google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святые девять мучеников Кизические | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святые девять мучеников Кизические

Май 12th 2010 -

Икона «Девять мучеников Кизических».
Слобода Холуй, конец XVIII в.

На обороте чернильная надпись: «Сею иконою Девять мучеников благословляет мать родного своего сына, юного воспитанника Костромской Духовной семинарии, высшего отделения, Василия Нов...кого...24 марта 1868г.»  Св.Димитрий Ростовский, автор службы девяти мученикам,  указывает: «этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней» — «горячек», т.е. простуд и гриппов, в древности представлявших для людей довольно грозную опасность.

Память 29 апреля/ 12 мая

Город Кизик находится в малоазийской области Мизии, на берегу Дарданельского пролива, отделяющего Азию от Европы.

Он стоит рядом с городом Троадою, в котором проповедывал святой Апостол Павел, учитель язычников, и был просвещен святою верою христианскою от того же Апостола. Хотя этот город и был просвещен светом христианства, но первоначально он имел не очень много христиан, по причине гонения на христианскую веру от язычников.

Поученіе. Свв. девять мучениковъ кизическихъ (О пользѣ обращаться въ болѣзняхъ съ молитвою къ св. мученикамъ). Прот. Григорій Дьяченко

Когда нечестивые римские императоры, правившие до Константина Великого, рассылали по всем странам грозные повеления — всех, исповедывавших имя Христово, принуждать к поклонению идолам, и посылали для этого жестоких игемонов, — обязанных казнить различными способами и предавать смерти всех, не повиновавшихся царскому повелению, — тогда многие из христиан бежали из города, скитаясь по горам и пустыням; другие же из христиан жили среди язычников, но скрывали от них свою веру; те же, которые особенно горячо любили своего Бога и Господа, Иисуса Христа, явно, во всеуслышание исповедывали имя Христово посреди язычников и охотно шли на многоразличные мучения и смерть за имя Христово. К числу этих последних принадлежат и воспоминаемые ныне девять святых мучеников, доблестных мужей, твердых во святой вере, как гора Сион и горевших ревностью по Боге, как Илия. Имена их следующие: Феогний, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон.

Эти святые мученики происходили из разных городов. Собравшись вместе в Кизике, они, не страшась ни грозных царских повелений, ни мучений и смерти, велегласно прославляли Христа, дерзновенно исповедуя, что Он — Истинный Бог, Творец и Вседержитель всего мира. Вместе с тем они обличали и порицали нечестивое учение язычников-идолопоклонников, которые вместо Бога почитали бесов, вместо того, чтобы поклоняться Творцу всего мира, поклонялись твари, вместо Живого Бога покланялись бездушным идолам, вместо Истинного Бога почитали ложных богов, вместо любви к Богу Милосердому, подающему людям всякое благо, приносили жертвы жестокосердым бесам — мучителям людей. Посему эти святые мученики и увещевали, ослепленных неверием, язычников оставить свои заблуждения и познать истину, дабы, просветились светом христианского учения, уверовать во Единого Истинного, пребывающего на небесах, Бога, содержащего во Своей власти всю вселенную.

Узнав о такой дерзновенной проповеди святых, нечестивые служители диавола взяли их без милосердия, как волки овец, и, связав, представили их на допрос начальнику города, как бы каких злодеев.

Святые воины Христовы мужественно предстали пред нечестивого судию. Сердца их были воспламенены огнем любви к Богу и ревностью о славе Его. Представ пред мучителем, они облеклись во Христа дабы мужественно противостать нечестивому судии, а наипаче самому князю тьмы, на борьбу с которым они теперь выступали.

Нечестивый судия предавал их различным мучениям и пыткам; не один раз заключал он их в темницу, затем снова выводил и предавал мукам, требуя, чтобы они отверглись от Христа и принесли жертву идолам. Но доблестные воины Христовы ни в каком случае не соглашались отречься от Христа, своего Бога и Господа; напротив того, они начали говорить о суетности идолопоклонства и укорили в нечестии и самого судию. Вследствие этого они после многих других различных мук были усечены во главы. Около того места были погребены и тела их.

Спустя несколько лет после этого воцарился Константин Великий, который, приняв святое крещение, прекратил гонение на христиан. Свет благочестия христианского теперь всюду разлился по вселенной.

Тогда кизические христиане с благоговением извлекли из земли тела святых мучеников, которые оказались нетленными, затем положили их в новые гробы, построили храм в честь святых мучеников и с благоговением перенесли в него свое многоценное сокровище.

От сих святых мощей совершались многоразличные чудеса и исцеления: бесы изгонялись, расслабленные становились здоровыми, страдавшие лихорадкою совершенно исцелялись от своих болезней.

Так, например, один известный в городе муж, страдавший водянкою, исцелился от своей болезни, прикоснувшись с верою к раке со святыми мощами. Равным образом всякий, какой бы ни был одержим болезнью, с верою прикасавшийся ко гробу святых мучеников, тотчас получал исцеление.

Видя это, многие из неверных обращались ко Христу, так что вскоре весь город тот уверовал во Христа; идолы и языческие храмы сокрушались и вместо них воздвигались храмы христианские; благочестие процветало в городе Кизике, по молитвам святых девяти мучеников, там почивавших.

Когда же по смерти благочестивого царя Константина и сына его Констанция, царствовавших довольно продолжительное время, воцарился нечестивый Юлиан Отступник8, то некоторые из проживавших в том городе эллинов-язычников отправились к сему императору и донесли ему на христиан, что они разорили все их храмы и жертвенники разбили.

Услышав это, царь, хотя и повелел восстановить языческие храмы и идолов, однако не позволил делать никаких притеснений христианам, жившим в городе, так как их было очень много (почему он боялся народного возмущения). Однако сей нечестивый император приказал заключить в темницу христианского епископа Елевсия. Когда же он отправился в поход против персов и погиб там, то епископ Елевсий был освобожден, и снова в городе Кизике воссиял свет веры Христовой; город тот укреплялся и утверждался, как крепкою стеною, усердным предстательством пред Богом тех святых мучеников. Молитвами их да получим и мы исцеление от болезней наших, как душевных, так и телесных, да сподобимся также и благодати и милости от Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

В России Кизические мученики особо активно почитались во 2-й пол. XVII в. Поскольку святые считались целителями от лихорадки, то в 1687 г., во время эпидемии этой болезни в Казани, Адриан, митр. Казанский и Свияжский (впосл. патриарх Московский и всея Руси), предложил общему городскому совету поставить ц. во имя Кизических мучеников. Строительство деревянного храма было завершено к июлю 1688 г. После этого эпидемия пошла на убыль и вскоре совсем прекратилась. Храм стал местом массового паломничества, по ходатайству митр. Адриана здесь был основан казанский Кизический в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Став патриархом, Адриан продолжал заботиться об этой обители. Так, в июле 1693 г. монастырю были переданы частицы мощей Кизических мучеников, подаренные в 1645 г. царю Михаилу Феодоровичу Кизическим митр. Анемподистом (по греч. источникам, Кизической епархией в то время управлял митр. Анфим). Об этом сообщается в утраченной кн. «Спирида, или Кошница» (1691), написанной ктитором Кизического монастыря иеродиак. Стефаном (Сахаровым). В книгу входили служба Кизическим мученикам. Слово об их мучениях и рассказ об устроении мон-ря в Казани. Содержание книги известно благодаря цитатам, приведенным в исследовании еп. Никанора «Кизический Казанский монастырь». Эта реликвия была утрачена в 20-х гг. ХХ в. В наст. время в казанском Кизическом монастыре хранится икона с частицей мощей Кизических мучеников, недавно подаренная московской церковью Кизических мучеников.

Комментарии закрыты.

Пятый канал телепрограмма на первый канал.