google-site-verification: google21d08411ff346180.html Алчевская духовная лечебница: взгляд на детскую агрессиию | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Алчевская духовная лечебница: взгляд на детскую агрессиию

Июль 8th 2015 -

Алчевская духовная лечебница: взгляд на детскую агрессиию

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый – это семья, которая может демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Алчевская духовная лечебница: взгляд на детскую агрессиию

Во-вторых, агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками во время игр.

И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессии, и в первую очередь, детей. В своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору». Дж.Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт (!) приходится на каждый час детских мультфильмов.

В основе агрессивного поведения лежат гнев и страх.

Дети зачастую не получают от близких модели эффективного общения с окружающими для того, чтобы справиться со стрессовой для них ситуацией, а собственной модели и опыта у них нет. И они принимают ту модель, которая им доступна в наблюдении.

Дети Донбасса в 2014—2015 приобрели серьёзную психотравму, в связи с военными событиями, участниками которых они стали не по своей воле.

Приведём один из примеров. Совсем недавно на консультацию в Алчевскую духовную лечебницу привели девочку Наташу, которая зайдя в кабинет начала плакать, пытаться драться, бросать предметы вокруг себя. При попытке установить контакт с ней, закрывала лицо руками, пряталась, проявляла агрессию. При этом девочка в свои четыре года не разговаривает.

Работа с такими детками требует от специалистов и от родителей большого внимания и терпения.

Три занятия ушло на установление контакта с малышкой. С каждым последующим занятием девочка стала проявлять все больше доверия и заинтересованности.

Основным методом коррекции, на который откликнулся ребёнок, выбрали метод «Музыкотерапии».

О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. Уже в работах древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Именно Пифагору принадлежит афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей».

Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

В момент, когда Наташа заходила в кабинет, использовалось музыкопробуждение, т.е. включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием.

При большом эмоциональном возбуждениии применялось музыконаслаждение — слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды. Музыкальные произведения Моцарта.

В это время Наташа успокаивалась, воспринимала обращенные к ней слова, выполняла определенные просьбы. Забывала закрывать лицо руками. Под релаксационные произведения с удовольствием занималась на сенсорном тренажере для рук.

Наряду со слушанием музыки мы использовали и активное музицирование, что включает в себя игру на музыкальных инструментах. Для исполнения несложных пьес использовались такие простые инструменты, как барабан, бубен, колокольчики, бубенцы. Занятия ограничивались поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляли собой импровизированную игру. Наряду с этим применялись элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводились к упражнениям в напряжении и расслаблении, воспроизводились вздох, зевота, потягивание, приседание. Такие приемы помогают избавиться от агрессии, поднимают настроение.

Успешно применялась также импровизация свободного танца под звуки классической и народной музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя. Во время применения всех перечисленных методов, ребенок постепенно расслаблялся, девочка перестала кричать, проявлять агрессию на занятиях, все реже прятала рукой лицо. С удовольствием выполняла все упражнения. Стала смотреть в глаза, давать руки, внимательно слушала и выполняла, то, что ей говорили. Особое удовольствие ей доставляли танцы под веселую народную музыку. На последних занятиях перед каникулами, Наташа бежала в кабинет сама, не оглядываясь на маму. Стала улыбаться, подпевать звуками. Активно пошла на контакт.

Некоторые рекомендации родителям:

  • Первым делом нащупать болевые точки в семье и нормализовать семейные отношения.
  • Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.
  • Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
  • Разговаривать с ребенком, совместно выполнять какие-то действия, играть с ребенком, слушать музыку, танцевать.
  • С ребенком надо больше общаться, непременно в спокойном состоянии.

Волонтёр-психолог Сидорова Инна.

Комментарии закрыты.