисия Ватопедского, в 1859 году ".

С точки зрения иконографии икона Богородицы Закланной представляет собой изменённый тип Богородицы Одигитрии, где Божья Матерь изображается анфас. Другое отличие заключается в том, что Богородица на этой иконе не поднимает свою правую руку в жесте благословления, а выражает всеобъемлющую материнскую любовь, поддерживая левую ногу Младенца Христа на уровне щиколотки. Этот элемент иконографии символизирует будущие Страсти Христовы и встречается в мозаичных иконах монастыря Дафни конца XI века, а также в городе Трикала (1285).

В нартексе часовни Святого Дмитрия, пристроенной к главному храму монастыря, над фреской Богородицы Закланной, сохранилась фреска — копия 1791 года, где изображается сам монах, наносящий ножом удар в лик Богородицы. На другой фреске, напротив иконы Богородицы Закланной также изображается дьякон, совершивший этот нечестивый поступок.

По своим стилистическим особенностям икона Богородицы Закланной датируется первой четвертью XIV века.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.