google-site-verification: google21d08411ff346180.html Рекомендации психолога Алчевской лечебницы родителям на лето по развитию ребенка от 4 до 5лет | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Рекомендации психолога Алчевской лечебницы родителям на лето по развитию ребенка от 4 до 5лет

Июнь 4th 2016 -

Пятилетняя девочка, страдающая аутизмом, рисует удивительно атмосферные картины

Психолог Алчевской духовной лечебницы предлагает простые, но действенные советы для родителей маленьких детей, с которыми можно и нужно заниматься как во время отпуска, так и после работы.

1. Уделять   внимание играм ребенка. Игра в этом возрасте должна становиться  все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая (со сверстниками). Можно и нужно играть с ребенком в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью».  Дети 4-5 года жизни могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм.

2.      Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Необходимо разрешить  ребенку пользоваться разнообразными «ненужными» (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию.

Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок  творчески осваивает язык, можно сказать, что занимается словотворчеством. Словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. Необходимо поощрять ребенка задавать вопросы, рассказывать сказки, рассуждать, фантазировать, пересказывать, обмениваться впечатлениями и т. д. Ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.

3.      Необходимо начать изучать понемногу буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период – между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому. Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом, для изучения чего бы то ни было.

4.      Для развития восприятия  необходимо обращать внимание ребенка и называть качества предметов ( что это?), их признаки ( какие?), отношения и т. д. В этом случае его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

5.      Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.( эти понятия необходимо использовать в речи повседневно, связывать с ними какие-то даты, события и т.д.)

К пяти годам постепенно начинает формироваться   сознательное запоминание и вспоминание. Поэтому желательно учить с ребенком  короткие стихотворения, песенки,  и т. д.

При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память. Необходимо обсуждать с ребенком то, что только что увидели, услышали или прочитали. Так вы научите его анализировать, делать выводы и выражать свои мысли.

6.      Рекомендуется читать ребенку детские сказки, соответствующие возрасту. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни. Это помогает ребенку переходить к формированию произвольного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: «Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению».

В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например, так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, иногда можете мирно беседовать с ним. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях.

7.      Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности. Обращайтесь с просьбой к нему: «Мне нужна твоя помощь: подержи совок, пока я подметаю». Или так: «Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой». Ребенок со многими вещами знакомится в быту. Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело. Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный — слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Вы должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Помните, однако, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

8.      Рекомендуется поощрять желание ребенка к рисованию. Пусть рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела), солнышко, бабочку, цветочек, машинку.

9.      Развивать общую моторику: бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге, подбрасывать вверх мяч,   ловить его двумя руками. Ходить по бревну, учиться удерживать равновесие, залазить и слезать с невысоких лесенок. Привычка регулярно двигаться (как, впрочем, и большинство привычек) формируется уже сейчас. Двигательная лень – одна из характерных черт современного поколения, а движение, как известно, это жизнь. И, безусловно, пройдет лет десять-пятнадцать, и ребенок искренне поблагодарит вас за то, что вы научили его что-то делать хорошо.

10.    Развивать моторику рук: уверенно держать карандаш пальцами, обводить рисунки по контурам, разукрашивать, лепить из пластилина простые фигурки, играть с песком и глиной ( делать пасочки, копать совочком, строить замки и т.д.) конструировать из кубиков, деталей конструктора ( можно по подражанию), собирать пазлы (начинать с   крупных), рисовать пальчиковыми красками, делать простую мозаику из цветной бумаги(рвать цветную бумагу и заполнять по контуру рисунок. Например: «солнышко», «яблочко», «грушу», «помидор» и т.д.) одновременно повторяются и запоминаются названия фруктов, овощей и их цвета. Учиться нанизывать на нитку или проволоку крупные бусины, пуговицы. Учиться резать ножницами бумагу на полоски.

11.    Играть с ребенком в «Лото», детское «Домино», собирать правильно «Пирамидку». Игры: «Где чья мама?», «Что где растет?», «Что из чего приготовлено?», «Чей домик?», «Профессии», «Четыре сезона года».

12.    Родителям следует не препятствовать желанию малыша узнать как можно больше, и продолжать учить его общаться с окружающими: благодарить за помощь и подарки, объяснять, чего ему хочется, не мешать старшим во время разговора. Очень важно не упустить это время для воспитания нравственных качеств. Объясняя ребенку, в чем он прав или не прав, вы на всю жизнь заложите определенные модели, которые и будут решающими в его взаимоотношениях с другими людьми.

Воспитание и развитие вашего ребёнка – это труд вашей души, плоды которой обязательно созреют в душе вашего ребёнка! Радости вам и побольше добрых плодов, какдля жизни земной, так и для жизни вечной.

Инна Сидорова, психолог Алчевской духовной лечебницы.

Комментарии закрыты.