Как я снова начала улыбаться или Первые шаги в борьбе с Аутизмом

Январь 24th 2016 -

Аутизм

Глава 12. Начало контакта или сенсорные игры

Эта глава пригодится вам если вы только-только начинаете свое НОВОЕ общение с аутенком, эта глава о том как начать первые совместные игры и какими они могут быть, как разнообразить ощущения ребенка, как привлечь и увлечь аутенка.

Данный текст также будут вам полезен, если вам требуется помощник, а вашему ребенку особенный подход. Если вам также как и мне негде найти и не у кого просить помощи, то самый оптимальный вариант найти обычную няню, но обучите такого воспитателя нужно самостоятельно.

В моем городе нет центров помощи аутятам, нет или очень мало психологов и педагогов имеющих опыт и желание занимать с особенными детьми. Нет АБА специалистов, нет групповых и индивидуальных терапии, нет даже других семей с которыми можно пообщаться и поделиться опытом… Где то на просторах моей Родины есть конечно и другие аутята и центры помощи и конные терапии, и дельфины, и специалисты в поведенческой терапии и даже специальные садики и группы, направленные на коррекцию аутизма. Но это так далеко от меня, мой город совсем крошечный, моя проблема никому не интересна, я могу рассчитывать только на себя!

В садик мы решили сына пока не отдавать. Раньше он туда как то ходил, и пока он был маленький к нему особых требовании не предъявляли, в группе дети были от полутора лет и на их фоне не умения сына разнообразно играть, ходить на горшок, контактировать, выглядело не сильно странным. Многие скучали по маме, многие приучались к горшку. Чем старше становился сын тем больше нельзя и норм пытались ему навязать, сынок оказывал сопротивление. Активно капризничал и уклонялся от горшка и взаимодействия. Все больше и больше уходил в защиту, вместо освоение нового и попыток наладить отношения со сверстниками. Пользы от садика было мало, но все больше вопросов и претензии было к странностям сына. За лето, которое мы с сыном провели на домашнем обучении, в дали от садика, давления, сынок очень изменился. Мне кажется он пока не готов вновь вернуться в жесткие рамки детского сада, но ему определенно требуется разнообразие и общение не только с родителями.

Чтобы разнообразить жизнь сына и внести в нее новых друзей, больше общения и расширить кругозор ребенка решено было нанять приходящую няню. Такая мысль пришла мне в голову после прочтения многих книг, где общение с психологом вносило в жизнь аутенка много нового и интересного. Как дети менялись на глазах от вроде бы простого рисования, кормления кукол, качания на качелях, но в новой для себя обстановке, с новым человеком, который подбирал ключик к каждому ребенку и добивался доверия, взаимодействия с ребенком, а потом становилось возможным и обучение аутенка, осуществлялась коррекция поведения.

Почему общение с новым человеком полезно:

— малыш может выстроить новые, приятные отношения с воспитателем, больше доверять людям

— увеличится полезное и интересное времяпрепровождение ребенка

— каждый новый человек внесет свои комментарии, игры и знания.

— увеличится количество взрослых которым ребенок доверяет, с которыми может пообщаться.

— общая защита от мира ослабнет. Все вокруг помогают, делают жизнь интересной. Бояться нечего.

— все общаются по-разному, а значит меньше стереотипов в речи, поведении, привычках.

— отдых для родителей на время занятий с педагогом.

— возможность выйти из дома без ребенка пока идет занятие

Итак, решено, ищем няню, на несколько занятий в неделю, час-полтора, сначала под присмотром родителей, а потом и индивидуальных. Число занятия со временем нарастим, а само занятие разнообразим.

Требования к кандидату отсутствуют, школьницы, студентки и бабушки приветствуются. Главное что бы было желание и интерес работать с трудным ребенком, доброе сердце и развитая интуиция, со здравым смыслом.

Объявление было придумано и подано в местную газету, а пока мы ждали кандидатов, усилено искали информацию о том как наладить первый контакт, как начать работу с маленьким аутенком, как собственно привести в дом постороннего человека и добиться от нашего сына сотрудничества и общения.

Каждая мама может найти себе добровольного или платного помощника. И немного облегчить себе жизнь, а главное внести нового человека, другие игры и разные занятия в жизнь своего аутенка. Важно только учитывать особенности ребенка, его предпочтения, его страхи и нервозность. Важно не какой человек придет к вам в дом, важно что он будет делать!

Как начать контакт или инструкция для няни:

Убрать из комнаты где будет проходить знакомство все предметы, вызывающие у ребенка страх или неприятные ощущения.

Не задавайте вопросов, не пытайтесь привлечь внимание ребенка к игре или себе, не привлекайте внимание зовя по имени, не ругайте, не требуйте, не заставляйте.

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка болезненными, гладить и дотрагиваться до ребенка не нужно. Брать на руки также не рекомендуется.

Долгий зрительный контакт также излишен, если ребенок подойдет или посмотрит на Вас улыбнитесь и отведите взгляд.

Лучше просто находится в комнате с ребенком, но заниматься своими делами, дать время аутенку привыкнуть к присутствию нового человека.

Постепенно ребенок освоится и будет возможно начать комментирование происходящего. Просто внесите смысл в то, что делает ребенок, похвалите его как он ловко прыгает, присоединитесь к рассматриванию машин из окна, озвучьте какие интересные у ребенка игрушки и т.д. Пусть тон, ритм, интонация речи будут спокойными и позитивными.

Далее можно присоединитесь к тому, что делает ребенок, к его действиям и движению, к его игре, просто ходите, имитируйте, будьте рядом, и делайте тоже что и ребенок. Продолжайте комментировать происходящее и хвалить ловкость и сообразительность ребенка. Таким образом, вы станете дополнительным источником приятных для ребенка ощущений, что позволит немного сблизиться.

Можно рассмотреть игрушки ребенка, пособирать его любимые пазлы. В надежде что ребенок присоединится. Будьте терпеливы, дождитесь, когда ребенок сам заинтересуется вами и игрушками, проявит инициативу подойти.

Если ребенок не хочет присоединяться, не обращает внимания на вас или протестует против ваших действий, не настаивайте. Смените тактику.

Для того что бы привлечь ребенка и начать с ним общение, нужно использовать интерес малыша. Его любимое занятие, игрушку, действие, увлечение. Можно угостить малыша чем то особенно вкусным, приготовить к первому занятию интересную игру, например новый пазл или головоломку.

Можно использовать качели, стихи, музыкальный ритм для привлечения внимания ребенка. Ребенку наверняка понравится качаться или танцевать, возможно прыгать или бегать также будет веселее в вашем присутствии.

Чаще хвалите, помогайте ребенку в играх, просто будьте рядом и оказывайте своевременно помощь и осторожно  отвечайте на попытки ребенка наладить контакт.

Внимательно следите за поведением ребенка, при первых признаках нервозности или страха немедленно прекратите  игру. Лучше недодать ощущений, чем переборщить и вызвать истерику.

Если ребенок капризничает, плохо себя ведет следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и попытаться помочь. Постарайтесь найти возможность любое желание удовлетворить или  заменитель желаемого чем то интересным, но безопасным.

Не говорите слова нет и нельзя, лучше отвлеките, объясните, присоединитесь, проигнорируйте.

Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, желаний и настроения ребенка. Он сам подскажет ту форм взаимодействия, которая в данный момент возможна и комфортна.

Не стоит ждать от ребенка активного общения, следует радоваться любому, самому минимальному участию в игре и интересу к новому человеку.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.