Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей

Февраль 1st 2014 -

Игры и занятия с особым ребенком

2.То, что нужно знать каждому

Введение

В этой главе мы обсудим общие вопросы, имеющие значение для всех детей, независимо от того, какие у них проблемы и чем именно занимаются с ними родители. Мы поговорим о том, как создать благоприятную обстановку для игры, как организовать занятия с ребенком, как заинтересовать его, а также о некоторых других вопросах, важных для особых детей.

Создание обстановки для игры

Все дети легко отвлекаются на посторонние звуки и предметы. Это неизбежно, если ребенок занимается чем-то малоинтерес¬ным для него или если у него есть физические проблемы, мешающие концентрации внимания. Поэтому очень важно создать обстановку, не отвлекающую ребенка, а, напротив, настраивающую его на определенное занятие. Рассмотрим следующие аспекты обстановки.

Выбор времени

Занимайтесь с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у вас есть время, энергия и энтузиазм для занятий. Выберите время, когда вас не отвлекают посторонние дела и мало¬вероятно, что вам помешают.

Шум

Включенный телевизор, радио или проигрыватель мешает ребенку сосредоточиться. Поэтому, начиная занятия с ребенком, выключите все источники постороннего шума. Особенно это важно для детей, имеющих проблемы со слухом или речью; ребенок должен сконцентрироваться на том, что вы ему говорите, а шум на заднем плане в таких случаях очень мешает.

Отвлекающие факторы

Начиная занятия, очистите стол или пол от ненужных игрушек и посторонних предметов. Положите перед ребенком только те игрушки, которые нужны вам. Закончив игру, не оставляйте игрушки перед глазами у ребенка: уберите их в коробку или в сумку, чтобы ребенок их не видел. В таком случае ему будет легче перейти от предыдущей игры к следующей.
Если ваш ребенок очень легко отвлекается, старайтесь, чтобы вещи, в данный момент ненужные, не находились у него на глазах. Некоторых детей способны отвлечь не только игрушки, но и предметы домашнего обихода и даже орнамент на обоях, скатерти и т.п.; в таком случае, чтобы помочь ребенку сконцентрироваться, вам придется произвести значительные перемены в домашней обстановке.


Многие дети легко отвлекаются

Очистите стол от ненужных вещей

Может быть, стоит заниматься с ребенком за столом — при этом ребенок видит меньше посторонних предметов и не может в любой момент вскочить и убежать.

Чтобы свести отвлекающие факторы на нет, можно создать ребенку «рабочий уголок», вроде тех, какие используются в спецшколах. Там дети часто работают за столами, огороженными с трех сторон: высокие однотонные стенки без всяких украшений закрывают от ребенка все, что может его отвлечь, и помогают сосредоточиться на выполнении заданий. Задание кладется слева от ребенка, выполнив, он перекладывает его направо и таким образом приучается выполнять действия слева направо. Возможно, настоящий «рабочий уголок» не слишком подходит для обычной квартиры; но вы можете расположить рабочий стол в тихом углу с простыми стенами без украшений. Многим детям нравится иметь особое «рабочее место». Идея «рабочего уголка» особенно популярна в ТЕАССН — учебной программе, разработанной в США для детей с аутизмом и нарушениями общения1.

Поза ребенка

Многие дети легко сосредотачиваются и охотно играют, сидя на полу или за обычным столом. Однако, если у вашего ребенка физические проблемы, вам следует обдумать его положение и позу во время занятий.

Правильная поза ребенка

Ребенок, сидящий в неудобной или неустойчивой позе, не сможет сосредоточиться на занятиях, он будет занят только тем, чтобы удержать равновесие. Если ребенку приходится опираться на руки, он не сможет использовать руки в игре. С другой стороны, ребенок, сидящий в удобной и устойчивой позе, сможет полностью использовать свои возможности и сосредоточиться на изучении новых навыков. Беспокойный и легко отвлекающийся ребенок также только выиграет от правильной посадки: у него появится стимул сидеть спокойно, а возможность прервать занятие и убежать будет затруднена.

Вы можете использовать самые различные возможности: специальную мебель, низкий стульчик и столик, высокий стул, обычный стул за обеденным столом. Все зависит от конкретных условий занятий и конкретных нужд вашего ребенка. Рекомендуется также обсудить возможные варианты со специалистом по движению.

С другой стороны, если у ребенка нет проблем с удержанием равновесия, полезно поэкспериментировать с различными поза¬ми во время занятий, такие эксперименты развивают физические навыки. При игре на полу, за столом или стоя на коленях перед журнальным столиком ребенок принимает различные позы и задействует разные группы мышц.

Освещение

Хорошее освещение во время занятий важно и для детей, и для взрослых, а для ребенка с нарушениями зрения просто жизненно необходимо. Когда вы играете или разговариваете с ребенком, стремитесь к тому, чтобы ваше лицо было хорошо освещено. Избегайте находиться спиной к окну или к лампе.

Ваша поза во время занятий

Во время занятий или разговора с ребенком всегда садитесь напротив него, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия. Если вы сидите рядом с ребенком, ему приходится использовать боковое зрение или оборачиваться, чтобы взглянуть на вас. То же касается и ситуаций, не связанных с игрой: например, когда вы учите ребенка есть самостоятельно, разверните его стульчик к себе лицом.

1. С программой ТЕАССН (Воспитание и обучение детей с аутизмом и другими коммуникационными нарушениями) можно ознакомиться, обратившись в отдел разработки и развития ТЕАССН по адресу:
Division ТЕАССН Administration and Research, CB 7180, 310 Medical School Wing E,
The University of North Carolina at Chapel-Hill, Chapel-Hill, North Carolina 27599-7180, USA;
тел. 001 919 966 2173

Назад

Начало

Далее

Метки:

Комментарии закрыты.