google-site-verification: google21d08411ff346180.html Икона Божией Матери Кипрская | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Икона Божией Матери Кипрская

Май 24th 2010 -

Икона Божией Матери Кипрская

Ярославль. Семен Спиридонов Холмогорец (?).
1680-е гг.
Клейма:
1 2 3 4 5 6 7
8 9
9 11
12 13
13 15
16 17
17 19
20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

1. Пророчество Исаии о рождестве Богородицы и обетование Симеону Богоприимцу.
2. Зачатие Иоаким и Анны и Рождество Богородицы.
3. Введение во храм.
4. Благовещение.
5. Рождество Христово.
6. Сошествие Святого Духа.
7. Евангелист Лука пишет икону Богоматери Владимирской, которую Пречистая Дева благословляет.
8. Успение Богоматери.
9. Взятие Богоматери на небо.
10. Явление апостолам Петру и Иоанну Нерукотворного образа Богоматери в Лидде. Богоматерь поручает построить им храм в Лидде.
11. Икона Богоматери Одигитрии спасает Константинополь от нашествия иноплеменников.
12. Чудо от иконы богоматери Одигитрии, принявшей в подношение от св. отрока Германа яблоко.
13. Чудо от иконы Богоматери Лиддской, приплывшей по морю в Рим.
14. Икона Богоматери исцеляет усекновенную руку св. Иоанна Дамаскина.
15. Икона Богоматери исцеляет царя Феофила.
16. Богоматерь Живоносный источник.
17. Покров Богоматери.
18. Богородица обещает Преподобному Феодосию Печерскому заботиться о его монастыре.
19. Богородица призывает художников во Влахерны, вручает им золото, икону «Успения» и посылает в Киев.
20. Мастера из Константинополя пришли к игумену Никону для росписи собора Киево-Печерского монастыря.
21. Чудо от иконы Богоматери Знамение в битве суздальцев с новгородцами.
22. «О Тебе радуется обрадованная...»
23. «Освященная церковь, рай словесный…»
24. «ложесна бо Твоя престол сотвори…»
25. «О Тебе радеется Благодатная…»
26. Похвала Богоматери.
27. Богоматерь Всех скорбящих Радость.
28. «Величит душа моя Господа…»
29. «Достойно есть…»
30. «Присноблаженную и пренепорочную…»
31. «Честнейшую Херувим…»
32. «Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

В рус. искусстве изображение Божией Матери с Младенцем как Царицы Небесной на троне иногда имеет надпись: «Изображение называемыя Кипрския Богородицы», напр., на иконе «Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста», приписываемой мастеру Семену Спиридонову Холмогорцу, из ярославской ц. во имя свт. Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе (1682, ныне в ЯХМ). Надписи золотом окружают средник; золото использовано также в разделке одежд Богоматери, резьбе престола, арки; царственность подчеркнута атрибутами: на голове Богоматери — корона, в правой руке — скипетр. Младенец сидит на Ее левой руке, вполоборота к Божией Матери, правой рукой Он благословляет, в Его левой руке — держава. Не менее интересными, чем образ в среднике, являются клейма (36): они демонстрируют Богородичные праздники и чудеса, связанные с почитанием разных, в т. ч. русских, икон Божией Матери. Среди них присутствует и «чудо с арапом», известное по рус. рукописям о К. и. О влиянии кипрской иконографии напоминает плат поверх мафория Богоматери. Эта композиция оказалась настолько востребованной, что мастер повторил ее на нескольких иконах: на одной для того же храма, меньших размеров и с др. количеством клейм (32) (ок. 1682, ЯХМ), а также на иконе с 40 клеймами из ц. свт. Николая Чудотворца (т. н. Мокрого), написанной 29 дек. 1687 г. (ГРМ, см.: Турцова Н. М. Новые данные о жизни и творчестве Семена Спиридонова Холмогорца // ПКНО, 1987. М., 1988. С. 215-222; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. Кат. 63. С. 108-109; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 750-751).

Часто эпитет «Кипрская» в русских источниках XVII в. применяется к Киккской иконе Божией Матери — самой известной чудотворной иконе о-ва Кипр. Ряд ее списков под именем К. и. был создан в России царскими изографами и упоминается в документах 2-й пол. XVII в., в Житии Илариона, митр. Суздальского (Буслаев Ф. И. Для биографии царского иконописца Симона Ушакова // Он же. Исторические очерки рус. народной словесности и искусства. М., 1861. Т. 2. С. 395-396; Ровинский. Обозрение иконописания. С. 167; Белоброва. 2005. С. 319); он распространился среди иконописцев, судя по Сийскому лицевому иконописному подлиннику.
Кипрская икона Божией Матери. Фрагмент акварели С. М. Шухвостова «Интерьер Успенского собора». 1851 г. (частное собрание)

Кипрская икона Божией Матери. Фрагмент акварели С. М. Шухвостова «Интерьер Успенского собора». 1851 г. (частное собрание)

Д. А. Ровинский приводит ряд гравированных листов с изображением К. и. в составе свода икон Божией Матери: «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» (Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 475. № 1214. Подпись под иконой: «изображение чудотворнаго образ пртои Бдцы Кипрския»). Нередко среди таких гравюр изображение К. и. повторяется: напр., на листе под названием «о явлении 132-х чюдотворных икон пртыя Бцы вкоих мцах и числах бывает празнество» рядом со 2-м изображением К. и. упоминается дата явления иконы — 9 июля 5600 (392) г. (Там же. С. 479. № 1217; см.: Кочетков. 1996. С. 407, 411, 417). Вслед за гравюрами миниатюрные изображения чудотворных икон Божией Матери появляются в большом количестве как часть таких образов. Они приобретают популярность в XIX в. и исполняются в мастерских самого простого «пошиба», напр., икона кон. XIX — нач. XX в. из собрания банка «Интеза» (Палаццо Леони Монтанари, Виченца) — миниатюрное клеймо, представляющее Богоматерь, восседающую на троне с Младенцем на руках, Он вполоборота повернулся к одному из 2 стоящих по сторонам трона ангелов; на голове Богоматери — корона, правая рука Младенца поднята с благословением; подпись на клейме: «Кипрская ПР БЦ». Иногда клейм с изображением К. и. было несколько: напр., на иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» с чудотворными иконами Пресв. Богородицы иконописца В. А. Кукина (1894, собр. В. А. Бондаренко) их 4: в 3-м ряду сверху представлена соответствующая К. и. композиция без подписи с Богоматерью на троне, держащей Младенца прямо перед Собой, по сторонам — 2 ангела; в 6-м ряду — композиция К. и. с подписью, Богоматерь изображена сидящей на престоле (без спинки) вполоборота, 2 руками поддерживающей стоящего Младенца, по сторонам — 2 ангела; М. М. Красилин считает, что празднование этой иконе приходится на день Сошествия Св. Духа.

В Новое время К. и. в поясном варианте также встречается в церковном искусстве, как видно на примере небольшой иконы, написанной в академической манере в 1-й пол. — сер. XIX в. (НКПИКЗ). На ней изображена Богоматерь с Младенцем, по типу, близкому к Киккской иконе в том варианте, который приобрел известность со 2-й пол. XVIII в., — с 2 ангелами, коронующими Пресв. Богородицу, в руках Богомладенца развернутый свиток, напоминающий средневековый штандарт; надпись на нижнем поле иконы: «Чудотворныя икона Пресв. Бцы Кипрския называемая Милосердствующая», упоминаются также евангелист Лука как автор иконы и мон-рь, знаменитый «по всей Греции на острове Кипре».

О том, что название К. и. применяли к самым разным изводам, происхождение к-рых не имело обоснованной связи с Кипром, подтверждают и сохранившиеся иконы, напр. кон. XVIII — нач. XIX в. (ЦМиАР). В центре ее в отдельном киоте представлено поясное изображение Богоматери, Которая смотрит на Младенца, преклоняющего колена и поднимающего ручки перед нисходящим на Него сверху Св. Духом в образе голубя; приподнятые руки Божией Матери также разведены в стороны (жест поклонения), на Ее главе корона, по сторонам — 2 ангела, поддерживающие раму киота («О Тебе радуется»: Рус. иконы Богоматери XVI — нач. XX в.: Кат. выст. М., 1995. Кат. 47. С. 61).

В Успенском соборе Московского Кремля список К. и. был установлен в киоте у сев. -вост. столпа, по левую руку от моленного места цариц, с сев. стороны, лицом к Патриаршему двору, как точно указал в сб. «Солнце Пресветлое» Моховиков (МГУ НБ. № 293. Л. 33). Судя по сохранившейся акварели С. М. Шухвостова «Интерьер Успенского собора» (1851, частное собр.), икона имела богатейший оклад, закрывавший все поле средника, ризы Богоматери и Младенца, с дополнительным платом и короной на главе Божией Матери. Список воспроизводил поясное изображение Богоматери: Она склонилась к Младенцу, Которого держит на левой руке; Его правая ножка опирается на правую руку Божией Матери, а левая согнута в колене так, что лежит горизонтально. К редким деталям относятся полуобнаженный торс Младенца, препоясанные и покрытые золотом багряные ризы, прикрывающие Его ножки, а также плат поверх мафория. Очевидно, именно эта икона в описях 1-й пол. XX в. называется «Кипрская Умиление» (Толстая. 2013. С. 249. Примеч. 1-3). В наст. время на этой некогда почитаемой большого размера иконе нет оклада и видно, что ее живописный слой находится под записью, скорее всего упомянутой Моховиковым в нач. XVIII в. как сделанной «ныне же». О почитании в Новое время этой иконы свидетельствуют сохранившиеся иконы разных размеров, иногда с наименованием «Кипрская»: напр., икона малого размера «Богоматерь Кипрская, со святыми Онуфрием Великим и Петром Афонским на полях» (1-я пол. XIX в., из собр. Н. П. Лихачёва, ГРМ — «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. Кат. 123. С. 198-199). В ковчеге ее средника на золотом фоне написана в традиц. иконописной манере полуфигура Богоматери. Слева от Нее сидит Христос, но так, что левая рука Матери Божией поддерживает Его лишь со спины, а к правой согнутой руке протянута Его полуобнаженная правая ножка. На главе Богоматери поверх обычного вишневого мафория написан красный плат с драгоценной каймой. Обнаженное тело Младенца Христа препоясано синей лентой наподобие диаконского ораря, а чресла и левая ножка прикрыты алой тканью с золотым ассистом. В изображении одеяний, позы Младенца, а также в передаче надписи, икона чрезвычайно близка к оригиналу — иконе из Успенского собора Московского Кремля, но отличается неточным повторением пропорций, неудачным рисунком правой руки Божией Матери, которая на образце служила опорой для Младенца; не удалось иконописцу повторить наклон головы Богородицы и передать душевное единение Божией Матери и Богомладенца. Та же иконографическая схема с наименованием К. и. встречается в клейме на иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» (празднование 9 июля) с чудотворными образами Пресв. Богородицы иконописца Кукина (1894, собр. В. А. Бондаренко): в 9-м ряду (справа от центрального образа) в поясном изводе Божия Матерь держит обеими руками полулежащего Младенца, облачение Которого составляют покрывающие ножки золотистые ризы и красное препоясание поверх обнаженного тела.

О целительной силе таких икон свидетельствуют предания о К. и. в нижегородской ц. во имя св. Иоанна Предтечи, что на Слободке, по молитвам перед которой прекратилась моровая язва в 1771 г. (Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому. Коломна, [1994]р. С. 279).

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.