google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Симеон Столпник | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Симеон Столпник

Сентябрь 13th 2010 -

Серебряная табличка с позолотой, посвященная Симеону Столпнику, к. VI в., Musée du Louvre, Париж.

Серебряная табличка с позолотой, посвященная Симеону Столпнику, к. VI в., Musée du Louvre, Париж.

Видео № 1: Монастырский комплекс Калъат-Симъан, 476-490 гг...

Видео №2: отрывки из короткометражного фильма «Симеон-пустынник» (1965) Луиса Бунюэля, вольно интерпретировавшего историю столпника

Отшельнический вид служения возник на самой заре христианства в пустыне Египта и в Иудее, а затем в известняковых горах Сирии. Однако столпники отличаются от остальных анахоретов.

Наиболее яркие фигуры этого аскетического движения — два Симеона (Симеон Младший жил в VI веке н. э. — Прим. ред.). Еще при жизни они становились святыми для тех, кто искал благодати. И это коренным образом отличается от известной до того времени модели обретения святости — мучениками после их смерти. Святость столпников провозглашалась народом, а не церковью», — Иоанна Рапти, автор курса «История искусства и археологии раннехристианских народов, коптов и византийцев» в Школе Лувра.

Симеон Столпник Старший и Симеон Столпник Младший, до 1666 г., икона, предположительно написанная Юсуфом аль Муссавиром (Алеппо, Сирия), коллекция Абу Адаля

Симеон Столпник Старший и Симеон Столпник Младший, до 1666 г., икона, предположительно написанная Юсуфом аль Муссавиром (Алеппо, Сирия), коллекция Абу Адаля

Симеон Столпник Младший, изгоняющий дъявола, дата неизвестна, Wellcome collection, Лондон

Симеон Столпник Младший, изгоняющий дъявола, дата неизвестна, Wellcome collection, Лондон

В Антиохии со временем появляется несколько живых святых. Это явление имело большое духовное значение, но не будем также забывать и о его социальной и даже экономической важности. Ведь каждый столпник привлекал множество паломников, что не могло не сказаться на окружающих селениях.

К тому же движение столпников породило создание новых произведений искусства и архитектуры. Таких, как наша табличка со змеем. Вот что мы узнаем о его встрече с Симеоном из многочисленных текстов, написанных на тему жизни святого:

Змей с бородой (чтобы было точно понятно, что он мужчина) пришел просить Симеона излечить его жену, поскольку женщины к святому не допускались. Тот факт, что змей, воплощение зла, обратился к Симеону, подчеркивает святость столпника. О чудодейственных врачевательских способностях Симеона говорит и надпись на табличке, сделанная человеком, чью жену, вероятно, святой смог излечить: «В благодарность Богу и святому Симеону я дарю эту табличку».

Эта пластинка, выступавшая в роли ex-voto, крепилась к стене в святом месте и посвящала нас в житейские детали.

Колонну с довольно высоким ограждением, которое не только защищало святого от падения, но и позволяло ему, когда он того желал, укрыться от людей. С помощью лестницы к столпнику поднимали скудную пищу и питье. Бывало, что по ней могли взобраться и избранные для личной встречи со святым.

Известность Симеона Старшего была колоссальной: его знали и в Испании, и в Аравии», — Иоанна Рапти, автор курса «История искусства и археологии раннехристианских народов, коптов и византийцев» в Школе Лувра.

Это и другие изображения столпников позволяют утверждать, что такая радикальная аскеза совмещалась с некоторой театральностью. Колонна служила святым не только для того, чтобы изолироваться, но также превратилась в подобие подмостков.

Даниил Столпник, Минологий Василия II, Х в., Bibliotheca Apostolica Vaticana, Ватикан

Даниил Столпник, Минологий Василия II, Х в., Bibliotheca Apostolica Vaticana, Ватикан

Для того чтобы добраться до святого, нужно было пройти определенный путь: духовный и физический. Такой же путь проделал и сам Симеон в своем духовном росте», — Иоанна Рапти, автор курса «История искусства и археологии раннехристианских народов, коптов и византийцев» в Школе Лувра.

Пока вы читали статью, наверняка подумали, откуда у человека могла возникнуть мысль взобраться на колонну. Оказывается, жизнь на столпе — не вполне оригинальная идея Симеона. Вот что пишет Проспер Альфарик в журнале Revue d’Histoire et de Philosophie religieuses, 1924:

Некоторые авторы утверждают, что первый столпник, святой Симеон Старший, всего лишь христианизировал языческий обычай своей родины. Из трактата «О сирийской богине» Лукиана нам известно, что в Антиохии, в Иераполисе (сегодня Памуккале в Турции. — Прим. ред.), перед храмом богини Атаргатис стояли две высокие колонны в форме фаллоса.

Каждый год на одну из них взбирался мужчина, поднимал при помощи цепи все необходимое и проводил там семь дней. Таким образом он был ближе к богам и мог быть лучше услышан ими. Он молился о процветании Сирии, и люди, желающие получить его заступничество, приносили ему приношения. Они называли свои имена, и он молился за них.

Образ жизни столпников заставляет нас также вспомнить об аскетах Индии. Там были аналогичные истязания: «руки, поднятые к небу, высыхают, суставы болят, ноги распухают и покрываются ранами из-за долгого стояния, позвоночник сгибается под весом тяжелых цепей, голова постоянно находится под палящим солнцем, тело — в распинающих позах, и в довершение крайне суровая диета».

Вам нравится статья? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или станьте другом Музы на Фейсбуке и/или в Инстаграм. Amuse A Muse – некоммерческий арт-проект, созданный для популяризации знаний об искусстве и культуре. Он сможет вырасти только с вашей помощью.

После смерти Симеона вокруг колонны была сооружена церковь. Нам мало что известно о том, кто решил ее воздвигнуть. У специалистов есть мнение, что это внушительное здание появилось во второй половине V века благодаря щедрости императора Зенона, выходца из этого региона.

Остатки колонны Симеона Столпника  в Калъат-Симъан, Сирия

Остатки колонны Симеона Столпника  в Калъат-Симъан, Сирия

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.